Г Л А В А Х Х Х I I. Как узнать, получит ли кто-либо то, на что надеется
Если случайно спросят о чём-то – или о звании, или о чем-то другом, – чтобы узнать, будут ли обладать этим или нет, но, тем не менее, не хотят говорить ни что это, ни от кого надеются получить, то следует рассмотреть сигнификатора одиннадцатого дома. Поскольку, если его хозяин приближается к хозяину Асцендента, или хозяин Асцендента – к хозяину одиннадцатого дома, или если они созерцают друг друга, то спрашивающий получит то, на что надеется, и с большей лёгкостью – в случае созерцания секстилем или трином. То же произойдёт, когда хозяин одиннадцатого дома будет принят в одном из углов. Также и когда та планета, которая принимает Луну, будет принята другой планетой, и та, которая её принимает, в свою очередь также будет принята, со спрашивающим легко произойдёт точно то, что он желает. Так же нужно судить в отношении хозяина Асцендента. Но если та планета, которая принимает Луну, находится в мутабельном или кардинальном знаке, спрашивающий получит лишь часть желаемого и, возможно, малую его часть. Если планета находится в фиксированном знаке, то он получит полностью всё, к чему стремится. Это также произойдет в случае складывающегося аспекта, или передачи света, или собирания света, подобно тому, как уже часто указывалось выше.
Таким же образом следует судить, если кто-то спрашивает, сможет ли он подружиться с желаемой персоной. Поскольку если ты увидишь, что хозяин одиннадцатого дома соединяется с хозяином Асцендента либо Луной, или что они присоединяются друг к другу, выноси суждение, что желание спрашивающего исполнится, особенно если это аспект или соединение дружбы, но если это соединение или аспект вражды, то воля спрашивающего исполнится с большим трудом. И даже если случайно это произойдёт, дружба всё равно не будет длиться долго, они поссорятся, потому что они с трудом смогут прийти к взаимному согласию.
Г Л А В А Х Х Х I I I. О скрытых врагах
Получив вопрос о положении скрытого врага, посмотри, что делает Альмутен двенадцатого дома и как он расположен по отношению к другим планетам и хозяевам других домов, и согласно этому суди о скрытом враге. Так, если Альмутен двенадцатого дома расположен в шестом доме или соединяется с его хозяином, то это указывает на то, что скрытый враг болен. На то же укажет расположение хозяина шестого дома в двенадцатом доме. И если хозяин скрытого врага соединяется с Альмутеном десятого дома или входит с ним в аспект, то он указывает на то, что враг находится при дворе или говорит с Королём, чтобы что-то попросить у него, и в ущерб спрашивающему, если он [Альмутен десятого дома] созерцает Асцендент или его хозяина аспектом квадратуры или оппозицией. Но если ты находишь хозяина двенадцатого дома в четвёртом или в доме смерти, или если он соединяется с его хозяином, то есть с хозяином восьмого дома, выноси суждение, что враг мёртв или что он вскоре умрёт. Таким же образом суди о состоянии скрытого врага согласно положению его хозяина с хозяевами всех домов, а также с благотворными и злыми планетами.
Если случится так, что спрашивающий захочет назвать его имя, или если он не скрытый враг, это укажет на то, что следует рассмотреть [врага] по седьмому дому и по расположению его хозяина. Поскольку седьмой дом созерцает первый дом аспектом вражды, то он истинно указывает на открытых врагов, и по нему судят об их положении.
Таким же образом можно судить обо всех предложенных вопросах и отвечать на них. Достаточно того, что кратко изложено здесь. Я даже осмелюсь сказать, что здесь изложено больше, чем в любом другом трактате на французском языке про множество различных вопросов. Можно правдиво и точно выносить суждение по любому вопросу, судить про всё, что бы ни произошло и, конечно, про все вопросы, что были мною выше перечислены.
Конец введения в приговоры звёзд
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Управители триплицитетов, термов и фасов
Триплицитеты
Дневной управитель | Ночной управитель | Общий управитель | |
ОГОНЬ: Овен, Лев, Стрелец | Солнце | Юпитер | Сатурн |
ЗЕМЛЯ: Телец, Дева, Козерог | Венера | Луна | Марс |
ВОЗДУХ: Близнецы, Весы, Водолей | Сатурн | Меркурий | Юпитер |
ВОДА: Рак, Скорпион, Рыбы | Венера | Марс | Луна |
Египетские термы
Овен | Юпитер (1-6) | Венера (7-12) | Меркурий (13-20) | Марс (21-25) | Сатурн (26-30) |
Телец | Венера (1-8) | Меркурий (9-14) | Юпитер (15-22) | Сатурн (23-27) | Марс (28-30) |
Близнецы | Меркурий (1-6) | Юпитер (7-12) | Венера (13-17) | Марс (18-24) | Сатурн (25-30) |
Рак | Марс (1-7) | Венера (8-13) | Меркурий (14-19) | Юпитер (20-26) | Сатурн (27-30) |
Лев | Юпитер (1-6) | Венера (7-11) | Сатурн (12-18) | Меркурий (19-24) | Марс (25-30) |
Дева | Меркурий (1-7) | Венера (8-17) | Юпитер (18-21) | Марс (22-28) | Сатурн (29-30) |
Весы | Сатурн (1-6) | Меркурий (7-14) | Юпитер (15-21) | Венера (22-28) | Марс (29-30) |
Скорпион | Марс (1-7) | Венера (8-11) | Меркурий (12-19) | Юпитер (20-24) | Сатурн (25-30) |
Стрелец | Юпитер (1-12) | Венера (13-17) | Меркурий (18-21) | Сатурн (22-26) | Марс (27-30) |
Козерог | Меркурий (1-7) | Юпитер (8-14) | Венера (15-22) | Сатурн (23-26) | Марс (27-30) |
Водолей | Меркурий (1-7) | Венера (8-13) | Юпитер (14-20) | Марс (21-25) | Сатурн (26-30) |
Рыбы | Венера (1-12) | Юпитер (13-16) | Меркурий (17-19) | Марс (20-28) | Сатурн (29-30) |
Фасы, или деканаты
1° – 10° | 11° – 20° | 21° – 30° | |
Овен | Марс | Солнце | Венера |
Телец | Меркурий | Луна | Сатурн |
Близнецы | Юпитер | Марс | Солнце |
Рак | Венера | Меркурий | Луна |
Лев | Сатурн | Юпитер | Марс |
Дева | Солнце | Венера | Меркурий |
Весы | Луна | Сатурн | Юпитер |
Скорпион | Марс | Солнце | Венера |
Стрелец | Меркурий | Луна | Сатурн |
Козерог | Юпитер | Марс | Солнце |
Водолей | Венера | Меркурий | Луна |
Рыбы | Сатурн | Юпитер | Марс |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Классификация градусов Зодиака
Деление градусов на мужские и женские, на счастливые и несчастливые и т.п. играло немаловажную роль в классической астрологии. Поэтому мы посчитали необходимым представить расшифровку классификации градусов, представленную у Дарио в довольно неудобном для современного читателя виде (см. Рис. 2).
Следует отметить, что в Средние века и эпоху Возрождения имели хождение несколько разных систем деления градусов. У средневековых авторов наиболее популярной была классификация зодиакальных градусов, имеющая крайне мало пересечений с приведённой у Дарио. Она восходит к арабским источникам и излагается, в частности, в работах Абу Ма’шара, Бируни и Ибн Эзры. Но среди европейских астрологов эпохи Ренессанса доминирующей стала именно та классификация градусов, которая представлена в трактате Дарио. Эта система с незначительными вариациями приводится в сочинениях целого ряда астрологов Италии, Франции, Германии, Англии и пр. В нижеследующих таблицах даётся список особых градусов Зодиака согласно Дарио (этот список полностью совпадает в обеих версиях трактата – как латинской, так и французской), сверенный со списками из трактатов Гвидо Бонатти (XIII в.), Иоганна Фирдунга фон Хасфурта (1463 – 1550), Иоганна Шёнера (1477 – 1547) и Уильяма Лилли (1602 – 1681):
Bonatti, Guido. Liber Astronomiae. Part II / Translated by Robert Zoller, edited by Robert Hand. [Project Hindsight, Latin Track, Vol. VIII]. – Berkeley Springs, West Virginia: Golden Hind Press, 1994.
Ioannis Hasfurti medici, ac astrologi praestantissimi, De cognoscendis, et medendis morbis ex corporum coelestium positione Libri IIII. – Venetiis: Ex Officina Damiani Zenarij, 1584.
Schoener, Johannes. Opusculum astrologicum / Translated and edited by Robert Hand. [Project Hindsight, Latin Track, Vol. IV]. – Berkeley Springs, West Virginia: Golden Hind Press, 1994.
Lilly, William. Christian Astrology Modestly Treated of in the Three Books. – London: Brudenell, 1647 [Reprint: London: Regulus, 1985].
Расхождения между этими источниками указаны в примечаниях. Заметим также, что на рисунке в книге Дарио указатель заслоняет знак Рыб (а в латинском издании – частично знак Водолея и частично знак Рыб), однако между всеми прочими авторами расхождений в классификации градусов этого знака нет, поэтому мы заполнили недостающие части списков согласно перечисленным выше трактатам.
Роман Броль
Мужские (М) и женские (Ж) градусы
Овен | М 1-8, Ж 9, М 10-15, Ж 16-22, М 23-30[106] |
Телец | Ж 1-5, М 6-11, Ж 12-17, М 18-21, Ж 22-24, М 25-30 |
Близнецы | Ж 1-5, М 6-16, Ж 17-22, М 23-26, Ж 27-30 |
Рак | М 1-2, Ж 3-8, М 9-10, Ж 11-12, М 13-23, Ж 24-27, М 28-30 |
Лев | М 1-5, Ж 6-8, М 9-15, Ж 16-23, М 24-30 |
Дева | Ж 1-8, М 9-12, Ж 13-20, М 21-30 |
Весы | М 1-5, Ж 6-15, М 16-20, Ж 21-27, М 28-30 |
Скорпион | М 1-4, Ж 5-14, М 15-17, Ж 18-23, М 24-30[107] |
Стрелец | М 1-2, Ж 3-5, М 6-12, Ж 13-24, М 25-30 |
Козерог | М 1-11, Ж 12-19, М 20-30 |
Водолей | М 1-5, Ж 6-15, М 16-21, Ж 22-25, М 26-27, Ж 28-30 |
Рыбы | М 1-10, Ж 11-20, М 21-23, Ж 24-28, М 29-30 |
Светлые (С), тёмные (Т), дымные или туманные (Д)
и пустые (П) градусы
Овен | Т 1-3, С 4-8, Т 9-16, С 17-20, П 21-24[108], С 25-29, П 30[109] |
Телец | Т 1-3, С 4-7, П 8-12[110], С 13-15[111], П 16-20[112], С 21-28[113], Т 29-30 |
Близнецы | С 1-4, Т 5-7, С 8-12, П 13-16, С 17-22, Т 23-27, П 28-30 |
Рак | С 1-12, Т 13-14, П 15-18, Д 19-20, С 21-28, П 29-30 |
Лев | Т 1-10, Д 11-20, П 21-25, С 26-30 |
Дева | Т 1-5, С 6-8, П 9-10, С 11-16, Д 17-22, П 23-27, Д 28-30[114] |
Весы | С 1-5, Т 6-10, С 11-18, Т 19-21, С 22-27, П 28-30 |
Скорпион | Т 1-3, С 4-8, П 9-14, С 15-20, Д 21-22, П 23-27, Т 28-30[115] |
Стрелец | С 1-9, Т 10-12, С 13-20[116], Д 21-23, С 24-30 |
Козерог | Т 1-7, С 8-10, Д 11-15, С 16-19, Т 20-22, П 23-25, Т 26-30[117] |
Водолей | Д 1-4, С 5-9, Т 10-13,С 14-21, П 22-25, С 26-30 |
Рыбы | Т 1-6, С 7-12, Т 13-18, С 19-22, П 23-25, С 26-28, Т 29-30 |
Счастливые градусы, несчастливые градусы и градусы Азимена
Счастливые градусы (увеличивающие богатство) – жирн. шрифт | Несчастливые градусы (градусы провала или ямы, они же глубокие градусы) – косой шрифт | градусы Азимена (телесного ущерба или уродства) – обычный шрифт | |
Овен | 6, 11, 16, 23, 29 | ||
Телец | 3, 15, 27 | 5, 12, 24, 25 | 6, 7, 8, 9, 10 |
Близнецы | 2, 12, 17, 26, 30 | ||
Рак | 1, 2, 3, 4, 15 | 12, 17, 23, 26, 30 | 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
Лев | 2, 5, 7, 19 | 6, 13, 15, 22, 23, 28 | 18, 27, 28 |
Дева | 3, 14, 20 | 8, 13, 16, 21, 25[118] | |
Весы | 3, 5[119], 21 | 1, 7, 20, 30 | |
Скорпион | 7, 18, 20 | 9, 10, 22, 23, 27 | 19, 29[120] |
Стрелец | 13, 20 | 7, 12, 15, 24, 27, 30[121] | 1, 7, 8, 18, 19 |
Козерог | 12, 13, 14, 20[122] | 2[123], 7, 17, 22, 24, 29 | 26, 27, 28, 29 |
Водолей | 7, 16, 17, 20[124] | 1[125], 12, 17, 22, 24[126] | 18, 19 |
Рыбы | 13, 20 | 4, 9, 24, 27, 28 |
[1] Бонатти Г., Кардано Дж. Душа астрологии. – М.: Мир Урании, 2004. – С. 163.
[2] Цит.по: Гурев Г.А. История одного заблуждения: Астрология перед судом науки. – Л.: Наука, 1970. – С. 93.
[3] Этот раздел-посвящение имеется лишь во французском издании 1558 г. – Р.Б.
[4] Это высказывание базируется на мнении крупнейшего авторитета католической церкви Фомы Аквинского, который утверждал, что воздействия небесных тел могут влиять на человеческий интеллект и волю косвенно, нецеленаправленно, случайным образом. Это происходит в той степени, в какой интеллект, а также и воля, находятся под влиянием внешних сил, связанных с телом человека. – Р.Б.
[5] Возникает вопрос: не было ли опечатки в издании и не стоит ли читать «tempérament» («темперамент») вместо «température» («температура»), хотя с точки зрения медицинской астрологии имеют смысл оба варианта. Несмотря на то, что в латинском издании данное Посвящение отсутствует, там имеется приложение по медицинской астрологии «Фрагмент о смерти и о критических днях, постигаемых из движения звёзд». Возможно, Дарио первоначально собирался включить этот «Фрагмент» и во французское издание. Тогда отсылки к использованию астрологии в медицине обретают дополнительное значение. – В.Б., Р.Б.
[6] Согласно легенде, знаменитому греческому философу Сократу в своё время предъявили претензии, основываясь на физиогномике и френологии: имея вздернутый нос, он должен иметь вздорный характер, имея чувственный рот, он должен быть ленив и недалёк умом, имея шишку на лбу, он должен быть скрягой. И вообще, такое лицо должно принадлежать человеку, подверженному множеству грехов. На что Сократ ответил: "Всё это было так, но все эти недостатки я победил своей волей". – Р.Б.
[7] Перевод Натальи Меркадель.
[8] По сравнению с латинским изданием, вышедшим годом ранее, в 1557 г., французский вариант несколько расширен за счёт подобных вводных фраз и разъяснений. – Р.Б.
[9] «Подвижные» знаки (в оригинале «les mobiles») в современной астрологии называются «кардинальными»; «средние» или «общие» (в оригинале «les moyes ou communs») в наше время называют «мутабельными знаками». Далее по тексту эти названия приведены в соответствие с современной терминологией. – В.Б., Р.Б.
[10] Фр. temps может одинаково переводиться как «погода», «время» или «сезон», что не имеет особой важности, если принять во внимание универсальность основных астрологических принципов; например, и для метео-, и для элективных карт (см. завершающий книгу трактат об элекциях) мы всегда принимаем во внимание качества знака Асцендента и знака, в котором расположено Солнце. – В.Б. В лат версии – однозначно: tempora anni, то есть «времена года». – Р.Б.
[11] Согласно Птолемеевой системе мира, Земля находится внутри сфер, по которым движутся планеты (самая нижняя сфера принадлежит Луне, а самая верхняя – Сатурну), тогда как сфера Зодиака является внешней по отношению ко всем семи планетным сферам. Так что в этой системе мира планеты действительно движутся под Зодиаком. – Р.Б.
[12] Во французской версии здесь употреблено слово ciel, что переводится как «небо»; птолемеевы сферы называли «небесами»; насчитывали семь таких небес, откуда и происходит выражение «быть на седьмом небе». – В.Б.
[13] Изначально термин «аспект» означал «взгляд, вид». Астрология XVI в. ещё сохраняла это первоначальное понимание, потому соединение (или, более точно, «телесное соединение») отличалось от собственно аспектов, поскольку для планеты невозможно посмотреть со стороны на то, с чем она соединена. Солнце является источником света для тех, на кого оно «бросает взгляд», но соединение с Солнцем «сжигает» любую планету. – Р.Б.
[14] В лат. версии: «особенно в хорошем аспекте, либо в телесном соединении, или в аппликации» (praecipue laudabili aspectu vel corpore coniunctus aut applicans). – Р.Б.
[15] В действительности, во французском издании 1558 г. символы планет не приведены. - Р.Б.
[16] Утверждение, из которого следует, что Венера сильнее в Тельце, а Марс в Скорпионе, Сатурн сильнее в Водолее, а Юпитер в Стрельце. Меркурию не дается ни мужская, ни женская природа, значит, знак его основ.ного управления – Деву или Близнецы – определить по этому признаку не удаётся. – Е.В
[17] Имеется в виду, что при подсчёте эссенциальной силы планете, находящейся в своей обители, присваивается пять баллов. – Р.Б
[18] Кроме Меркурия. – Р.Б.
[19] Отметим, что Дарио здесь строго следует авторитету Бонатти и пользуется системой, восходящей к Доротею Сидонскому, тогда как знаменитый хорарный астролог XVII в. Уильям Лилли, хоть и опирался во многом на Бонатти и Дарио, пользовался иной системой управителей триплицитетов. – Р.Б.
[20] См. также Приложение 1.
[21] Или в котором находится куспид дома, если нужно найти Альмутен (подробнее об этом см. Главу XV). – Р.Б.
[22] Имеется в виду «Centiloquium» («Сто изречений»), популярнейшее астрологическое сочинение Средневековья. На протяжении долгого времени этот сборник астрологических афоризмов приписывался Птолемею, и лишь в ХХ в. был установлен истинный автор – арабский астролог Абу Джа’фар Ахмад ал-Мисри, работавший в Каире на рубеже IX–X вв. Шестидесятое изречение Centiloquium’а гласит: «В случаях болезней пронаблюдай критические дни и продвижение Луны по углам фигуры с шестнадцатью сторонами. Если эти углы будут под хорошим воздействием, это благоприятно для больного; если они повреждены – то неблагоприятно». – Р.Б.
[23] Если это так, то в разные эпохи расположение светлых, тёмных, дымных, пустых и др. градусов будет разным – ведь из-за прецессии равноденствий звёзды движутся по Зодиаку со средней скоростью 1 градус за 72 года. – Р.Б.
[24] Это так называемые градусы Азимена. – Р.Б.
[25] См. также Приложение 2.
[26] То есть, время от восхода Солнца до его заката делилось на 12 равных частей, и время от заката до восхода Солнца также делилось на 12 равных частей. – Ю.О.
[27] Под блуждающими звёздами имеются в виду планеты. – Ю.О.
[28] Как уже указывалось ранее, в старинной астрологии соединение планет называлось «телесным соединением» и считалось сильнейшим вариантом их взаимодействия. Аспектом же называли оппозицию, трин, квадратуру или секстиль – более слабое взаимодействие планет, когда планеты соединялись не телесно, а лишь своими лучами (т.наз. «соединение посредством аспекта»). То есть, аспекты считались разновидностями соединения, а не наоборот, как в современной астрологии. Мы видим, что в эпоху Дарио уже произошло размывание более старой терминологии. – Р.Б.
[29] Лат. sextilis – «шестой». – Р.Б.
[30] Имеются в виду первичные качества Аристотеля: «тепло – холод» и вторичные: «сухость – влажность». Секстиль связывает либо два тёплых знака, либо два холодных, но при этом получается так, что один из знаков в секстиле сухой, а другой влажный. – Р.Б., Ю.О.
[31] На самом деле, не в большинстве, а лишь в половине случаев. Все левые квадратуры от горячих знаков (знаков стихии огня и воздуха) связывают между собой знаки, полностью противоположные по качествам, что есть аспект полной вражды. Напротив, все левые квадратуры, отложенные от холодных знаков (стихии земли и воды), соединяют знаки, не согласующиеся по качествам тепла-холода, но совпадающие по сухости-влажности; такую квадратуру можно назвать аспектом неполной вражды. – Р.Б., С.Б. Полная вражда – рассогласование по первичным и вторичным качествам: Овен – Рак; Рак – Весы; Лев – Скорпион; Скорпион – Водолей; Стрелец – Рыбы; Рыбы – Близнецы. Итого, 6 из 12. Остальные – не согласуются по первичным качествам, но согласуются по вторичным. – Ю.О.
[32] Речь идёт о римском астрологе IV в. Юлии Фирмике Матерне и его фундаментальном труде «Матесис». Дарио имеет в виду следующий пассаж: «Мы также должны знать, какой трин правый, а какой – левый. Правый трин – тот, что [откладывается] назад от знака, от которого мы начинаем отсчёт, левый трин – тот, что [откладывается] вперёд. Так, например, правый трин Овна – Стрелец, левый – Лев, и подобным же образом правый трин Льва – Овен, а левый – Стрелец» (Mathesis, II, 22, 4). – Р.Б. Такое деление аспектов на правые и левые производится с точки зрения наблюдателя с Земли. – В.Б.
[33] То есть, складывающийся аспект гораздо сильнее, а распадающимся можно почти что пренебречь. — Р.Б.
[34] В средневековой и ренессансной астрологии считалось, что планеты испускают свет на определённое расстояние вокруг себя, так что образуется своего рода круг света («круг излучения планеты»). Каждая планета имеет круг своей величины, и латинское слово «орбис» в астрологии того времени обозначало именно этот круг излучения. То, что называется максимальным орбисом в современной астрологии (т.е. максимальная величина отклонения от точного аспекта), представляет собой, в терминологии Дарио, радиус, или полудиаметр круга излучения, свой для каждой конкретной планеты. Согласно этому подходу, соединение происходит тогда, когда круги излучения двух планет начинают пересекаться, что происходит на расстоянии полусуммы полудиаметров их кругов. Другие аспекты вычисляются точно так же: хотя каждая планета имеет свой орбис, но этот её орбис одинаков для всех аспектов. Далее Дарио упоминает ещё два варианта расчёта аспектов, однако подробнее не останавливается на них. – Р.Б.
[35] Упоминание об отклонении в шесть градусов от величины точного аспекта необычно для астрологии того времени, для которой каждая планета имеет свой собственный орбис. Однако выдающийся астролог XII в. Ибн Эзра пишет, что планета движется в одиночестве, если две планеты отдаляются друг от друга на расстояние, в случае аспекта, более чем в 6 градусов, и не входят в соединение или аспект с другой планетой, пока она пребывает в том знаке (Бен Эзра А. Книга суждений о звёздах. Т.1. М.: Мир Урании, 2003. Гл. 5). – Е.В
[36] Здесь Дарио противоречит своему же собственному определению левых и правых аспектов, данному в предыдущей главе. Правыми называются все те аспекты, которые более медленная планета образует с более быстрой против хода знаков, а левыми – все те, что образуются по ходу знаков. Так, все аспекты, которые формируются между Солнцем и Луной в период от полнолуния до новолуния, являются правыми, тогда аспекты Солнца к растущей Луне – левые. Поэтому в примере Дарио всё должно быть наоборот: правый («ущербный») секстиль между Сатурном и Луной начнёт складываться при расстоянии 70,5 градусов между планетами, а левый («растущий») секстиль – при расстоянии 49,5 градусов. Эта путаница впоследствии перекочевала в «Христианскую астрологию» Лилли и до сих пор имеет место в британской астрологии. – Ю.О., Р.Б.
[37] Внутренние планеты – планеты, орбиты которых в Птолемеевой системе мира расположены ниже орбиты Солнца (Венера, Меркурий, Луна). Соответственно, Марс, Юпитер и Сатурн называются внешними планетами. – Р.Б.
[38] См. карту на рисунке 5; и так же для всех других примеров из Главы VIII. – В.Б.
[39] Лат. refrenatio – «сдерживание».
[40] При условии, что оба аспекта будут точными. – Ю.О.
[41] Второй тип передачи света можно проиллюстрировать следующим примером: Венера в Овне, пройдя точный аспект секстиля с Марсом в Близнецах, развернулась на ретроградное движение, но Марс, образовав точный аспект трина с Сатурном в Весах, перенес Сатурну свет и природу Венеры. – Ю.О.
[42] Рецепция (фр. reception, лат. receptio) – букв. «приём, принятие». Поэтому, когда говорят, что одна планета принимает другую, имеется в виду, что первая планета образует рецепцию со второй, «принимая» её в месте своего достоинства». – Р.Б.
[43] Т.е. в 1, 4, 7 или 10 доме гороскопа. – Р.Б.
[44] В лат. версии – De contrarietate («О противодействии»). – Р.Б.
[45] Или прерывание света. – Ю.О.
[46] Или фрустрацией (в лат версии – luminis frustratio). — Р.Б.
[47] Данный рисунок крайне примечателен и даже уникален тем, что здесь гороскоп приведён не в виде квадратной схемы, как это было общепринято во времена Дарио (и как это сделано в последующих рисунках книги), а в виде зодиакального круга – практически точно так, как этот гороскоп изобразили бы современные астрологи. И это при том, что подобные круговые диаграммы вошли в астрологическую практику лишь в ХХ веке! – Р.Б.
[48] Здесь допущена ошибка, тем более очевидная, если учесть, что при Солнце в Деве Венера не может находиться в Стрельце. На самом деле, при Солнце в Деве альмугея Венеры – в Скорпионе, т.к. Весы (обитель Венеры) находится западнее Льва (обители Солнца) и через один знак впереди него. – Е.В., Р.Б. Такого рода ошибки, похоже, были не редкость в ту эпоху. Хорошо известен «ляп» другого французского авторитета той же эпохи, Оже Ферье: в своем труде «Астрономические суждения по натальным картам» он в качестве примера упоминает оппозицию Меркурия и Венеры, а также Венеры и Солнца. Эта ошибка так и не была исправлена ни в одном из переизданных вариантов данного сочинения Ферье. – В.Б.
[49] Порядок знаков исправлен по лат. версии. – Р.Б.
[50] Лат. peregrinus – букв. «иноземец, чужестранец». - Р.Б.
[51]
_ Обычно этот термин звучит как «хайз», однако Дарио в обеих версиях своего трактата приводит другое слово: в лат. варианте – haym, во франц. варианте – hayn. – Р.Б.
[52] Созерцают – т.е. аспектируют. — Р.Б.
[53] В оригинале «excentrique»; в научных трудах того времени орбиту планеты называют «le cercle excentrique» («окружность, удаленная от центра») или чаще просто «excentrique». – В.Б.
[54] Для этого термина нет устоявшегося русского эквивалента. Поскольку Дарио исходил из Птолемеевой системы мира, то под наиболее удалённой точкой орбиты планеты он понимал апогей её эпицикла. — Р.Б.
[55] К женским частям неба в старинной астрологии относили квадранты от МС до DSC (9, 8, 7 дома) и от IC до ASC (3, 2, 1 дома), остальные два квадранта считались мужскими. – Е.В
[56] Дневными планетами называют Солнце, Юпитер и Сатурн, а ночными – Луну, Венеру и Марс. Что касается Меркурия, то он может быть либо дневным, либо ночным. Согласно Птолемею, он дневной, когда появляется утром, и ночной при появлении вечером (Тетрабиблос, I, 7) – С.Б., Р.Б.
[57] Т.е. при повороте от ретроградного движения к прямому. - Е.В.
[58] Первое является положением планеты в сердце Солнца по долготе и по широте (хотя последнее бывает крайне редко), а последние два – выход из сожжения и из-под лучей – считаются счастливыми, видимо, по аналогии с переходом планеты от ретроградного к директному движению, подразумевая «выздоровление» планеты после периода «болезни». – Е.В
[59] Т.е. в рецепции. См. Главу VIII. – Р.Б.
[60] Т.е. при повороте от прямого движения к ретроградному. – Е.В.
[61] Бонатти говорит о Сожжённом пути с 15 градусов Весов до 15 градусов Скорпиона, а Ибн Эзра упоминает промежуток от 19 градусов Весов до 3 градуса Скорпиона, т.е. точно между градусами падения Светил. – Е.В.
[62] Т.е. когда Вредитель более близок к МС с восточной стороны, чем Благодетели. – Р.Б.
[63] Имеется в виду соединение или оппозиция с Солнцем, то есть место предыдущего новолуния или полнолуния. – В.Б.
[64] Система домов Региомонтана получила своё название в честь автора первых печатных таблиц домов для этой системы (хотя он и не был изобретателем данной системы, известной с эпохи Средневековья). Куспиды домов в ней получаются так: небесный экватор делится на 12 равных дуг по 30°, начиная с точки пересечения с восточным горизонтом, а затем через начало каждой дуги и через точки пересечения кругов горизонта и небесного меридиана (это т.наз. точка севера и точка юга) проводятся большие круги. Места пересечения этих кругов с эклиптикой и считаются куспидами домов. Таким образом, в схеме построения домов Региомонтана в точках севера и юга пересекаются не только горизонт и небесный меридиан, но и ещё четыре больших круга, служащих для определения промежуточных куспидов домов. – Р.Б.
[65] В лат. версии: «кардинальными точками». – Р.Б.
[66] Дарио имеет в виду, что дома делят эклиптику на неравные части, тогда как на небесном экваторе все дома одинаковой величины. – Р.Б.
[67] Порядок следования хозяев триплицитетов зависит от того, ночная перед нами карта или дневная. В дневных картах (Солнце над горизонтом) первым считается дневной хозяин триплицитета, вторым – ночной, третьим – общий. В ночных картах (Солнце под горизонтом) первым считается ночной хозяин, вторым – дневной, третьим – общий. Так, если натальный Асцендент находится в огненном знаке, то в случае дневного рождения Солнце будет первым хозяином триплицитета первого дома, Юпитер – вторым, а Сатурн – третьим. В случае же ночного рождения Солнце станет вторым хозяином, а Юпитер первым, тогда как Сатурн останется третьим. Управители триплицитетов остальных домов определяются по тому же принципу, в зависимости от того, в знаке какой стихии расположен куспид интересующего нас дома. – Р.Б.
[68] Здесь и далее, где будет говориться о соотнесении трёх хозяев триплицитетов с третями жизни человека, подразумеваются три основных этапа жизни, которые можно назвать юностью, зрелостью и старостью. Но при этом речь не идёт о реальной продолжительности жизни конкретного человека. Скажем, если некто умер в возрасте 18 лет, мы не может сказать, что первые шесть лет его жизни описывались первым хозяином триплицитета, следующие шесть – вторым хозяином, а последние шесть – третьим. Вся жизнь такого человека, умершего в юности, будет описываться лишь первым хозяином триплицитета. – Р.Б.
[69] В соответствующий ему период жизни. – Р.Б.
[70] В лат. версии: castrum – «лагеря или укрепленные города, возникшие на их месте». – В.Б. Согласно Ибн Эзре, второй хозяин триплицитета здесь властвует над домами, виноградниками и полями. (Здесь и далее отличия в значениях управителей триплицитетов даны в сравнении с изданием: Бен Эзра А. Книга суждений по звёздам. Т.1. – М.: Мир Урании, 2003.) – Р.Б.
[71] В оригинале: "les legats". Это слово вошло в употребление, видимо, при Филлиппе Красивом, который создал Королевский совет с легатами, то есть посланниками-управляющими. С течением веков функции легатов менялись, но в целом этот термин соответствует современному «депутат». – В.Б. У Ибн Эзры: 1-й управитель триплицитета ведает детьми, 2-й – удовольствиями, 3-й – посыльными. – Р.Б.
[72] В лат. версии: не «воров», а latronum, т.е. «разбойников, бандитов, пиратов». – Р.Б.
[73] В лат. версии: medietatis finis vitae. – Р.Б.
[74] У Ибн Эзры: 1-й управитель триплицитета ведает женщинами, 2-й – битвами, 3-й – товариществом. – Р.Б.
[75] В лат. версии за этим следует cultura, т.е. «об образовании». – Р.Б.
[76] В лат. версии это значение IX дома отсутствует. – Р.Б.
[77] В лат. тексте: rumores – «молва, слухи, общественное мнение». – Р.Б.
[78] *В лат. версии somnorum interpres – «толкователь снов». – Р.Б.
[79] У Ибн Эзры значения несколько отличаются: 1-й управитель триплицитета обозначает мать (и это логично, ибо 1-й управитель триплицитета 4-го дома обозначает отца), 2-й – высокое положение в обществе, 3-й – ремёсла. – Р.Б.
[80] В лат. тексте – просто «управитель надежды». – Р.Б.
[81] У Ибн Эзры: 2-й хозяин триплицитета управляет товарищами, а 3-й подсказывает, будут ли эти товарищи хорошими или плохими. – Р.Б.
[82] Согласно Ибн Эзре, 1-й управитель триплицитета означает грусть, 2-й – заточение, а 3-й – врагов. – Р.Б.
[83] В лат. тексте: familiares, во фр. версии: familiers. В Древнем Риме было правило, согласно которому вольноотпущенные принимали фамилию (имя или прозвище) своего хозяина и иногда становились почти что членами семьи. Поэтому термин "familiers" обозначает всех людей, что находятся в доме, но особенно слуг и рабов. – В.Б.
[84] Алькабис – фр. передача арабского имени ал-Кабиси, знаменитого арабского астронома и астролога Х в. Среди европейских астрологов, начиная с XII в., был очень популярен латинский перевод его труда "Введение в искусство приговоров звёзд", сделанный в 1144 г. Иоанном Испанским. В 1362 г. был также сделан французский перевод. – Р.Б.
[85] Альмутен – искажённая средневековыми европейскими переводчиками передача арабского термина ал-мубтазз - "побеждающая [планета]". – Р.Б.
[86] См. Рис. 1 и пояснения к нему в Главе III. – В.Б.
[87] То есть, альмутеном дома является та планета, которая имеет максимальные эссенциальные достоинства в том градусе, где расположен куспид этого дома. – Р.Б.
[88] Очевидно, Дарио подразумевает разные системы времяисчисления, которые существовали в его эпоху. Счёт часов в сутках от полудня до полудня следующего дня в эпоху Возрождения был наиболее распространённым. – Р.Б.
[89] Дарио описывает квадратную форму гороскопа, общепринятую в его эпоху. В этом квадрате каждый дом представлен как треугольник, на одной из граней которого (на первой грани, если считать против часовой стрелки) обозначаются координаты куспида. Координаты планет пишутся внутри треугольника соответствующего дома, при этом символ знака указывается обычно лишь рядом с координатами тех планет, которые расположены в другом знаке, нежели куспид дома. – Р.Б.
[90] Данная карта построена на 12:41 истинного солнечного времени (LAT) на координаты Бона (47n02, 4e50). Как признаёт сам Дарио в предыдущей главе, гороскоп построен не с такой уж большой точностью. Погрешности в координатах планет и куспидов домов порой достигают трёх градусов. Конечно, это связано не только и не столько с небрежностью автора, но и с уровнем точности доступных ему эфемерид. – Р.Б.
[91] В оригинале дан латинизированный термин «une planette interficiente» от лат. interficio – «убивать, уничтожать». – В.Б.
[92] Интересно, что изначально, в античной астрологии, подобные точки назывались жребиями и смотрелись сугубо по зодиакальному знаку, на который «выпадали» эти жребии. Впоследствии стали изучаться конкретные градусы Зодиака, в которые попадали эти точки, откуда и появился термин «pars», на лат. языке буквально означающий «часть», а в астрологическом контексте – «градус». Поэтому, к примеру, термин «Pars Fortunae», буквально переводимый как «Часть Фортуны», в действительности означает «градус, куда попадает Фортуна», или просто «градус Удачи». – Р.Б.
[93] Неточность в координатах Солнца, Луны и Асцендента в этом примере закономерно привела Дарио к погрешности в координатах Части Фортуны. В действительности, этот жребий оказывается во втором градусе Весов. – Р.Б.
[94] В действительности, автору «Ста изречений» (как указывалось в комментарии к гл. III, это не Птолемей, а Абу Джа’фар Ахмад ал-Мисри) принадлежит лишь первое из цитируемых предложений. Последующее разъяснение принадлежит автору популярных в Позднем Средневековье комментариев к «Ста изречениям», некоему Али (очевидно, это Али ибн Ридван, врач и астролог XI в.). – Р.Б.
[95] В этом заключается принципиальное отличие традиции, которую представляет Дарио, от подхода последующих поколений хорарных астрологов. Уже в XVII в. европейские астрологи стали считать хозяином дома не альмутен анализируемого дома, а планету, управляющую знаком на куспиде этого дома. – Р.Б.
[96] Очевидно, имеется в виду, что посланник придёт к астрологу задавать вопрос от имени другого лица. – В.Б.
[97] У.Лилли в этом вопросе расходится с Дарио: «Некоторые считают, что сигнификатором кверента является также и планета, от которой отделилась Луна, что я никоим образом не подтверждаю, и в своей практике никогда не мог найти свидетельств этому». (Лилли В. Христианская астрология. М.: ЛНА, 2004). – С.Б.
[98] Обращаем особое внимание читателя, что и здесь, и далее, когда речь идёт о хозяине Асцендента и вообще о хозяевах домов, имеются в виду не управители тех знаков, в которых расположены эти дома, а альмутены, расчёт которых был объяснён в Главе XV. – Р.Б.
[99] Или вообще в первом доме. – Р.Б.
[100] Имеется в виду рецепция, то есть ситуация, когда сигнификатор принимает планету в месте своих достоинств. – Р.Б.
[101] То есть если сигнификаторы находятся в месте достоинств значимой в данном вопросе планеты. – Р.Б.
[102] Т.е. в I