Как узнать, почему кто-то что-либо делает (не делает)

Вопросительное наречие «почему». Сложноподчиненное предложение с придаточным причины (союз «потому что»).

– Почему ты не ешь яблоки?

– Потому что я не хочу.

– Почему ты не рисуешь?

– Потому что я играю.

– Почему ты не читаешь?

– Потому что я хочу смотреть телевизор.

Кто что умеет (не умеет) делать

Вопросительное наречие «почему», союз «потому что».

– Почему ты не танцуешь?

– Я не умею танцевать.

– Почему ты любишь петь?

– Потому что я умею хорошо петь.

Большую роль для детей, склонных к выраженному стереотипному поведению, играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Их затрудняет понимание смысла предложения при изменении форм и порядка слов, не всегда воспринимается ими смысл грамматических конструкций. В ряде случаев дети не понимают слегка усложненных заданий. При возникновении подобных затруднений, следует вернуться на предыдущий этап работы и, меняя инструкцию буквально по одному слову, постараться предельно детализировать действия в той или иной ситуации, обращая особое внимание на наглядность. Так как параллельно с развитием коммуникативных форм речи ребенок обучается глобальному чтению, большую пользу на занятиях приносит использование таблиц. Таблицы печатаются крупно, с выделением цветным шрифтом ключевых слов. Слова, которые должен использовать ребенок, выносятся на отдельные карточки.

Как уточнить, о чем идет речь

Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в винительном падеже единственного числа. Вопросительные местоимения «какой», «какая», «какое».

Какой шар, матрешку хочет купить кто-нибудь.

– Посмотри, какие красивые шары! Я хочу купить один шар.

– Какой?

– Синий.

– Я хочу нарисовать яблоки.

– Какие тебе нужны карандаши?

– Красный и желтый.

Как уточнить, о чем идет речь (продолжение)

Зависимость окончаний прилагательных от категорий одушевленности и неодушевленности.

Прилагательные в винительном падеже единственного числа:

– Какого ты гладишь кота?

– Большого, рыжего.

– Какой ты рисуешь дом?

– Высокий, желтый.

Как уточнить с помощью местоимений, о чем идет речь

Притяжательные и указательные местоимения в винительном падеже единственного и множественного числа. Употребление предлога «рядом с».

– На какого медведя ты хочешь посмотреть?

– Вот на этого, белого.

– Какую лису ты видел?

– Вот эту, рыжую.

– Где твоя мама?

– Моя мама рядом со мной.

– Где ваша (ваш) дочка (сын)?

– Моя дочка (сын) рядом со мной.

Далее со всеми местоимениями по таблице.

Кто кому помогает

Употребление дательного падежа после глагола «помогать». Спряжение глагола «помогать».

– Это наша комната. В комнате беспорядок.

– Я помогаю бабушке наводить порядок.

Отрабатываем вопрос «Кто кому помогает?» и ответ на него.

Как обозначить неопределенное количество предметов

Слова «много», «мало».

– У меня много/мало книг, цветов, знакомых и т. п.

Употребление существительных в родительном падеже множественного числа после количественных числительных 5-20 и слов «много», «мало».

– На улице много машин.

– Мама купила 6 открыток.

– Папа принес 10 яблок.

– У меня мало машинок.

– В коробке 16 кубиков.

– На дереве много птиц.

Кто чем занимается в свободное время

Спряжение глагола «заниматься».

– В свободное время мы занимаемся спортом.

– Это наш спортивный зал, здесь мы бегаем и прыгаем.

– Это наш бассейн, здесь мы занимаемся плаванием.

Активная лексика: спортивный зал, бассейн, плавание.

Пассивная лексика: штанга, брусья, кольца, конь, канат, корзина, сетка, гантели.

Как выразить необходимость совершить действие

Слово «надо» с личными местоимениями и в безличных предложениях.

– Мне надо пойти в магазин.

– Ей надо приготовить обед.

– Ему надо починить стул.

– Им надо идти в детский сад.

– Это надо сделать.

Учиться заканчивать предложения.

– Завтрау мамы день рождения. Мне надо...

– Саша плохо играет в футбол. Ему надо...

– Наташа плохо поняла рассказ. Ей надо...

– Коля и Антон хотят посмотреть, как живут волки, лисы, зайцы. Им надо...

– Марина не умеет танцевать. Ей надо...

– Мы хотим пойти в кино. Нам надо...

Как выразить просьбу, разрешение или запрещение совершить действие

Существительное или местоимение, обозначающее лицо, которому разрешается или запрещается совершить действие, всегда стоит в дательном падеже, а после слов «можно», «нельзя» употребляется только инфинитив.

– Да, можно. Нет, нельзя.

– Мне можно посмотреть, как работает кран?

– Да, можно. Но здесь стоять нельзя.

– А где можно стоять? (Уточнение.)

– Вон там, около дерева.

При расширении активного словаря на занятиях нужно сосредоточить внимание ребенка не на заучивании новых слов, а ставить его в ситуации мыслительных задач, когда надо производить осознанный выбор речевых форм. Работа проводится в условиях узких микротем, которые постепенно расширяются и объединяются. Это приводит к осознанию ребенком собственной речевой продукции и речи других.

Наши рекомендации