Глава Использование кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе
Задачи воздействия
Логопедические направления кинезитерапии, по мнению многих ученых и методистов, значительно важны в коррекционно-педагогической работе.
Развитие движений представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной (если процесс обучения вызывает заинтересованность и соответственно с этим эмоциональный отклик); образной — при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической — при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения заданий; двигательно-моторной — в связи с практическим выполнением заданий;произвольной — без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнения.
В специальной научной литературе задачи использования кинезитерапии определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Под влиянием регулярных занятий с использованием кинезитерапии в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной.
Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией. Оно направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на ребенка с речевым нарушением, косвенно помогает ему нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.
Коррекционная направленность занятий с использованием кинезитерапии обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства или до него, нельзя правильно воздействовать на ребенка. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Коррекционные задачи должны развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы. [3.С. 28-29]
Исходя из многообразия направлений использования кинезитерапии в логопедии и клинических проявлений общего недоразвития речи, Г.А.Волкова описала важнейшие направления работы:
1. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания благодаря дыхательным упражнениям (особенно у заикающихся, людей с тахилалией, брадилалией, спотыканием, с ринолалией, с дизартрией).
2. Развитие орального праксиса (особенно у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, с заиканием, если у последних существуют нарушения звукопроизношения разного генеза). На этой основе совершенствуются движения артикуляторных органов.
3. Развитие просодии речи у заикающихся, детей с дизартрией, ринолалией, а также у лиц с нарушениями голоса осуществляется средствами логоритмики на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, голоса, артикуляторного аппарата, речевого слуха.
4. Логопедическая ритмика способствует развитию фонематического восприятия.
6. Коррекция речевых нарушений осуществляется как с учетом двигательных и акустических возможностей людей с речевой патологией, так и при целенаправленном подборе речевого материала для занятий.
На основе изученного материала можно сделать вывод, что логопедические направления кинезитерапии, познавая закономерности формирования и нарушения сенсорных и двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями других психических функций и процессов, содействуют совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и лого-восстановительной работы с детьми, страдающими расстройствами речи.
В процессе практической педагогической деятельности учеными были разработаны приоритетные задачи работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи по степени выраженности и годам обучения:
Первый год обучения:
1. Формирование чувства темпа — восприятия равномерной последовательности одинаковой длительности.
2. Развитие мышечного ощущения направления движения.
3. Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания.
4. Формирование простейших элементов творчества, слитых с подражанием. Исполнительство и творчество еще не выделились в самостоятельные виды деятельности.
5. Расширение пассивного словарного запаса, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.
Второй год обучения:
1. Развитие ощущения ритмического стиля — чувства акцента, чередующихся ударений.
2. Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
3. Постепенное отделение исполнительства от подражания.
4. Стимуляция творческой активности.
5. Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.
Третий год обучения:
1. Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение движений.
2. Развитие пластических способностей.
3. Воспитание у детей точности и выразительности исполнения.
4. Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности.
5. Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.
Четвертый год обучения:
1. Формирование двигательно-ритмических способностей, развитие мышления.
2. Овладение свободой движений.
3. Преобразование исполнения в многоуровневый акт деятельности.
4. Обучение творческому использованию накопленного арсенала средств взаимодействия с окружающим миром.
5. Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
Таким образом, на логопедических занятиях с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, используя кинезитерапию, осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, коррекция речевой функциональной системы. [2.С.29-30]
Структура занятий
При составлении логопедических занятий с использованием кинезитерапии ученые рекомендуют учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, Г.А.Волковапишет о необходимости опираться на специальный принцип связи направлений кинезитерапии с физическими возможностями детей, ее оздоровительной направленности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности ребенка [Волкова, 2003].
Занятия с использованием кинезитерапии находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционно-педагогичесого воздействия. Рекомендуется сочетать увлекательный сюжетный ход, игровую форму с широким использованием наглядного материала, тогда будет стимулироваться потребность в общении, развиваться речевое подражание, моторика, рождаться эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по физическому воспитанию. [2.С.34-36]
В самом начале занятия очень важен положительный эмоциональный настрой и подобранные упражнения должны отвечать этому и быть знакомы детям. Затем проводятся основные упражнения и задания с учетом вышеперечисленных требований. В центральную часть занятия целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей, формированию навыков анализа и синтеза. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения во время основной части используются релаксационные упражнения. Задачей заключительного этапа является сохранение полученных навыков и положительного эмоционального заряда, состояния внутреннего комфорта. Для этого в конце занятия педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей.
Исходя из изученной литературы, очевидно, что структура занятий с использованием кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать. Наиболее важно помнить о комплексности подхода для решения проблем с общим недоразвитием речи.