Тема № 6. Роль и место тыловых госпиталей в современной системе
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для подготовки к практическим занятиям по предмету
«МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»
Для студентов 3-го курса лечебного факультета
Волгоград – 2009
Составитель:преподаватель кафедры Мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Чечетин Г.М.
Рецензенты:
заведующий кафедрой Травматологии, ортопедии и
военно-полевой хирургии
Волгоградского государственного медицинского университета,
доктор медицинских наук, профессор Маланин Д.А.
заведующая кафедрой Общей гигиены и экологии
Волгоградского государственного медицинского университета,
доктор медицинских наук, профессор Латышевская Н.И.
Методические указания разработаны в соответствии с Типовой программой по дисциплине «Экстремальная и военная медицина. Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в военное время» (утвержденной 22.10.2007 года) и предназначены для подготовки студентов к практическим занятиям по предмету «Мобилизационная подготовка здравоохранения».
Обсуждено на заседании кафедры МПЗ и МК
«__»_____________200_г. Протокол № ______
Заведующий кафедрой доц. С.В. Поройский ____________
Утверждено учебно-методической комиссией стоматологического факультета
«__»_____________200_г.
Протокол № ______ от «__»_____________200_г.
Председатель УМК
доцент _________________ С.В. Поройский
Утверждено Центральным методическим советом
Волгоградского государственного медицинского университета
Протокол № ______ от «__»_____________200_г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………….4
Методические указания для подготовки к практическим занятиям.
Тема № 1. Национальная безопасность: роль и место России в мировом
сообществе.
Занятие № 1……………………………………………………………………………5
Тема № 2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.
Занятие № 2……………………………………………………………………………7
Тема № 3. Современные средства вооруженной борьбы.
Занятие № 3……………………………………………………………………………8
Занятие № 4…………………………………………………………………………..10
Занятие № 5…………………………………………………………………………..12
Тема № 4. Нормативные правовые основы мобилизационной
подготовки здравоохранения.
Занятие № 6…………………………………………………………………………..14
Занятие № 7…………………………………………………………………………..15
Занятие № 8…………………………………………………………………………..17
Тема № 5. Специальные формирования здравоохранения.
Занятие № 9…………………………………………………………………………..21
Занятие № 10…………………………………………………………………………22
Занятие № 11…………………………………………………………………………24
Тема № 6. Роль и место тыловых госпиталей в современной системе
Лечебно-эвакуационных мероприятий.
Занятие № 12…………………………………………………………………………26
Занятие № 13…………………………………………………………………………28
Занятие № 14…………………………………………………………………………30
Занятие № 15…………………………………………………………………………31
Занятие № 16…………………………………………………………………………33
Занятие № 17…………………………………………………………………………34
Тема № 7. Государственный материальный резерв медицинского и
Санитарно-хозяйственного имущества.
Занятие № 18…………………………………………………………………………36
Тема № 8. Ведение воинского учета и организация бронирования
граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, в организациях
здравоохранения.
Занятие № 19…………………………………………………………………………37
Приложение № 1. Перечень вопросов для проведения итогового письменного
контроля по предмету «Мобилизационная подготовка здравоохранения»……41
Приложение № 2. Требования к оформлению реферата………………………...45
Введение
Методические указания разработаны в соответствии с Типовой программой по дисциплине «Экстремальная и военная медицина. Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в военное время» (утвержденной 22.10.2007 года) и предназначены для подготовки студентов к практическим занятиям по предмету «Мобилизационная подготовка здравоохранения».
Структура методических указаний включает: номер занятия, номер и наименование темы в соответствии с Типовой программой, учебные цели, учебные вопросы занятия, перечень основных формируемых понятий, собственно методические указания для подготовки к занятию, перечень вопросов для самоконтроля, рекомендуемые темы рефератов и список литературы.
В целях наиболее качественного усвоения и закрепления изучаемого материала рекомендуется при подготовке к каждому занятию составить краткий конспект по наиболее сложным и объемным вопросам. Для самостоятельной оценки уровня подготовки к занятию после изучения материала следует ответить на вопросы для самоконтроля.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ЗАНЯТИЕ № 1.
Тема № 1. «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе».
Учебные цели:
1. Изучить и закрепить знание определений понятий «концепция национальной безопасности», «национальная безопасность», «национальные интересы России», разобрать содержание понятия «национальные интересы России».
2. Изучить основные внутренние и внешние угрозы национальной безопасности РФ.
3. Изучить основные задачи, разобрать содержание основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности РФ.
4. Изучить и закрепить знание определения понятия «военная доктрина РФ», а также основных внутренних и внешних угроз военной безопасности РФ.
Учебные вопросы:
1. Концепция национальной безопасности РФ. Определения понятий: национальная безопасность, национальные интересы России.
2. Угрозы национальной безопасности РФ.
3. Обеспечение национальной безопасности РФ.
4. Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ, обеспечение военной безопасности.
Основные понятия:концепция национальной безопасности РФ, национальная безопасность РФ, национальные интересы России, внутренние и внешние угрозы национальной безопасности РФ, обеспечение национальной безопасности РФ, военная доктрина РФ, внутренние и внешние угрозы военной безопасности РФ, обеспечение военной безопасности России.
Методические рекомендации:
Для подготовки к занятию по данной теме необходимо отработать учебные вопросы, учитывая указанные учебные цели и используя рекомендуемую литературу.
В рабочей тетради рекомендуется записать формулировку определений понятий: «концепция национальной безопасности», «национальная безопасность», «национальные интересы России», «военная доктрина РФ». Кроме того, перечислить основные сферы национальных интересов России, основные внешние и внутренние угрозы национальной и военной безопасности РФ, а также основные задачи и направления государственной политики в области обеспечения национальной и военной безопасности России.
Особое внимание при подготовке к занятию следует обратить на четкое знание формулировок основных понятий и определений, а также четкое
разграничение понятий «национальная безопасность» и «военная безопасность» России и, соответственно, на четкое разграничение основных задач и направлений государственной политики в области обеспечения национальной и военной безопасности России.
Рекомендуемые темы рефератов:
1. Основные модели геополитической структуры современного мира.
2. Национальные интересы России.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определение понятия «концепция национальной безопасности РФ». Нормативно-правовая база, регламентирующая основные положения концепции национальной безопасности.
2. Определения понятий «национальная безопасность РФ», «национальные интересы России».
3. Содержание понятия «национальные интересы России».
4. Основные внутренние угрозы национальной безопасности РФ.
5. Основные внешние угрозы национальной безопасности РФ.
6. Основные задачи в области обеспечения национальной безопасности РФ.
7. Основные направления государственной политики в области обеспечения национальной безопасности РФ.
8. Полномочия Президента, Федерального Собрания, Правительства, Совета Безопасности РФ, Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения национальной безопасности России.
9. Военная доктрина РФ: определение и содержание понятия, нормативно-правовая база.
10. Основные внешние угрозы военной безопасности РФ.
11. Основные внутренние угрозы военной безопасности РФ.
12. Основные направления государственной политики в области обеспечения военной безопасности РФ.
Литература:
1. Мобилизационная подготовка здравоохранения. Учебное пособие. Под ред. Погодина Ю.И. – М. 2006.
2. Мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации. Учебник. Воробьев Ю.Л. – М. 1997.
3. Федеральный закон РФ № 31-ФЗ от 25 февраля 1997 года «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
4. Указ Президента РФ № 24 от 10 января 2000 года «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».
5. Указ Президента РФ № 706 от 21 апреля 2000 года «Военная доктрина Российской Федерации».
6. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины ХХ века. Золотарев В.А. – М. 2000.
7. Лекция по теме № 1 предмета «Мобилизационная подготовка здравоохранения».
ЗАНЯТИЕ № 2.
Тема № 2. «Характер современных войн и вооруженных конфликтов».
Учебные цели:
1. Изучить структуру военной организации РФ.
2. Разобрать основные принципы обеспечения военной безопасности России.
3. Ознакомиться с компонентами обеспечения экономических и политических интересов РФ.
4. Ознакомиться с видами и порядком осуществления силовых операций мирного времени, а также порядком применения военной силы для обеспечения безопасности РФ.
Учебные вопросы:
1. Военная организация государства.
2. Главная задача военной организации.
3. Основные принципы обеспечения военной безопасности РФ.
4. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности РФ.
5. Компоненты обеспечения экономических и политических интересов РФ.
6. Осуществление силовых операций мирного времени.
7. Применение военной силы для обеспечения безопасности РФ.
8. Классификация военных конфликтов.
Основные понятия:военная организация государства, структура Вооруженных Сил РФ, главная задача военной организации, принципы обеспечения военной безопасности, содержание обеспечения военной безопасности, угрозы безопасности РФ, компоненты обеспечения экономических и политических интересов РФ, формы применения Вооруженных Сил, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.
Методические рекомендации:
Для подготовки к занятию по данной теме необходимо отработать учебные вопросы, учитывая указанные учебные цели и используя рекомендуемую литературу.
В рабочей тетради рекомендуется изобразить структурную схему военной организации РФ, структуру Вооруженных Сил РФ, законспектировать содержание главной задачи военной организации, принципы обеспечения военной безопасности, содержание обеспечения военной безопасности, перечень угроз безопасности РФ, перечислить компоненты обеспечения экономических и политических интересов РФ, формы применения Вооруженных Сил, а также определения понятий «вооруженный конфликт», «локальная война», «региональная война», «крупномасштабная война».
Особое внимание при подготовке к занятию следует обратить на четкое знание формулировок основных понятий и определений.
Рекомендуемые темы рефератов:
1. Военно-политические угрозы безопасности РФ в современном мире.
2. Действия российских миротворческих сил в вооруженном конфликте в Южной Осетии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Главная цель развития военной организации государства.
2. Основные принципы развития военной организации государства.
3. Главные приоритеты развития военной организации государства.
4. Основные направления развития военной организации государства.
5. Организационная структура Вооружённых Сил РФ.
6. Содержание главной задачи военной организации.
7. Основные принципы обеспечения военной безопасности РФ.
8. Основное содержание обеспечения военной безопасности в мирное время.
9. Сдерживание, как основа обеспечения военной безопасности в угрожаемый период и с началом войны.
10. Содержание военных и военно-политических угроз безопасности РФ.
11. Компоненты обеспечения экономических и политических интересов РФ.
12. Основные цели силовых операций мирного времени.
13. Размещение российских миротворческих сил.
14. Цельприменения Вооруженных Сил РФ и других войск.
15. Основные формы применения Вооруженных Сил РФ и других войск.
16. Определение понятия «локальная война».
17. Определение понятия «региональная война».
18. Определение понятия «крупномасштабная война».
Литература:
1. Мобилизационная подготовка здравоохранения. Учебное пособие. Под ред. Погодина Ю.И. – М. 2006.
2. Указ Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 года «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации № 706 от 21 апреля 2000 года «Военная доктрина Российской Федерации».
4. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины ХХ века. Золотарев В.А. – М. 2000.
5. Лекция по теме № 2 предмета «Мобилизационная подготовка здравоохранения».
ЗАНЯТИЕ № 3.
Тема № 3. «Современные средства вооруженной борьбы».
Учебные цели:
1. Изучить определение понятия «ядерное оружие». Ознакомиться с физико-технической характеристикой ядерного оружия.
2. Ознакомиться с характеристикой поражающих факторов ядерного взрыва.
3. Разобрать краткую характеристику очага ядерного поражения и зон радиоактивного загрязнения местности.
4. Ознакомиться с основными элементами оценки обстановки при возникновении очага ядерного поражения.
Учебные вопросы:
1. Ядерное оружие. Физико-техническая характеристика.
2. Поражающие факторы ядерного взрыва.
3. Краткая характеристика очага ядерного поражения.
4. Характеристика зон радиоактивного загрязнения.
5. Оценка обстановки при возникновении очага ядерного поражения.
Основные понятия:ядерное оружие, цепная реакция деления, реакция синтеза, критическая, подкритическая, надкритическая масса делящегося вещества, ядерный заряд, ядерные боеприпасы, виды ядерных взрывов, тротиловый эквивалент, поражающие факторы ядерного взрыва, очаг ядерного поражения, зона радиоактивного загрязнения местности.
Методические рекомендации:
Для подготовки к занятию по данной теме необходимо отработать учебные вопросы, учитывая указанные учебные цели и используя рекомендуемую литературу.
В рабочей тетради рекомендуется записать формулировки определений понятий: ядерное оружие, цепная реакция деления, реакция синтеза, критическая, подкритическая, надкритическая масса делящегося вещества, ядерный заряд, ядерные боеприпасы, виды ядерных взрывов, тротиловый эквивалент, поражающие факторы ядерного взрыва, очаг ядерного поражения, зона радиоактивного загрязнения местности. Кроме того, отразить основные характеристики поражающих факторов ядерного взрыва, характеристику очага ядерного поражения и зон радиоактивного загрязнения местности.
Особое внимание при подготовке к занятию следует обратить на четкое знание формулировок основных понятий и определений, а также знание основных характеристик поражающих факторов ядерного взрыва, характеристик очага ядерного поражения и зон радиоактивного загрязнения местности.
Рекомендуемые темы рефератов:
1. История создания и испытания ядерного оружия в СССР.
2. История применения ядерного оружия в военных целях.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определение понятия «ядерное оружие».
2. Типы ядерных реакций.
3. Принципы устройства ядерных боеприпасов.
4. Средства доставки и носители ядерного оружия.
5. Виды ядерных взрывов и их особенности.
6. Мощность ядерных боеприпасов.
7. Ударная волна.
8. Световое излучение.
9. Проникающая радиация.
10. Определения понятий: «радиоактивность», «период полураспада», «проникающая радиация», «ионизирующее излучение», «поглощенная доза», «экспозиционная доза», «лучевая болезнь».
11. Радиоактивное загрязнение местности: характеристика.
12. Электромагнитный импульс: характеристика.
13. Краткая характеристика очага ядерного поражения.
14. Характеристика зон радиоактивного загрязнения.
15. Исходные данные для оценки обстановке в очаге ядерного поражения.
16. Определение координат центра (эпицентра) ядерного взрыва.
17. Определение вида ядерного взрыва.
18. Определение мощности ядерного взрыва.
Литература:
1. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита. Учебник. Под ред. проф. С.А. Куценко. – С-Пб. Фолиант. 2004.
2. Учебное пособие по медицинской службе гражданской обороны. Под ред. Сафронова П.Н. – М. 1981.
3. Гражданская оборона. Учебное пособие. Под ред. Завьялова В.Н. – М. 1989.
4. Лекция по теме № 3 предмета «Мобилизационная подготовка здравоохранения».
ЗАНЯТИЕ № 4.
Тема № 3. «Современные средства вооруженной борьбы».
Учебные цели:
1. Изучить определения понятий «нелетальное оружие», «специальные средства».
2. Разобрать классификацию систем вооружения нелетального действия и специальных средств.
3. Изучить основные требования нормативных правовых актов, регламентирующих изготовление, распространение и оборот оружия на территории Российской Федерации.
Учебные вопросы:
1. Нелетальное оружие. Определение и классификация оружия нелетального действия и специальных средств.
2. Нормативные правовые акты, регламентирующие изготовление, распространение и оборот оружия на территории Российской Федерации.
Основные понятия:нелетальное оружие, специальные средства, оружие, огнестрельное оружие, основные части огнестрельного оружия, холодное оружие, метательное оружие, пневматическое оружие, газовое оружие, боеприпасы, патрон, сигнальное оружие,гражданское оружие, служебное оружие, боевое оружие, оборот оружия, производство оружия.
Методические рекомендации:
Для подготовки к занятию по данной теме необходимо отработать учебные вопросы, учитывая указанные учебные цели и используя рекомендуемую литературу.
В рабочей тетради рекомендуется записать формулировки определений понятий: нелетальное оружие, специальные средства, оружие, огнестрельное оружие, основные части огнестрельного оружия, холодное оружие, метательное оружие, пневматическое оружие, газовое оружие, боеприпасы, патрон, сигнальное оружие,гражданское оружие, служебное оружие, боевое оружие, наградное оружие, оборот оружия, производство оружия. Кроме того, законспектировать классификации нелетального оружия по способу воздействия на живые и неживые цели, по специфическим критериям, классификацию специальных средств, классификацию гражданского оружия, характеристики служебного оружия, боевого ручного стрелкового и холодного оружия.
Особое внимание при подготовке к занятию следует обратить на четкое знание формулировок основных понятий и определений, а также знание основных требований Федерального закона РФ «Об оружии» в области оборота оружия на территории Российской Федерации.
Рекомендуемые темы рефератов:
1. Технические характеристики специальных средств оснащения подразделений МВД.
2. История создания нелетального оружия.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определения понятий «нелетальное оружие», «специальные средства».
2. Классификация нелетального оружия по способу воздействия на живые и неживые цели.
3. Классификация нелетального оружия по специфическим критериям.
4. Классификация специальных средств.
5. Определения основных понятий: оружие, огнестрельное оружие, основные части огнестрельного оружия, холодное оружие, метательное оружие, пневматическое оружие, газовое оружие, боеприпасы, патрон, сигнальное оружие, оборот оружия, производство оружия.
6. Определение понятия и классификация гражданского оружия.
7. Определение понятия и характеристика служебного оружия.
8. Определение понятия и характеристика боевого ручного стрелкового и холодного оружия.
9. Права граждан Российской Федерации на приобретение оружия.
10. Порядок получения лицензии на приобретение оружия.
11. Порядок продажи, дарения и наследования оружия.
12. Определение понятия «наградное оружие».
13. Порядок хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
14. Порядок применения оружия гражданами Российской Федерации.
15. Порядок изъятия оружия и патронов к нему.
Литература:
1. Мобилизационная подготовка здравоохранения. Учебное пособие. Под ред. Погодина Ю.И. – М. 2006.
2. Федеральный закон РФ «Об оружии» № 150-ФЗ 13 ноября 1996 года (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ).
3. Лекция по теме № 3 предмета «Мобилизационная подготовка здравоохранения».
ЗАНЯТИЕ № 5.
Тема № 3. «Современные средства вооруженной борьбы».
Учебные цели:
1. Ознакомиться с основными видами поражений современными средствами вооруженной борьбы.
2. Изучить классификацию комбинированных поражений.
3. Изучить механизмы отягощающего действия комбинированных поражений.
Учебные вопросы:
1. Определение понятия «комбинированное поражение».
2. Классификация комбинированных поражений.
3. Механо-термические поражения.
4. Механо-химические поражения.
5. Механо-радиационные поражения.
6. Механо-физические поражения.
7. Механо-инфекционные поражения.
Основные понятия:комбинированное поражение, механо-термические поражения, механо-химические поражения, механо-радиационные поражения, механо-физические поражения, механо-инфекционные поражения.
Методические рекомендации:
Для подготовки к занятию по данной теме необходимо отработать учебные вопросы, учитывая указанные учебные цели и используя рекомендуемую литературу.
В рабочей тетради рекомендуется записать формулировку определения понятия «комбинированное поражение», классификацию комбинированных поражений по этиологическим факторам, законспектировать характеристику основных типов комбинированных поражений.
Особое внимание при подготовке к занятию следует обратить на четкое знание формулировок понятий и определений, а также знание характеристик современных средств массового поражения и характеристики основных типов комбинированных поражений.
Рекомендуемые темы рефератов:
1. Лазерное оружие. Механизм поражающего действия.
2. Зажигательное оружие. История создания.
3. Биологическое оружие. История создания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определение понятия «комбинированное поражение».
2. Ведущий и сопутствующий факторы комбинированного поражения.
3. Группы этиологических факторов комбинированного поражения.
4. Двухфакторные модели комбинированных поражений.
5. Характеристика механо-холодовой травмы.
6. Характеристика механо-ожоговой травмы.
7. Специфические особенности поражения зажигательными смесями.
8. Особенности химических ожогов.
9. Перегревание: причины, клинические проявления, оказание помощи.
10. Химические факторы комбинированного поражения.
11. Характеристика отравляющих веществ нервно-паралитического действия.
12. Характеристика отравляющих веществ кожно-нарывногодействия.
13. Характеристика отравляющих веществ удушающего действия.
14. Характеристика отравляющих веществ раздражающего действия.
15. Характеристика отравляющих веществ общеядовитого действия.
16. Характеристика отравляющих веществ психотомиметического действия.
17. Характеристика поражающего действия оксида углерода и газообразных продуктов горения.
18. Поражающе факторы ядерного взрыва.
19. Виды радиационных поражений.
20. Характеристика периодов течения комбинированных радиационных поражений.
21. Варианты поражения электрическим током.
22. Специфическая и неспецифическая составляющие воздействия электрического тока на организм человека.
23. Классификация электротравм.
24. Характеристика поражающего действия на человеческий организм СВЧ, электрических, магнитных и электромагнитных полей.
25. Особенности биологического оружия.
26. Правила противоэпидемической защиты при оказании медицинской помощи раненым с комбинированными механо-инфекционными поражениями.
Литература:
1. Мобилизационная подготовка здравоохранения. Учебное пособие. Под ред. Погодина Ю.И. – М. 2006.
2. Мобилизационная подготовка здравоохранения. Учебное пособие. Под ред. Погодина Ю.И. – М. 2006.
3. Военно-полевая хирургия. Под ред. Гуманенко Е.К. – СПб. 2003.
4. Указания по военно-полевой хирургии. – М. 2000.
5. Хирургия катастроф. Краснов А.Ф. и др. – М. 2001.
6. Военно-полевая терапия. Учебное пособие. Под ред. Ракова А.Л., Сосюкина А.Е. – СПб. 2004.
7. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защиты: Учебник. Под ред. проф. С.А. Куценко. – С-Пб.: Фолиант, 2004.
8. Лекция по теме № 3 предмета «Мобилизационная подготовка здравоохранения».
ЗАНЯТИЕ № 6.
Тема № 4. «Нормативные правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения».
Учебные цели:
1. Изучить основные положения Федерального закона РФ от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».
2. Изучить обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны.
Учебные вопросы:
1. Основы и организация обороны.
2. Полномочия органов государственной власти РФ в области обороны.
3. Функции органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны.
4. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.
5. Порядок объявления «Состояния войны».
6. Заключительные положения Федерального закона РФ от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».
Основные понятия:оборона, организация обороны, воинская обязанность граждан, военно-транспортная обязанность, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, комплектование Вооруженных Сил РФ, состояние войны.
Методические рекомендации:
Для подготовки к занятию по данной теме необходимо отработать учебные вопросы, учитывая указанные учебные цели и используя рекомендуемую литературу.
В рабочей тетради рекомендуется записать формулировку определения понятия «оборона», законспектировать основные положения Федерального закона РФ от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», касающиеся организации обороны, полномочий органов государственной власти РФ, функций органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, обязанностей должностных лиц, прав и обязанностей граждан РФ в области обороны, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, порядка объявления «Состояния войны», обеспечения законности при объявлении состояния войны.
Особое внимание при подготовке к занятию следует обратить на четкое знание формулировок основных понятий и определений, а также знание основных требований Федерального закона РФ от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».
Вопросы для самоконтроля:
1. Определение понятия «оборона».
2. Содержание понятия «организация обороны».
3. Полномочия Президента РФ в области обороны.
4. Полномочия Федерального Собрания РФ в области обороны.
5. Полномочия Правительства РФ в области обороны.
6. Функции организаций и обязанности должностных лиц в области обороны.
7. Права и обязанности граждан РФ в области обороны.
8. Предназначение Вооруженных Сил РФ.
9. Общий состав и порядок комплектования Вооруженных Сил РФ.
10. Руководство Вооруженными Силами РФ.
11. Дислокация и передислокация Вооруженными Силами РФ.
12. Предназначение других войск, воинских формирований и органов.
13. Порядок объявления состояние войны.
14. Цели организации Гражданской обороны.
15. Цели организации Территориальной обороны.
16. Надзор за законностью в Вооруженных Силах РФ.
17. Финансовое обеспечение обороны.
Литература:
1. Мобилизационная подготовка здравоохранения. Учебное пособие. Под ред. Погодина Ю.И. – М. 2006.
2. Мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации. Учебник. Воробьев Ю.Л. – М. 1997.
3. Федерального закона РФ от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».
4. Лекция по теме № 4 предмета «Мобилизационная подготовка здравоохранения».
ЗАНЯТИЕ № 7.
Тема № 4. «Нормативные правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения».
Учебные цели:
1. Изучить определения понятий «военное положение», «чрезвычайное положение».
2. Изучить основные требования нормативных правовых актов, регламентирующих введение, обеспечение поддержания режима и отмены военного и чрезвычайного положения.
Учебные вопросы:
1. Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации.
1.1. Федеральный Конституционный Закон РФ № 1-ФКЗ от 30 января 2002 года «О военном положении».
1.2. Федеральный Конституционный Закон РФ № 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении».
Основные понятия:военное положение,цель введения военного положения,период действия военного положения, агрессия против РФ,акты агрессии против РФ, угроза агрессии против РФ,режим военного положения, чрезвычайное положение, цели введения чрезвычайного положения.
Методические рекомендации:
Для подготовки к занятию по данной теме необходимо отработать учебные вопросы, учитывая указанные учебные цели и используя рекомендуемую литературу.
В рабочей тетради рекомендуется записать формулировки определений понятий: «военное положение», «чрезвычайное положение». Кроме того, законспектировать цели, обстоятельства, порядок введения и отмены военного и чрезвычайного положения, перечень мер и ограничений, применяемых при введении военного и чрезвычайного положения, а также перечень и задачи основных и дополнительных сил и средств обеспечения военного и чрезвычайного положения.
Особое внимание при подготовке к занятию следует обратить на четкое знание формулировок основных понятий и определений, а также знание основных требований Федеральных конституционных законов РФ № 1-ФКЗ «О военном положении» и № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Вопросы для самоконтроля:
1. Определения понятий «военное положение», «чрезвычайное положение».
2. Цель введения, период действия военного положения.
3. Основания для введения военного положения.
4. Введение военного положения.
5. Обеспечение режима военного положения.
6. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение.
7. Дополнительные меры, применяемы в период действия военного положения.
8. Обеспечение режима военного положения на территории, на которой ведутся военные действия.
9. Правовое положение граждан в период действия военного положения.
10. Отмена (прекращение действия) военного положения.
11. Цели, обстоятельства порядок введения, срок действия, порядок отмены чрезвычайного положения.
12. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения.
13. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, в качестве которых выступают внутренние военно-политические угрозы.
14. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
15. Силы и средства обеспечения режима чрезвычайного положения.
16. Задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения.
17. Порядок осуществления единого управлениясилами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения.
18. Порядок задержания граждан, нарушивших правила комендантского часа.
19. Осуществление правосудия на территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Литература:
1. Мобилизационная подготовка здравоохранения. Учебное пособие. Под ред. Погодина Ю.И. – М. 2006.
2. Мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации. Учебник. Воробьев Ю.Л. – М. 1997.
3. Федеральный Конституционный Закон РФ «О военном положении» № 1-ФКЗ от 30 января 2002 года.
4. Федеральный Конституционный Закон «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года.
5. Лекция по теме № 4 предмета «Мобилизационная подготовка здравоохранения».
ЗАНЯТИЕ № 8.
Тема № 4. «Нормативные правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения».
Учебные цели:
1. Ознакомиться с основными требованиями Указа Президента РФ от 2 октября 1998 года № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности».
2. Ознакомиться с основными положениями Указа Президента РФ от 20 марта 2006 года № 231 «О Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ».
3. Ознакомиться с основными положениями Постановления Правительства РФ от 14 октября 1994 года № 1161 «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне».
4. Ознакомиться с основными положениями Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1994 года № 1354 «Об организации системы обучения и повышения квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации».
5. Ознакомиться с основными требованиями Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
6. Ознакомить