Роль и место радиовещания в современной системе СМИ.

К н.2-й пол. XX века могущество ТВ в споре с аудиокультурой (радио, грамзапись) казалось всесокруш-м: действовал принцип «лучше 1 раз увидеть, чем сто раз услышать», радио пророчили скорую гибель. Но в то же время исслед-ли стали обращать внимание на ряд парадоксов в развитии системы СМИ: радио не теряло аудии и ТВ в своем воздействии на население не уступало=> в н. 70-х пришли к выводу, что распространение телепередач не является причиной значит. снижения интереса к радиопрограммам. Объем РВ увеличивался параллельно с ростом телевидения, а вот его структура менялась резко, о чем свид-ет эволюция р/программ в отеч. эфире: строго дифференцированные по содержательным и адресным критериям коммерческие р/станции превышают по объему вещания параметры бывшего Всесоюзного РВ, предоставляя слушателям принципиально изменившуюся тематическую палитру передач.

3 прир св-ва радиовещ-я, обусловливающих его жизнеспос-ть. 1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным.2. Из всех СМИ радио является самым удобным для восприятия аудией: не требует отказа от повседневных дел. Огромную часть аудии радио во всех напр-ях вещания – от муз. программ, новостных выпусков до передач лит.-драматич. композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты и их пассажиры. 3. Радио, ориентированное пр. вс. на слуховое восприятие, воздействует более др. на воображение человека=> дает работу и мышлению и неосознанным эмоциям. Помогает избавиться от стресса и психологич. тяжестей труд. недели – создает эмоц. равновесие. Даже самая трагическая инфо воспринимается с меньшим нервным напряжением по радио, чем с экрана телевизора.

Функции:А. Инфонные:1)собственно информац.2)рекламная (реклама – источник дохода). Б. Функции, обеспеч-е соц. управление общ-вом:

1)интегративная (деят-ть СМИ д/укреплять общ-во, семью и гос. строй + поддерживать систему ценностей);

2)ф. выражения и формирования общественного мнения (ОМ). ОМ формируется, когда общ-во хорошо информировано. => надо предоставлять набор фактов, аргументов и контраргументов + чужие мнения + ряд передач строится на выявлении мнения слушателей (например, соц. опрос, письма, телефонные звонки);

3)ф. общения. (н-р, «Концерты по заявкам». 2 черты: усиление личностного начала; прямой эфир);

4)воспитательная (передачи, объясняющие суть общечеловеч. ценностей, их роль и место). Направления: правовое «Человек и закон»; экологич; экономическое + передачи д/ молодежи, д/ детей.

5) агитац-пропаг. и организац-я: когда перед РВ встают конкретные задачи политич., хоз-го, культурного х-ра. Агитация внушает и призывает (апеллирует к подсознанию), а пропаганда – убеждает (к разуму).

В. Культурно-просветительские

1)эстетическая: лучшие образцы р.-ж-ки с т.зр. эстетики хар-ся яркой образной речью, псих. остротой диалогов, логикой мысли, четко выстроенной звуковой с-мой событий, к-я создает эф-т присутствия. Эстет. ф. вып-ют р/мемуары, звуковые книги, музык. передачи

2) просвет: удовлетв-е познават. Потреб-тей и интересов аудии. Часто: познав-я ф-я + эстетическая функция

3) развлекательная (развлек. программы, муз. подборки, конкурсы, викторины).

Планир-е.Всесоюзное радио состояло из Гл. ред-й (ГР) и Программной дирекции (ПД).ГР создавались по направлениям вещания, к-е определялись тематич. или адресными признаками; внутри каждой из них существовали отделы, образованные по тематич. и функц. признакам. ГР инфо (отдел общ.-политич. инфо, междунар. инфо, выпуска ), ГР пропаганды, ГР лит.-драм. вещания, ГР муз. вещания, а также ГР передач д/ детей и юношества и ГР вещания для молодежи – р/ст. «Юность»( отделы комс. жизни, худож. воспитания и выпуска). Для гос. вещания эти образования были прочными, т. к. обусловливали специализацию ж-тов и жесткий контроль за содержанием передач. После ликвидации Всесоюзного радио некоторые ГР преобразовались в коммерч. р/станции, сохранив принадлежность к прежнему направлению вещания: на базе литдрамы музыкальной и детской редакции появилось «Радио 1 – Культура»;«Маяк» и р/ст. «Юность» стали единой коммерч. станцией.

Функции Програмной Дирекции: планирование программ; координация по содерж-ю и жанрам передач; инфо в печати и по радио о передачах на текущий день и предстоящую неделю; организация выпуска р/передач в эфир; анализ писем радиослушателей. От момента подписания до выхода в эфир мат-ла он проходил мн/ступенч. идеологич контроль, к-й был генер. постулатом взаимоотношений гос-ва и ж-тов. Ситуация изменилась после ликвид цензуры и перехода к массиров. выпуску ж-тов в прямой эфир.

Но структура гос-х вещательных организаций в основе своей сохранилась, и гл. р/компания страны «Радио России» в организац. плане копирует структурные принципы и признаки бывшего Всесоюзного радио, правда, вместо Гл. редакций существуют отделы. Переход к бесцензурному вещанию д/гос. радио означал принцип. изменения в процессе подготовки передач: сокращался или исчезал процесс многоступенч. визирования. Что касается традиц. принципов программирования вешания, то 1 из самых главных – тематическое планирование (ТП)–по-прежнему остается в практике совр. радио.

ТП - это соответствие содержания передач дня, недели, месяца календарю историч. событий и пропаг.-рекл. мероприятий. Сначала формир сетка вещания, т.е. распис-е передач, где обозначены часы и дни определенных жанрово-тематич. рубрик. Затем нач-ся ее заполнение: руков-во утверждает список событий, к-е отмечены в передачах Пр. вс. сюда попадают юбилеи общенац хар-ра – Д. Конституции, Д. защитника Отеч, затем важн-ш. общ.-полит мероприятия, н-р выборы. Затем юбилеи выдающя деятелей прошлого и соврем-ти – очередн «-летие» Пушкина, Моцарта, Наполеона.

ТП м/б опасно непредсказуемостью жизни и дублированием мат-лов. Программир-е инф.-муз многопроф станций, работающих в режиме «music non stop», строится по др. принципам и критериям, опирающимся не на календарь событий, а на запросы аудии и формат р/станции. В опред. мере ТП сохраняется в практике соврем коммерч. инф-муз станций, но оно не имеет директивн влияния на формир-е передач, а является доп фактором при решении разл вопр программир-я.

Для коммерч. информ.-муз станций (КИМС) важно не только учитывать запросы своей аудии, но и оперативно отслеживать изменения в этих запросах. В понятие «формат» входят концепция вещания, а также подбор муз. композиций, соответствующих специфике станции, соотв. способ подачи новостей, рекл. ролики, джинглы (аудиологотипы р/станции), отбивки, манера поведения ди-джеев. Осн. идея программирования – выбрать формат, к-й будет привлекателен д/аудии опр-х возрастн. категорий и занятий и позволит удерживать внимание того сегмента рынка, в к-м заинтересована станция. > популярными в 90-е гг и коммерчески выгодными в России стали следующие форматы.

АС–Adult Contemporary(«Совр. взрослый»). Осн. аудия - от 25 до 49 лет. Эта возр. группа > привлекательна для рекламодателей, т. к. более прочих нацелена на зарабатывание и трату денег. Эти станции популярны у женской аудии. Муз. основа АС – самые модные и старые поп-хиты 70–90-х, отсутствие «тяжелой» музыки. Утр. эфиры АС ведут самые популярные и высокооплачиваемые ди-джеи. Дневные и вечерние ди-джеи разговаривают в эфире гораздо меньше. Новости и спорт на занимают второстепенное положение. В АС начинали свое вещание «Европа Плюс» и «Радио-7. НаСемиХолмах».

CHR–ContemporaryHitRadio («Радиосовр. хитов»). Первоначально был ориентирован на подростков от 12 до 18 лет, но в 90-е его аудия «повзрослела» (15–35 лет), т. к. начиная с 50–60-х годов появилось много разнообразных муз. стилей и направлений – от джаза до рэпа, от блюза до трип-хопа, – попадающих в первые десятки хит-парадов и интересующих людей разного возраста. CHR – очень энергичный формат, не допускающий даже секундного молчания в эфире. Минимальное количество новостей; новостные блоки насыщенные, но короткие. В CHR работают моск. радиостанции «Максимум»,«Европа Плюс»,«Хит-FM».

Easy Listening(«Музыка, легкая для восприятия») Основа – инструмент. музыка, иногда с мягким вокалом, поп. мелодии, исполняемые муз. коллективами с большим количеством струнных инструментов. Аудия – от 40 до 50 лет. Реплики ведущих сведены к минимуму, хотя некоторые станции дают в эфир большие нов. выпуски и информ. блоки утром. Такие р/станции вытесняются станциями, передающими музыку. NewAge (музыка для снятия напряжения и медитации;кроме муз. инструментов в ней - звуки моря, леса, голоса птиц, дельфинов). В Р. нет станций, вещающих исключительно в этом формате. Элементы E L- в программах «Радио-101».

AOR (рок-музыка из альбомов / рок для взрослой аудии); часто это не широко изв. хиты, а признанные специалистами шедевры в своем направлении. Композиции иногда звучат дольше 3,5 мин; осн. ауд-я - от 18 до 34 лет, в осн. мужчины В AOR первоначально вещало радио «РОКС».Сейчас –р. «Классика».

Nostalgia(«Ностальгия») – музыка к. 40–50-х годов (эпоха биг-бэндов), рассчитанный на людей от 50 лет. Полностью или частично компьютеризированы. Во главу угла ставится музыка, а ост. прогр. Эл делаются абсолютно незаметными. Ключевую роль играют авторитетные ведущие, пользующиеся уважением аудии. Похожий формат – Oldies: Элвис Пресли, Everly Brothers. Нечто среднее представляет собой «Радио России – Ностальжи».

National Music: «Русское радио» и «Наше радио».Religious(«Религиозное радио»).

Все эти форматы распространены на рос. радиорынке, но сущ-ет ряд других, к-е вряд ли смогут прижиться в наших условиях: Country (муз кантри), Urban Contemporary(ориент. на нац. меньшинства). В нашей стране вполне можно ожидать увеличения числа таких форматов, как All News («Только новости»), All Talk(«Только беседы»), All Comedy(«Только развлекательные программы»), а также News/Talk(уже представленные станциями «Свобода» и «Эхо Москвы»). Последний ф. хар-ся сочетанием звонков в студию, интервью в прямом эфире и большим количеством новостной инфо.

Нельзя говорить о форматах наших р/ст. в чистом виде, это всегда будет смешанный ф., что связано с особенностями российского радиорынка.

Радио в Интернете несет практически ту же функцию, что и в офф-лайне – это своеобразное фоновое средство массовой информации. Единственное, с возникновением радиосайтов у каждого из пользователей появляются новые возможности: изменение сетки вещания, прослушивание программ в записи, поиск доп. информации на сайте.

13. Типология форматов современного радиовещания.

Формат – это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории. Понятие «формат» появилось в Соединенных Штатах Америки в начале 50-х годов. Первоначально оно обозначало лишь набор музыкальных направлений, звучащих на волнах радиостанции, а в середине 70-х с появлением форматов «News» и «Talk» стало обозначать принципы программирования всей станции. Директор регионального вещания «Авторадио» А. Бубукин считает: «Формат — это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы своей целевой аудитории... Основными критериями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира» [3]. В учебнике «Система средств массовой информации в России» под ред. Я.Н. Засурского понятие «формат» представлено таким образом: «Определенный тип составления и верстки программ по жанрам, тематическим и другим признакам, рассчитанный на соответствующую аудиторию» [4]. В.В. Смирнов в учебном пособии «Формы вешания» отмечает формат как «Набор ...ограничений (в подходах к направлению вещания) в его темах, программировании (определяется видением интересов аудитории) и представления о них и самой аудитории через её ожидания и реакцию на передачи...» По существу, формат – это подбор и расположение программных элементов (часто музыкальных записей) в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция. Если разумно сочетать программные элементы и музыкальные записи, то станция привлечет именно данную возрастную или социальную группу. Чем больший процент целевой аудитории слушает станцию, тем больше станция может запросить с рекламодателей, желающих использовать радио для получения коммерческой реакции этой целевой группы.

В настоящее время в мире существует более сотни форматных разновидностей. Условно их можно поделить на:

– музыкальные форматы – основной упор делается на музыку; количество информации 10-25%

- информационно-музыкальные - информация 60-70 %, остальное музыка

- музыкально-информационные – музыка 60-70%

– разговорные форматы – большинство передач относится к разговорным жанрам (станции, специализирующиеся на коммерческой, религиозной, спортивной тематике);

– новостные форматы, где главное новости. (Вести 24)

Классификация по форматам

Основными критериями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыка и имидж эфира, зависящий от многих факторов, в первую очередь таких, как так называемая "музыкальная одежда" эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев (ведущих музыкальных программ), форма подачи музыкального материала, его компановка и микширование.

Форматирование музыкальных радиопрограмм восходит к 50-ым годам, и началось оно в США, стране-законодательнице мод в сфере радиобизнеса, поэтому все нижеприведенные форматы и субформаты заимствованы из североамериканской классификации. Итак:

1. АС (Adult Contemporary) — современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория — 20-45 лет. У этого формата есть субформаты:

§ Soft AC — мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и относительно малым количеством горячих хитов (тип — "Радио 7" или "Лав Радио" — здесь и далее ссылка на московские радиостанции), с целевой аудиторией 25-45 лет,

§ Hot AC — горячий АС с преобладанием более ритмичной музыки и чуть большим количеством горячих хитов (тип "Радио Монте Карло"), с целевой аудиторией 20-30 лет,

Кстати, АС в качестве приставки, обозначающей более старшую целевую аудиторию, появляется и в других форматах, что мы увидим чуть ниже. Работа ведущего ненавязчивая, лаконичная, ограничивающаяся вступительным и заключительным словом к музыкальным композициям

2. CHR (Contemporary Hit Radio) — современное хитовое радио с целевой аудиторией 12-25 лет. Здесь также можно выделить несколько субформатов:

§ CHR/Pop — с преобладанием хитов в стиле поп (тип "РДВ"),

§ CHR/Rhythmic — с преобладанием ритмичной танцевальной музыки, (тип "Европа Плюс"),

§ Modern Rock oriented CHR — с преобладанием композиций в стиле современный рок и поп-рок (тип "Максимум", "Наше Радио"),

§ а также ряд других очень узконаправленных стилевых разновидностей формата CHR.

«Играем только те мелодии, которые хорошо продвигаются в настоящий момент». Принципиально ограниченное количество играемых композиций (40-50), минимум старых мелодий, никаких хитов , теряющих рейтинг.

На станциях этого формата активно используются разнообразные джинглы (отбивки), музыкальные заставки, шумы. Работа ведущего: в утренние часы динамичные насыщенные информацией шоу, возможна парная работа, розыгрыши , виктарины. В дневное время работа ведущего ограничивается информационными данными, анонсами, вводными и заключительными словами к песням, стиль ведения программы ритмичен, локаничен, динамичен, речевые включения на композициях.

3. Rock — Рок-радиостанции, в эфире которых преобладают композиции в стилях рок-н-рол и рок с целевой аудиторией 18-35 лет. Это достаточно узкий формат, но у него тоже есть несколько субформатов:

§ AR (Active Rock) — активный рок и рок-н-рол с достаточно большим каталогом классических песен в этом стиле 70-х — 90-х годов (с некоторой натяжкой к этому формату можно отнести "Открытое Радио"),

§ AOR (Album Oriented Rock) — с преобладанием не попавших в хит-парады малоизвестных альбомных песен, в основном, известных исполнителей (мне неизвестны российские радиостанции, работающие в этом формате),

§ Modern Rock — Mainstream Rock — современный рок — рок в стиле мейнстрим, т.е. ориентированный на средний вкус ("Ультра"), этот формат во многом пересекается с Modern Rock oriented CHR, отличается же он в первую очередь более консервативным неконформистским отбором музыкального материала,

§ сюда же можно отнести и очень узконаправленный Rock Alternative (альтернативный рок).

Стиль ведения эфира интеллигентный, откровенный; ведущий остроумный, компитентный.

**Несколько видов форматов, которые представлены в отечественном радиоэфире или очень мало, или не представлены совсем:

4. Classical — классическая музыка (тип — самое первое "Радио Классика" с очень узкой целевой аудиторией без возраста),

5. Oldies — ретроформат с целевой аудиторией от 45 лет (тип "Радио Ретро"),

6. NAC/Smooth Jazz — мягкий джазовый формат с целевой аудиторией 30-45 лет (вечерний эфир на "МВ"),

7. Alternative — альтернативная музыка с целевой аудиторией 18-25 лет и его субформат:

§ Alternative AC — с целевой аудиторией 25-35 лет,

8. Urban — преимущественно "черная" музыка в стиле урбан и рэп с целевой аудиторией 14-20 лет и его субформат:

§ Urban AC — для более "старших товарищей",

9. R&B (Rhythm and Blues) — ритм-энд-блюз — название формата говорит само за себя - активный формат с целевой аудиторией 25-40 лет,

10. Country — кантри — народная североамериканская музыка,

11. Folk — фолк — народная стилизованная музыка,

12. Christian — музыка религиозного содержания, в том числе и в современной обработке,

13. EZ (Easy Listening) — фоновый, ненавязчивый, мягкий формат с расслабляющей, успокаивающей музыкой (сейчас — "До-Радио"),

14. Шансон — новый российский формат, по форме нечто среднее между folk и country, а по содержанию фактически результат, мягко говоря, специфического развития нашего общества последние 80 лет — смесь лагерной (блатной) музыки, бардовской песни, так называемого городского романса и песен в стиле группы "ДДТ".

В основу формата положены один или несколько программных элементов, которые становятся приоритетными. Радиостанции часто меняют формат, обычно это происходит на основе решения о смене аудитории.

При определении формата станции и программировании необходимо учитывать следующие факторы:

– половозрастные и социальные характеристики населения, проживающего в данной местности (уровень дохода, уровень образования и пр. – нет смысла создавать молодежную радиостанцию в районе, где проживают в основном пенсионеры);

– специфику образа жизни населения той местности, в которой работает радиостанция (если основная масса работающего населения просыпается, например, в 8 часов утра, не стоит начинать утреннее шоу в 6.00);

– ситуацию на радиорынке в данной местности.

При программировании станций важно определить темп вещания, именно он определяет хронометраж программируемых отрезков. Медленный темп подразумевает заполнение сетки вещания крупными элементами продолжительностью от 30-60 минут.

Чаще всего передачи готовятся заранее, выходят в эфир в записи.

Быстрый темп вещания подразумевает дробное программирование, максимальной продолжительностью звукового отрезка не более 15-20 минут.

Программирование осуществляется с учетом множества факторов. Ведущая фигура на радиостанции в этом смысле –программный директор. В США и Европе программный директор обычно, прежде чем занять этот ответственный пост, проходит на радиостанции путь от ди-джея и ведущего новостей до пресс-атташе и маркетинг-менеджера (т.е. «вращается» в радиобизнесе от 20 до 25 лет).

Программный директор всецело несет ответственность за то, что происходит в эфире: программирование и форматную политику, продвижение своей станции на рынке аудиопродукции.

Программный директор разрабатывает сетку вещания, или programming wheel («колесо вещания»), подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев, рассчитывает бюджет, планирует вместе с рекламным отделом рекламные и промоушн-компании (акции, способствующие продвижению станции на рынке, или мероприятия, в которых она задействована с целью увеличения числа слушателей), отслеживает аудиторию и изучает конкурентов. Он следит также за наполнением новостных выпусков событиями местного масштаба и спортивными событиями, хотя все это входит в обязанности директора службы информации.

Что касается программирования музыки, то она на современном радио подбирается по двум принципам: или на основе выбранного музыкального направления, или произвольно, по принципу «свободного музыкального эфира». На радиостанциях с горизонтальным программированием можно услышать музыку всех стилей: классическую, поп, рок, джаз. Значительно более строго и жестко обстоит дело с отбором музыкальных произведений на специализированных информационно-музыкальных станциях и поэтому прежде чем композиция выходит в эфир, она проходит отбор. В первую очередь определяется ее принадлежность к тому или иному направлению. Если программный директор решит, что музыкальная композиция подходит формату станции, она проходит сортировку и тестирование. Тестирование проводится по следующим параметрам: учитывается темп музыки, ритм, пол исполнителя, язык песни. Ротация[4], или частота звучания песни в эфире, обычно соотносится с ее популярностью и положением в общенациональном или местном хит-параде продаж.

Сетка вещания информационно-музыкальной станции составляется из следующих элементов:

– передач/выпусков новостей;

– музыки;

– рекламы;

– элементов «оформления» эфира: анонсов передач, заставок, рекламы ведущих станции и пр.

Для того чтобы программирование радиостанции было эффективным, в практике форматного радио с дробным построением используется «программное колесо» (его еще называют «вещательное колесо», или «звуковой час», или «клок»).

Программный директор определяет содержание каждого часа, используя «программные колеса», чтобы лишний раз убедиться, что каждый из программируемых элементов (радиореклама, новости, музыка, прогнозы погоды) расположен в сетке стратегически правильно и доходит до аудитории. Все они должны быть сбалансированы. Слишком много разговора в эфире станции, которая заявляет, что работает по принципу «меньше слов – больше музыки», – и аудитория будет разочарована.

Формирование сетки вещания «форматной» станции имеет жесткие ограничения. Обязательное условие для любого материала (новостной информации, музыки, репортажа или комментария, исключение составляет реклама) – их тематическое, адресное и временное (по продолжительности) соответствие формату. Жанрово-тематические особенности передач «закладывают» в процессе разработки конкретного формата. При этом учитывается пограничностъ интересов аудитории. Так, радиостанция, работающая в соответствии с форматом «классическая музыка», может позволить себе элементы литературно-художественного вещания, например радиосериал, повествующий о жизни композиторов Возрождения; радиостанция, специализирующаяся на новостях, включает в программную сетку серьезные общественно-политические комментарии.

«Программное колесо» тщательно продумывается и формируется так, чтобы в нем были наиболее эффективно представлены все программные элементы. Чаще всего час разбивается на 15-минутные отрезки, т.е. каждые 15 минут в эфире звучат, например, позывные станции.

Однако далеко не каждая станция так жестко программирует свой эфирный час («вещательное колесо» может и вовсе отсутствовать), но даже те радиостанции, которые предоставляют своим ди-джеям большую свободу, так или иначе структурируют свое эфирное время (час или день).

Понятие «программное колесо» можно определить как последовательность программных элементов в течение одного часа эфира. Некоторые программные директора разрабатывают несколько «колес», например: одно для «горячих» временных сегментов – раннее утро и ранний вечер, где больше конферанса, динамичнее музыка и много информации, другое – для более спокойных часов – день и поздний вечер.

Наши рекомендации