Взаимное расположение эмоциональных радикалов
ВВОДНЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ
1. Фотографии больных с эмоциональными расстройствами.
2. Тоска на миг «проскакивает» на фоне, казалось бы, неплохого настроения, и тогда жить не хочется, хоть удавись… Не тоска даже, а чувство тяжелое, но живое, сочное и подвижное, имеющее свои фазы и переходы, охватывает точно спрут или пиявка, неодолимо присасывающаяся к сердцу (По Лескову Н.С. «Блуждающие огоньки»).
3. Из жалоб депрессивного больного: «Почему-то вспоминается самое плохое… Люди обо мне думают, что я тунеядец, скрываюсь по больницам… Закрыл бы глаза и ушел в лес… Умереть хочу…».
«Тяжело на душе делается: я здесь, а там жена без меня. Тяжело ей и я во всем виноват – ничего дома не сделал…».
«Хочешь быть хорошим, напрягаешься, но все это бесполезно…».
4. Больной с впервые диагностированной бессудорожной эпилепсией тягуче рассказывает, что на него иногда «накатывают» такие состояния, что: «Если бы земной шар был как орех, то я раздавил бы его между зубами вместе с людями…». Однако на сегодняшний день неприятностей из-за этих «накатов» не было: пациенту удавалось отчасти сдерживаться, а близкие, зная это, к нему в таких состояниях «не лезли».
5. В кабинете врача при подчеркнуто спокойной с ней беседе больная в маниакальном состоянии гневливого типа хорошо описывает признаки своей болезни: «Бессонница, возбуждение…, очень много, ненормально ем…, говорю много и громко, у мужа аж в ушах звенит… Говорю логично, но с ненужными деталями, не могу долго концентрировать мысль на одном предмете, ужасно отвлекаюсь, не могу читать… Нет у меня сдерживающих центров…. Половое возбуждение приступообразное… Меня нельзя задевать, но я легко извиняюсь за свои ошибки… Я больна, но на грани выздоровления». Это, однако, не мешает больной в отделении быть своенравной, напористой, капризной, конфликтной и не признавать себя ни в чем неправой.
6. «Как хорошо было. Все мог, все успевал, все получалось. Смотрел за ребенком, крутил пластинки, танцевал, пел, жарил картошку, стирал пеленки и пек блины» (из самоописания болезни).
СОДЕРЖАНИЕ
Депрессии скрытые (маскированные вторичной неаффективной симптоматикой): навязчивые, ипохондрические, дереализационные, деперсонализационные, соматизированные; их общий признак – относительно слабая выраженность собственно депрессивного аффекта.
Симпатотоническая триада Протопопова при депрессиях и другие вегетативные компоненты эмоциональных синдромов.
Возможные вторичные изменения практически всех разделов психического статуса (других психических функций) под влиянием депрессивных состояний и структурирование отсюда абстрактного (полного, эталонного) депрессивного синдрома как пример структурирования других синдромов.
- Дисфорические синдромы: типичные, тоскливые, тревожные и др.
- Страхи (фобии): самостоятельные или в структуре бредовых (бред преследования) и навязчивых синдромов.
Значение синдромов эмоциональных расстройств для нозологической диагностики, прогноза, уровня жизни и реабилитации.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Вопросы для усвоения и закрепления знаний
1. Какими параметрами из перечисленных характеризуются (описываются) эмоциональные синдромы:
1) эмоциональным радикалом (или их сочетанием) и степенью его (их) выраженности
2) принадлежностью к одной из основных форм эмоций
3) вторичной «неаффективной» (соматической и психопатологической) симптоматикой
4) уровнем интеллекта
5) психологической понятностью (ясностью, адекватностью, синтонностью) проявлений или наоборот – неясностью, непонятностью, неадекватностью, холодностью
6) вегетативными отклонениями
2. Можно ли признак «неадекватность» применить и к эмоциональным реакциям и к эмоциональным отношениям (Да - нет).
3. Как влияют на формирование и интенсивность влечений, аффективные радикалы: депрессивный, маниакальный, дисфорический, апатический?
4. Какие из названных радикалов друг от друга далеки, какие – близки?
5. На возможность органической ослабленности мозга более надежно указывает: а) мания, б) эйфория.
Задачи
На опознание синдромов и симптомов. В задачах 1-2 отдельные симптомы обозначены цифрами (1,2 и т.д.)
1. Больной благодушен, часто улыбается, говорит, что никогда ранее у него не было такого превосходного настроения. Испытывает большой прилив сил, желание петь (1). Испытывает жажду деятельности: то читает, то пытается писать, хвастается, во все вмешивается (2), однако ни одного дела до конца не доводит (3). И так с утра до вечера. Спит по 4-5 часов, но сон глубокий. Похудел. Охрип. Аппетит усилен.
2. В течение нескольких месяцев больная находилась в психиатрической больнице. Часто заявляет, что она здорова (1), но домой не просится, стационированием не тяготится (2). Радости от посещения родственниками не испытывает, не интересуется семьей, с больными в отделении не общается (3).
3. Настроение пациента преимущественно подавленное, с частыми приступами душевного дискомфорта, злобы и гнева, что зачастую проявляется обидными для окружающих высказываниями, агрессивностью и в действиях при возражениях.
4. У больного повышенная раздражительность и утомляемость. Он вял, даже при выполнении привычной работы быстро утомляется. Не может долго читать, слушать радио и особенно смотреть телепередачи, так как возрастает усталость и появляется головная боль. Настроение переменчивое, большую часть времени угнетенное, на глазах часто появляются слезы.
5. Бабушка с признаками слабоумия обиделась и расплакалась, когда навестивший ее младший брат дал по шоколадной конфете ее внукам, а ее обошел. Увидев ее реакцию, брат извинился и дал сестре конфету. Бабушка тут же улыбнулась, посветлела, вытерла слезы, - и этим вполне утешилась.
6. Мужчина среднего возраста в восстановительном периоде после черепно-мозговой травмы стал настолько «непроизвольно» расстраиваться при восприятии «жалобных» ситуаций во время телепередач, что не в силах быть сдерживать слез. А чтобы своей «слабости» не показывать домашним, совсем отказался от просмотра телепередач.
Тестовый контроль
Установить соответствие
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (1-5) ОТЛИЧАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЗНКАМИ – ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (А-Д)
1) Страсть от аффекта
2) Эйфория от мании
3) Апатия от депрессии
4) Физиологический аффект от патологического
5) Эмоциональная тупость от эмоционального оскудения
Ответы:
А) Меньшей тяжестью, отнесенностью лишь к эмоциональным отношениям (но не реакциям)
Б) Долговременностью и относительной первичностью
В) Блаженством, бездеятельностью
Г) Отсутствием страдания
Д) Качественной адекватностью к раздражителю