Логические уровни отдельного человека
Допустим, что ребенок испытывает трудности во время экзамена. Учитель
может сказать ему: "Ты совсем не виноват. Наверное, шум в классе или что-то
еще отвлекало тебя во время сдачи экзамена".
Другими словами, вся проблема во внешнем окружении и к тебе лично не
имеет никакого отношения. Разумеется, что при такой постановке вопроса вклад
самого ученика минимален.
Фокусируясь на поведении, учитель может сказать: "Ты плохо себя проявил
на этом экзамене". В этом случае ученик становится ответственным за
результат процесса.
Оперируя на уровне способностей, учитель может сказать: "Этот предмет
дается тебе плохо, твои математические способности (способности к языку,
литературе, истории и т.д.) недостаточно хорошо развиты". Это более широкое
значение конкретного провала на экзамене.
На уровне ценностей учитель может сказать: "Ну что ж, в общем-то это не
так уж важно. Главное, что тебе нравится учиться".
Учитель подкрепляет убеждение в том, что получать хорошие оценки не так
уж важно, главное, чтобы нравилось учиться. В данном случае мы перескакиваем
на уровень убеждений. Это уже выходит за рамки отдельного предмета и
относится к процессу обучения в целом.
На уровне идентичности учитель может сказать: "И никудышный же ты
ученик, однако"; или "Ты не способен к обучению"; или "Да, ты не
Лобачевский". Это затрагивает все существо ребенка.
Уровень идентичности отличается от уровня способностей. Одно дело
считать себя неспособным к какому-то одному предмету и совсем другое --
полным тупицей.
Данные примеры наглядно демонстрируют, какого рода воздействие способны
оказывать сообщения, высказанные на различных уровнях. Большая разница между
тем, когда человек говорит: "Если я пью, то не способен себя контролировать"
и заявлением: "Я горький пьяница и таким навек останусь".
Если я принимаю нечто как часть моей идентичности, то это нечто
начинает оказывать на меня глубочайшее влияние.
Логические уровни компании
Уровни, работающие у отдельного человека, будут справедливы и для
организаций и групп.
Вот только один пример. В начале 80-х годов Джон Гриндер, Ричард
Бэндлер и я давали ряд консультаций фирме "Ксерокс". Если представить себе
идентичность и метапрограмму "Ксерокса" (см. перечень составляющих
метапрограммы в приложении 1), то ее можно выразить словами: "Каким образом
я могу изготовить лучшую копию?"
В этом заключается соответствие положительному в прошлом: компания
изготавливает копировальные машины.
Однако и у нее возникли проблемы. Один из сотрудников
исследовательского сектора посетил центральный офис газеты "Лос-Анджелес
Тайме" и обнаружил, что бумага в нем полностью отсутствует. В крупнейшей
газете все работали на компьютерах и пользовались электронной почтой.
В результате компания "Ксерокс" начала заниматься непривычным для себя
делом: постаралась заглянуть в будущее и начала искать соответствия
отрицательному в будущем: что прикажете делать компании, которая получает
свой доход за счет тех, кому нужно делать копии, а через десять лет в офисах
не останется никакой бумаги?
Таким образом, компания "Ксерокс" начала действовать, исходя из
"отрицательного в будущем" и приняла решение переключиться на персональные
компьютеры.
Но проблема в том, что при слове "Ксерокс" мы представляем себе
копировальные машины, а отнюдь не персональные компью-
теры. Компания попыталась заняться разработкой компьютеров, но
компьютеры не вписывались в рамки ее идентичности; не вписывались они ни в
систему убеждений, ни даже в текущие способности корпорации. Компания была
способна проводить исследования и новые разработки, но не в области
персональных компьютеров.
Мы объяснили компании, что она собирается совершить слишком большой
скачок, поскольку речь шла о создании практически нового "я", а это
неизбежно приводит к конфликту -- со старой идентичностью и старыми
ценностями. Именно это и произошло с "Ксероксом", -- компания выпустила-таки
свой компьютер, но о нем мало кому известно.
Как все это происходило, довольно интересно, поскольку ситуация зримо
продемонстрировала, насколько сильны данные уровни убеждений и идентичности
метапрограмм и как они проявляют себя в компаниях.
Вот лишь два примера:
1. Для презентации сотрудникам компании этого персонального компьютера
было решено нарядить кого-нибудь изобретателем первой копировальной машины
"Ксерокс", который уже пятнадцать лет как умер, и "воскрешение его из
мертвых" придало всему мероприятию некоторый оттенок поминовения усопших. Он
представлял компьютер как новейшую и самую лучшую модель "Ксерокса", говоря
при этом: "Это улучшенная версия того, что я пытался сделать".
2. Главным персонажем рекламы этого компьютера был монах! Согласитесь,
что образ монаха как-то не слишком вяжется с высокими технологиями. Чем
вообще может заниматься монах? Помимо всего прочего, он переписывает
рукописи. Таким образом, "Ксерокс" оказался в ловушке своей метапрограммы,
поскольку никто вовремя не заметил, что она не соответствует тому внешнему
окружению, в которое компания пытается внедриться.
Новое направление началось с идеи на уровне способности исследования и
разработки и первое время никому не внушало опасений, как некая мелкая затея
в исследовательском центре. Многие его сотрудники имели привычку носить
джинсы и длинные во-
лосы, поскольку в те времена, особенно в исследовательской среде, было
принято считать, что тот, кто не носит длинных волос и бороды, вряд ли
способен полностью осознать, чем он вообще занимается. А уж если он гладко
выбрился и повязал галстук, то его способность работать с компьютерами и
вовсе оказывалась под большим сомнением.
Чем больше средств вкладывал "Ксерокс" в данное направление, подходя с
позиций отрицательного в будущем, тем больше пропагандировалась идея, что
оно необходимо для выживания компании в целом и тем больше прилагалось
усилий к тому, чтобы сделать его частью идентичности компании.
Когда эта тенденция набрала силу, сотрудникам исследовательского центра
было предложено постричься, сбрить бороды и повязать галстуки, дабы
соответствовать общему облику ("идентичности") компании.
Оказалось, что исследователи по своим метапрограммам не соответствовали
настоящему, которым они пренебрегали в пользу перспективы соответствовать
положительному в будущем, желая сохранить неизменной свою идентичность, а не
превратиться в незначительную часть чужой идентичности. Они хотели стать
главной частью идентичности компании. Таким образом, назрел конфликт двух
разных идентичностей, который завершился полным разрывом.
Все это говорит о том, что даже в бизнесе существуют различные уровни и
различные типы реакций и откликов при переходе с одного уровня на другой.
Мы рекомендовали "Ксероксу" заниматься тем, чем они занимались всегда:
не посягать на область персональных компьютеров, а продолжать подстраиваться
и действовать в своем ключе, то есть начать разработку компьютеризированных
модулей для своих копировальных машин. Если вы обеспокоены тем, что в
будущем никто не будет пользоваться бумагой, то начните разрабатывать
сканеры, способные оцифровывать текст и сохранять его в компьютере, вместо
того, чтобы тратить деньги на разработку персональных компьютеров.
Разрабатывайте технологию, которая наилучшим образом соответствуют тому, чем
вы занимаетесь в настоящее время.
Похоже, что "Ксерокс" прислушался к нашим советам. В своей рекламе он
вместо монаха начал использовать образ Леонардо да Винчи, в большей мере
символизирующий творчество: метапрограммы требуют изменений вместе с
изменением продукта.