Логические уровни сознания

Мы можем свести всю совокупность внешней и внутренней дея­тельности к процессам отражения-отреагирования (в данном случае термин «процесс» не носит узкого линейно-цепочечного характера), анализ которого и связанных с ним телесных и психических проявле­ний позволяет вычленить так называемые логические уровни сознания, «перпендикулярные» вертикали «тело-душа-дух». Может показаться, что процедура такого вычленения в известном смысле произвольна, однако это не так - фрактальный принцип организации человеческого существа порождает вполне определенный структурный каркас, имею­щий сложные топологические свойства. На этом этапе мы не будем рассматривать их досконально, ограничившись обзором, основанном на когнитивных (т. е. познавательных) вопросах, присущих каждому уровню и указывающих на соответствующий ему способ познания реальности. Отслеживание когнитивных вопросов в совокупности с сум­мой наблюдаемых вербальных и невербальных реакций позволяет лег­че всего идентифицировать в процессе общения или самонаблюдения, на каком логическом уровне пребывает в данный момент сознание. Начнем с необходимых определений и замечаний.

Будем называть логическими уровнями сознания любые градации по вектору процесса отражения-отреагирования, т. е. взаимодействия человеческого существа с внешней реальностью или внутренней деятельности

Таких уровней удается вычленить семь, причем они могут быть сведены к трем более крупным структурным слоям - проявлений лич­ности, личности и ядра личности. Хотя, как будет показано при разбо­ре топологических свойств уровней, сами логические уровни вполне четко очерчены в смысле структуры и принципов внутренней органи­зации, психосоматически они едины и между ними всегда можно вы­делить некоторые переходные зоны. Наибольшее значение имеют пе­реходные зоны между вторым и третьим и пятым и шестым логиче­скими уровнями сознания, которые мы назовем барьерными мемб­ранами. Впервые понятие «логических уровней сознания» было вы­двинуто американским мастером НЛП Робертом Дилтцем в 1982 г. К сожалению, схема Дилтца плоскостная (другие ее недостатки станут очевидны из дальнейшего обсуждения). Очевидно, для Дилтца понятие ядра является всего лишь метафорой. Но попробуем перейти к объему, и мы увидим, что треугольник - это сектор, т. е. часть круга, а тот, в свою очередь, - часть сферы. Теперь очевидно, что движение по логи­ческим уровням плоской модели «вверх» есть в объеме движение «вглубь», к ядру.

Каждое человеческое существо наделено всеми логическими уров­нями, но далеко не каждый уровень в одинаковой мере представлен в деятельности конкретного человека. Введем понятие центра осознания, т. е. «точки», в которой в данный момент сознание пребывает относи­тельно структуры логических уровней. Будем также называть доступ­ными логическими уровнями те, на которых данный конкретный чело­век способен свободно оперировать по собственному желанию. Выяс­няется, что для большинства людей доступны лишь два - три, иногда четыре из семи логических уровней, а центр осознания многих, как правило, пребывает лишь на внешних логических уровнях, имеющих отношение к проявлениям личности, а не собственно к личности и, тем более, не к ядру. Если оперирование на данном уровне привычно и свободно, то такой уровень проработан, он становится столь же дос­тупным, как, скажем, умение плавать или играть на музыкальном инст­рументе. Если уровень недоступен, он является достоянием бессозна­тельной сферы и мыслительные, психические и психофизические воз­можности человека (вплоть до способностей владеть своим телом) сильно ограниченны.

На данном этапе важно иметь в виду также следующие особенно­сти структуры логических уровней:

- фрактальность, т. е. самоподобие организации;

- иерархичность, т. е. подчиненность предыдущего уровня после­дующему;

- возможность обозрения и описания каждого выделенного уровня лишь с позиции последующего;

- психосоматическое единство психических и соматических про­явлений на каждом выделенном уровне и при их сквозном обозрении;

- взаимообусловленность способов отражения и отреагирования на каждом выделенном уровне;

- изоморфизм, т. е. взаимное однозначное соответствие на каждом логическом уровне когнитивных вопросов и комплексов телесных про­явлений.

Первый логический уровень.

Уровень окружения.

Когнитивные вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?».

Это уровень восприятия фактов, на котором человек не вычленяет себя из окружающей реальности. Вектор внимания направлен исклю­чительно вовне, и, поскольку это внешний уровень, не «просвечивают» никакие собственные структуры; таким образом внутренняя деятель­ность не осознается. Внимание в каждый момент фиксируется на от­дельной точке, отдельном эпизоде реальности, воспринимаемом ста­тично и вне связи с другими точками и эпизодами. Сознание фрагмен­тарно, личность как таковая не представлена.

Характерны констатирующие высказывания о разнообразных фак­торах: «Это - огонь», «Это - вода», «Это - цена пачки чая». Темп речи сравнительно ускоренный, тембр сравнительно высокий, речь льется автоматически, и ее смысл может не осознаваться. Поскольку внима­ние направлено вовне, ощущения в теле не выражены и не осознаются; перцептивное поле восприятия ограничено аудиальной и визуальной составляющими. Тело и сознание пусты. Это пустота отсутствия - в сознании не представлены ни воспоминания, ни конструкты, тело вне зоны осознания. О таком состоянии говорят: «пустота в голове», «от­сутствие мыслей», «мысли блуждают». Разумеется, это не полное отсутствие сознания, мыслей или внутреннего диалога, а отсутствие пре­емственности и связности потока сознания, когда в каждый отдельный момент сознание точечно. Эти точки не связаны между собой ни при­чинно-следственно, ни ассоциативно, если же такая связь существует, она не осознается.

Таким образом, способ отражения созерцателен и статичен: проис­ходит простая регистрация феноменов реальности без осознания их динамики, позиционирования по отношению друг к другу и привязки к универсальным пространственно-временным и причинно-следствен­ным маркерам. Отреагирование на фиксируемые факты не связывается с собственной активностью, поскольку формируется вне зоны осозна­ния и воспринимается в качестве дополнительных феноменов реально­сти, неотличимых от прочих.

Это уровень восприятия как такового.

Второй логический уровень.

Уровень поведения.

Когнитивные вопросы: «Что происходит?», «Что делать?».

Это уровень фиксации внешней динамики и чисто динамической активности. Вектор внимания направлен исключительно вовне, хотя и «просвечивает» первый логический уровень, впрочем, «почти прозрач­ный». Отдельные точечные феномены связываются в динамические процессы и цепочечные взаимодействия, на которые распадается ре­альность; эти процессы, впрочем, не увязываются между собой. Созна­ние фрагментарно, личность по-прежнему не представлена, собственная активность сводится к симптоматическому оперированию, направленному на стимулирование или торможение внешних процессов.

Невербальные реакции очень близки к характерным для первого логического уровня. Обычны высказывания типа: «Огонь горит, он может быть разожжен (потушен)», «Вода течет, течение можно напра­вить», «Цена возросла, она может возрасти (или снизиться)». Телесные ощущения представлены почти исключительно зоной тактильного кон­такта с предметами непосредственного оперирования.

С точки зрения опережения реальности, здесь происходит вы­страивание точечных фактов в некоторые последовательные цепочки и их привязка к пространственно-временным маркерам, но причинно-следственные связи не устанавливаются (мышление действует по принципу: А происходит вслед за В, значит - вследствие В), опыт ре­гистрируется, но не обобщается. Отреагирование сводится к включе­нию в наблюдаемые динамические процессы некоторых дополнитель­ных точечных факторов, субъективно воспринимаемых как состав­ляющая часть этих же самых процессов и никак не соотносимых с их источником, то есть, самим собой. Линейность сознания и точечность телесных ощущений вырождается в фактическую точечность этого уровня, однако отдельные точки внешней и внутренней реальности организуются в связные преемственные цепочки; в моменты же пере­ключения внимания такие цепочки рвутся, прошлого как бы нет.

Это уровень наблюдаемого опыта и отреагирования как такового.

Хорошими примерами первого и второго логических уровней яв­ляются «вечные» вопросы русской интеллигенции: «Кто виноват?» (первый уровень) и «Что делать?» (второй уровень). Они потому и не находят ответа, что формируются на самой периферии структуры.

Наши рекомендации