Сводное методическое руководство

СВОДНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ,

ОТ РЕФЕРАТА ДО ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Методические рекомендации

Рецензенты: Иванова Н.В. - методист ГОУ СПО «КМК».

Савченко Л.Г. –председатель ЦМК «ОГ и СЭД» ГОУ СПО «КМК».

Сводное методическое руководство по исследовательской работе, от реферата до дипломной работы: методические рекомендации / Л.М.Валтеева.- Краснокаменск, 2013.- 44с.

Цель методических рекомендаций - оказать содействие студентам в организации эффективной внеаудиторной самостоятельной работы. В пособии даны сводные рекомендации по литературному и техническому оформлению исследовательских работ. Указаны сходства и различия - реферата, учебно- исследовательской, курсовой и дипломной работы. Пособие предназначено для студентов и преподавателей Краснокаменского медицинского колледжа.

Составитель: Л.М. Валтеева - преподаватель предмета «Методика учебы» ГОУ СПО «КМК».

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…..……………………………………………..4

1. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ...…........…...….....5

2. СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ….….……9

2.1. Титульный лист…….…………………………………………...8

2.2. Содержание ……………………………………………………..8

2.3. Введение………………………………….………………….….9

2.4. Основная часть…………………………………………….…..14

2.4.1. Теоретическая часть………………………....……………..14

2.4.2. Практическая часть………………...……..….………….....17

2.5. Заключение…………………………………………………….19

2.6. Список использованной литературы………………………....21

2.7. Приложение………………………………...……………….....25

2.8. Оформление таблиц……………………...……………….…...26

3.СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ…………………………………………………………..…..29

4.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………....33

5.ПРИЛОЖЕНИЕ…………………...………………………..…….35

ПРЕДИСЛОВИЕ

Самостоятельная работа студентов - одно из основополагающих требований Федерального Государственного общеобразовательного стандарта. Все более очевидным становится, что в процессе подготовки специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методов познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Стать, высококлассным специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной деятельности невозможно.

В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ссузов говорится, что они должны:

-ОК 4-осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

-ОК 8- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

Это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения учебно - исследовательской и научно- исследовательской работы.

Цель методических рекомендаций - оказать содействие преподавателям ГОУ СПО КМК в организации эффективной самостоятельной работы и призваны помочь студентам в подготовке и оформлению исследовательских работ.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Спектр студенческих исследовательских работ достаточно широк. К ним относятся рефераты, курсовые, учебно - исследовательские и выпускные квалификационные работы. Ко всем работам предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и по оформлению.

Для более качественного выполнения таких исследовательских работ предлагаются общие требования.

Требования к этапам выполнения исследовательских работ

1.Выбор, уточнение темы работы.

2.Составление списка литературы по теме исследования.

3.Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.

4. Выделение проблемы и анализ базовых понятий по теме исследования.

5. Составление плана работы.

6. Во введении:

а) обоснование актуальности темы;

б) указание основных характеристик работы; (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и т.д.);

в) составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования;

г) анализ литературы по теме исследования, в котором представлены:

· история исследуемой проблемы (идеи, вопроса)

· общемедицинские положения и знания из смежных наук.

7. Написание основной части: сделать выводы по результатам анализа литературы.

8. Разработка разных способов решения выделенной проблемы.

9. Определение оптимального пути решения проблемы.

10. В УИРС, курсовой (практического характера), дипломной работе необходимо:

- проведение подготовки к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование, разработка методики, подготовка оборудования);

-проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета;

- анализ результатов эксперимента;

- составление таблиц, схем, иллюстраций;

- формулирование выводов;

- написание раздела – практическая часть;

- подготовка к осуществлению обучающего эксперимента (планирование, разработка методов и средств, проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений и т.д.) с целью проверки предположения;

- проведение и анализ обучающего эксперимента (протоколы наблюдений, рисунки, записи бесед и т.д.);

- оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д.,

-формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным обучающего эксперимента:

- написание раздела " Опытно-экспериментальная работа", в котором должно отразиться:

* подготовка к осуществлению обучающего эксперимента;

* условия протекания;

* характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента;

* название и последовательность проведения разработанных занятий;

* анализ результатов, выводы и рекомендации.

11. Компоновка подготовленных текстов в главы.

12. Написание выводов к главам.

13. Составление заключения.

14. Составление списка литературы.

15. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций и т.д.).

16. Уточнение содержания работы.

17. Оформление титульного листа.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Исследовательская работа студента должна характеризоваться:

- краткостью и точностью формулировок;

- чёткой целевой направленностью;

-конкретностью изложения результатов работы;

-логической последовательностью изложения материалов;

-доказательностью выводов и обоснованностью рекомендаций;

-грамотным изложением и оформлением

Титульный лист

Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями образовательного учреждении (см. приложение 1,2,3,4)

2.2. Содержание

Согласно ГОСТ 7.32-2001 заголовок СОДЕРЖАНИЕпишется заглавными буквами посередине строки.

Содержание включает введение, наименование всех глав, параграфов, пунктов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. При этом их формулировки должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Теоретическая и практическая часть должна иметь своё название. Слова – «теоретическая» и «практическая часть» не пишутся.

Пункты нумеруются в пределах каждого подразделения. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделяются точкой, например:1.3.2. где 1- раздел, 2- подраздел, 3- пункт. Затем идёт название пункта (пункт может и не иметь название) Приложение 2

Номера страниц пишутся одна под другой, по одной линии.

Введение

Согласно ГОСТ 7.32-2001 заголовок ВВЕДЕНИЕпишется заглавными буквами посередине строки.

Введение: это вступительная часть исследовательской работы, где характеризуется проблема, решению которой посвящена работа.

Во введении раскрывается:

Ø краткая информация об истории вопроса

Ø актуальность темы, её практическая значимость;

Ø определяется объект и предмет исследования;

Ø формулируется цельработы;

Ø ставятся задачи исследования;

Ø выдвигается гипотеза.

Раздел 2.4 Основная часть

Делится на части, главы и параграфы (в зависимости от того, какие задачи стоят перед автором). Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

Теоретическая часть

В первой части - раскрывается история вопроса, содержание исследовательской работы, подбираются факты для доказательств гипотезы на теоретическом уровне, даётся характеристика общих подходов и разработка конкретного решения, представляется уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы, дается критический анализ, показывается позиция автора, т.е. студента.

Работу над теоретической частью следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

В результате сбора информации должны быть получены следующие сведения:

-какие исследователи, в каких научных центрах уже работали и работают по теме исследования;

-где (в каких источниках) опубликованы результаты этой работы;

-в чем заключаются результаты работы..

В работе нежелательно последовательное изложение краткого содержа­ния отдельных работ. Необходимо попытаться раскрыть существо вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и вопросами плана исследовательской работы. Словами исследователя последовательно, излагать состояние изучаемого вопроса (проблемы), со­поставлять различные точки зрения, ссылаясь на соответствующих авторов. Желателен критический подход к излагаемым сведениям. Критика в основном касается неполноценности изучавшегося мате­риала, недостатка методики исследования, неправомерности выво­дов и рекомендаций и т. д. Не следует полемизировать о написанных работах в прошлом, когда еще не было современных методов иссле­дования

Обзор должен носить не хронологический, а проблемный характер, раскрывать состояние вопроса по разным литературным источникам. Причем излагать свои мысли следует простым литературным языком, используя общедоступные для понимания термины.

Содержание исследовательской работы заключается в отражении своего собственного понимания и осмысливания проблемы на основе изучения литературы, оценки тех или иных аспектов медицинской теории и концепций со ссылкой на их авторов, доказательств каких – либо положений с привлечением цитат. Cсылки даются на используе­мые литературные источники в виде цифр в квадратных скобках [2, 5].

Например, по теме: «Профессиональная подготовка медсе­стер по анестезиологии и реаниматологии» исследователь пишет: «От уровня профессиональной подготовки зависит качество се­стринского процесса у тяжелых больных [1, 6], Однако, несмотря на 10-летний период реформирования сестринского дела и издание ряда приказов и нормативно-правовых документов [2, 5], до сих мало сделано для совершенствования профессиональной подготов­ки медсестер - [2, 4].

В квадратных скобках цифрами 1, 2, 4, 6 указаны работы, проработанные и представленные исследователем в разделе «список использованной лите­ратуры».

Ссылка на автора и его работу очень важна для читателя. Она позволяет ему непосредственно обратиться к первоисточнику и сделать необходимые уточнения.

Помните, что цитирование не должно превращаться в самоцель, заглушать собственную мысль автора ВКР, его понимание проблемы.

В тексте, при ссылке на высказывания цитируемых авторов и выражения к ним отношения предлагается использовать такие обороты речи, фразы:

Анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задаёт вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, ссылается, считает, упоминает, утверждает, уточняет.

Следует помнить, что между всеми разделами должна существовать логическая связь и естественный переход/

В конце обзора литературы исследователь констатирует об акту­альности исследуемого вопроса (или проблемы) в связи с недоста­точным и противоречивым его (ее) представлением.

2.4.2 Практическая часть

В практической части обобщаются результаты длительного наблюдения за больными, за работой медицинского персонала, данные медицинской статистики и результаты собственной опытно - экспериментальной работы.

Необходимо подробно описать методику исследования, чтобы можно было каждому заинтересованному в этой методике воспроиз­вести ее. Если методика общеизвестна, указать работу автора, где она описана. Если методика новая или оригинальная, изложить ее (при необходимости, представить в виде поясняющей схемы или рисунка).

Мето­дики исследования могут быть различными:

- метод опроса медперсонала;

- анализ анонимных предварительно заполненных медперсоналом анкет;

- анализ заполненных карт больных;

- метод проверки экспертом (т. е. исследователем) знаний по предварительно разработанной анкете, оценивая вопросы по пяти­балльной системе;

- методом проверки навыков во время дежурства медсестер и проведения ими сестринского процесса при оказании помощи;

- анализ анонимных, разработанных исследователем и запол­ненных пациентами, анкет по оценке сестринского процесса медсе­страми обследуемого отделения:

- прочие методики.

Например:

«С целью решения поставленной цели нами проведен ана­лиз профессиональной подготовки 6 медсестер хирургического отделения (табл. 4.1). При этом использовали методы опроса и проверки знаний и навыков медсестер во время их работы в опе­рационных и палатах интенсивной терапии (список вопросов). Кроме того, проанализировано по 10 анестезиологических карт и по 10 карт ин­тенсивной терапии каждой из 6 обследованных медсестер. При этом со­поставляли оценку знаний и навыков медсестры экспертом и пациентом с характером профессионального образования и уровнем квалификации (с квалификационной категорией)». …

В результате прочтения этого раздела у читателя должно сло­житься мнение о количественной и качественной достаточности изучавшихся объектов для выполнения темы исследования.

Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные. Фактический материал должен быть выверен и представлен в абсолютных величинах (при наличии 100 и более наблюдений можно представить в процентах).

Результаты опытно - экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д.

К таблицам, рисункам нужно сделать краткие, но понятные подписи, под рисунками представить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации следует выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчётов. Фактический мате­риал должен быть представлен по рассматриваемой теме и в соот­ветствии с целью исследовательской работы.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа. Допустимы обороты с сохранением первого лица множественного числа, в котором отсутствует местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употребление слов: «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению». Но предпочтительнее писать: «по мнению автора» (исследовательской работы) или выражать мысль в безличной форме: «изучение данной темы свидетельствует о том, что…», «на основе выполненного анализа можно утверждать…», «проведенные исследования подтвердили…» и т.п.

Заключение

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы, оно должно суммировать выводы, сделанные по главам, а также указать на нерешенные проблемы теоретического и прикладного характеров.

Как и всякое заключение, эта часть исполняет роль концовки, обуслов­ленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накоп­ленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, наличие обоб­щенной итоговой оценки проделанной работы, при этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл.

В заключении автор суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области.

Необходимопоказать подтверждение или опровержение гипотезы исследования (если она была).

Заключения должны быть аргументированы и вытекать из анализа представленного фактического материала.

Например: «Анализ проведенных исследований показал, что еще много работающих медсестер в клиниках академии не имеют достаточной профессиональной подготовки. Что в специализированных клиниках, где нужны более опытные специалисты, работают медсестры, менее подготовленные в профессиональном отношении. 36 % из них не имеют даже первичной специализации по анестезиологии и реаниматологии. Это обусловлено, прежде всего, большой текучестью кадров в наиболее трудных по объёму работе (в хирургическом отделении), при почти однозначной низкой зарплате во всех отделениях больницы».

Выводы должны вытекать из анализа фактического материала. Они должны быть краткими, конкретными, обоснованными конкретным материалом.

В заключении даются практические рекомендации, которые, по мнению автора, будут способствовать положительному решению изучаемой проблемы. Практические рекомендации обычно вытекают из выводов и предполагают конкретные мероприятия по решению выявленных недостатков. Не следует повторять содержания введения и основной части работы. Но заключение должно перекликаться с введением.

Важнейшее требование к заключению - его краткость, обстоятельность, и соответствие поставленным задачам. В целом заключение должно давать ответы на следующие вопросы:

С какой целью предпринято студентом данное исследование?

Что сделано?

К каким выводам пришел автор?

Объём заключения составляет 1-2 страницы для исследовательских работ, 2-4 страницы для дипломных работ.

Список использованной литературы

Список литературы составляется в соответствии с ГОСТ 7.1.- 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Основные требования, предъявляемые к списку:

-соответствие теме работы и полнота отражения всех аспектов её рассмотрения, наличие опубликованных отечественных и зарубежных документов;

- разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, и др.;

- литература, изданная за последние 5 лет.

Список литературы группируются таким образом:

1. Нормативно – правовые акты (располагаются в соответствии с их юридической силой)

2. Книги - научная и учебная литература (по алфавиту)

3. Печатная периодика

4. Источники на электронных носителях локального доступа;

5. Источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет - источники). ( см. приложение 7.)

1. Нормативно правовые акты внутри списка располагаются:

§ международные законодательные акты - по хронологии;

§ Конституция РФ;

§ кодексы – по алфавиту

§ законы РФ по хронологии;

§ указы Президента РФ - по хронологии

§ акты Правительства РФ – по хронологии;

§ акты министерств и ведомств в последовательности:

– приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту;

- акты - по хронологии

2. Научная и учебная литература представлена в таком порядке:

- фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных указываются фамилия и инициалы автора, название работы, город и место издания, год издания, количество страниц.

- фамилию автора следует указывать в именительном падеже. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.».

- заглавие книги следует приводить в том виде, в каком оно дано на титульном листе.

- наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже: допускается сокращение названия только трёх городов: Москва - (М.) и Санкт-Петербург - (СПб)., Ростов на Дону – (Ростов н/Д).

В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом - на иностранных языках (так же в алфавитном порядке).

Статья включается в список с указанием авторов, наименование статьи, наименованием журнала или газеты (сборника трудов), года выпуска, номера и страницы, на которой напечатана статья.

При анализе теоретической информации по теме исследования необходимо использовать не менее 20 источников.

Примеры библиографического описания книг, статей из периодических изданий по ГОСТ 7.1.-2003.

Законодательные материалы

Конституция Российской Федерации. - М.: Приор,2009.-32с. О воинской обязанности и военной службе: Федер. закон: (принят Госдумой 6 марта 2002г.: одобр. Советом Федерации 12 марта 2002г.). - 4-е изд. - М.: Ось-89, 2009.- 46с.

Книга одного автора

Казначейская Г.Б. Менеджмент: учеб. пособие для студ. средн. проф. образования / Г.Б.Казначейская.-3-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2004. - 352с.

Книга двух авторов

Сапин М.Р.Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - 4-е изд., стериот. - М.: Академия, 2004.- 448с.

Книга трех авторов

Трушкина Л.Ю. Гигиена и экология человека: учеб. пособие для студ. среднего проф. образования мед. училищ и колледжей / Л.Ю. Трушкина, А.Г. Трушкин, Л.М. Демьянова; под ред. д-ра пед. наук А.Г. Трушкина.- Ростов н /Д: Феникс, 2003.- 448с.

Многотомники

отдельный том многотомника

Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача. В 3-х ч. Ч.2. Детские болезни / В.Д. Казьмин. - М.: АСТ: Астрель, 2008.- 503с.

Многотомник- документ в целом:

Гиппуиус З.Н. Сочинения: в 2 т. / З. Гиппиус; [вступ. ст., подг. текста и коммент. Т.Г. Юрченко ; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам]. – М.: Лаком - книга: Габестро, 2007.

Стандарты

ГОСТ 7.1.- 2003.Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - Введ.2004.-01.07.- М.: Изд-во стандартов, 2004.-156с.

Электронные ресурсы

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [ электронный ресурс] / 2 электрон. опт. диска ( CD ROM ) : зв.цв.-5-е изд. - Электрон. текст дан. - М.: Большая Российская энциклопедия,2003.

Статья из книги, журнала, газеты или другого разового издания

Статья из журнала:

Львова Н.В. Применение радоновых ванн при гипертонической болезни / Н.В. Львова // Медицинская сестра.-1987.-№7.- С.29-28

Статья из серийного издания:

Михайлов С.А. Езда по европейски: система платных дорог/ С.А. Михайлов// Вестн. Моск. Ун-та. Сер.3, Физика. Астрономия.- 2007.- № 5.- С.23-25

Статья из газеты:

Райцын Н.В. Врачи против СПИДа // Медицинская газета.- 2003.- 5 окт.

Статья из книги

(Когда описываем статью из книги, сборника пишем автора, название статьи, после 2-х // косых пишем название книг.) В конце указываются номера страниц, на которых напечатана статья. (В этом случае буква "С» пишется большая и впереди номера страниц)

Димянова Г.С. Комплемент: Коммуникативный статус или стратегия / Г.С. Димянова // Социальная власть языка: сб. науч.тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т, фак. романно - герман. истории.- Воронеж, 2001.- С.101-106.

Приложение

Приложение помещается после списка использованной литературы чистым листком, на котором пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть: таблицы, иллюстрации, схемы, фрагменты источников, фотоматериалы, глоссарий, анестезиологическая карта, карта интенсивной терапии, карта метрологической проверки средств измерений и т.д. Согласно ГОСТ 7.32-2001 в тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Количество разного рода таблиц, рисунков, графиков определяется содержанием работы и должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность. Они могут размещаться сразу же после ссылки на них в тексте работы или в приложении. Каждый графический материал должен иметь название.

Каждое приложение обычно оформляется на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: "Приложение 1", "Приложение 2" и т.д. Приложение не засчитывается в заданный объём работы.

Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы и т.д., которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.

Не допускается включение в приложение материалов, на которые отсутствует ссылки в тексте работы.

Оформление таблиц, иллюстраций, глоссарий, примечаний

2.8.1. Как оформлять таблицы?

Согласно ГОСТ 7.32-2001 на все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или в приложении. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная). Таблицы, каждого приложения, обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами. Слово «Таблица» пишется полностью, скобки не ставятся. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 3 - Доходы фирмы). Точка в конце названия не ставится.

При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1).

Таблицу с большим количеством столбцов допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и столбцы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае - боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером столбцов и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами столбцы и (или) строки первой части таблицы.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Но головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы

2.8.2. Иллюстрации

Как оформлять рисунки?

Согласно ГОСТ 7.32-2001 на все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная. Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью. Точка в конце названия не ставится.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы и т.д. пишут сокращённо и без значка «№», например: рис.3, табл.4. Однако если при выбранной форме изложения материала ссылка не сопровождается порядковым номером, то её следует писать в тексте полностью, без сокращений: «Из рисунка видно…», «Таблица показывает…» и т.д. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе.

2.8.3. Глоссарий

Располагается в приложении. Глоссарий - толковый (объясняющий) словарь понятий и терминов. В глоссарий включаются основные профессиональные термины (а также латинские или английские аналоги), факты, персоналии, важнейшие даты. При подготовке глоссария могут быть использованы словари, энциклопедии, справочники, документы законодательного характера избранной специальности.

(см. приложение 5)

2.8.4. Примечания

Согласно ГОСТ 7.32-2001 примечания размещают сразу после текста, рисунка или в таблице, к которым они относятся.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения и размещаются внутри текста различным образом:

а) в круглых скобках;

б) подстрочно (оформляются как сноски);

в) после параграфов или глав.

Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и идет текст примечания. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки.

Примечания можно оформить в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками «*». Применять более трех звездочек на странице не допускается. Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева.*

_________

*Сноска это – примечание к тексту, библиографическая справка, перевод, толкование - помещается в нижней части полосы книги или в конце книги под порядковым номером или звездочкой.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 87, 1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.- Введ. 2004.-01.07.- М.: Изд-во стандартов, 2004.- 156с.

2. Баловсяк Н. Реферат, курсовая, диплом на компьютере.- СП/б: Питер, 2009.- 176с.

3. Бережнова А.К. Основы учебно- исследовательской деятельности студентов. / Е.К. Бережнова, В.В. Краевский.- М.: Академия, 2009.- 128с.

4. Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие для студ. сред. проф. образов. / Н.А. Виноградова, Л.В.Борюкова.- 5-е изд., стер.- М.: Академия, 2009.- 96с.

5. Выпускная квалификационная работа в медицинском образовательном учреждении: от выбора темы до защиты: метод. рекомендации / Л. Б. Будуева и др..- Агинское, 2011.- 36с.

6. Управление самостоятельной работой студентов: Методическое пособие. Под общей ред. И.П. Пастуховой.- М.: Библиотека журнала «СПО», 2009.- 192с.

7. Алексеева И.Н. Виды самостоятельных работ и требования к их оформлению./ И.Н. Алексеева, А.Ю. Ковалева //Среднее профессиональное образование.- 2009.- №9 . - С.70-75

8. Арцев М.Р. Учебно-исследовательская работа учащихся, методические рекомендации для учащихся и педагогов. / М.Н. Арцев // Завуч.- 2008.- № 6.- С.4-30

9. Масленникова А.В. Материалы для подготовки программы спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Завуч.- 2009. - №5 .- С.12-18

10. Самойленко П.И. Научно-исследовательская работа студентов как направление модернизации системы профессиональной подготовки специалистов. / П.И. Самойленко. //Среднее профессиональное образование.- 2009. - № 12. - С.3-7.

Приложение 1

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краснокаменский медицинский колледж»

(шрифт Times New Roman, 14)

РЕФЕРАТ

(шрифт Times New Roman, 26)

ПИТАНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

(шрифт Times New Roman, 22)

Дисциплина:

Акушерство и гинекология

Выполнил (а):

студент (ка) 101 группы

Иванова Людмила Петровна

Проверил: (а)

руководитель практики

(или преподаватель)

Петрова Анна Васильевна

(шрифт Times New Roman, 14)

(шрифт Times New Roman, 14)

Приложение 2

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краснокаменский медицинский колледж»

(шрифт Times New Roman, 14)

ПИТАНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

(шрифт Times New Roman, 22)

Дисциплина:

Акушерство и гинекология

Выполнил (а):

студент (ка) 101 группы

Иванова Людмила Петровна

Проверил: (а)

руководитель практики

(или преподаватель)

Петрова Анна Васильевна

(шрифт Times New Roman, 14)

(шрифт Times New Roman, 14)

Приложение 3

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краснокаменский медицинский колледж»

(шрифт Times New Roman, 14)

КУРСОВАЯ РАБОТА

(шрифт Times New Roman, 26)

ПИТАНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

(шрифт Times New Roman, 22)

Дисциплина:

Акушерство и гинекология

Выполнил (а):

студент (ка) 101 группы

Иванова Людмила Петровна

Проверил: (а)

руководитель практики

(или преподаватель)

Петрова Анна Васильевна

(шрифт Times New Roman, 14)

(шрифт Times New Roman, 14)

Приложение 4

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Краснокаменский медицинский колледж"

Шрифт 14

ДОПУСК К ЗАЩИТЕ

Зам. директора по УР

Тянжина Н.А. __________________ подпись Приказ №____________

от «___»______201___г.

Специальность 060109 «Сестринское дело»,

базовая подготовка (повышенный уровень СПО)

Квалификация: Медицинская сестра (брат) (шрифт- 14

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

шрифт 26

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

(шрифт 22)

Выполнил (а) студент (ка):

4 курса ________________ /________/

Ф.И.О. подпись

Научный руководитель: _____________________/_________/

Ф.И.О. подпись

Дата представления работы

« ____ »__________ _201 г.

Дата защиты«____» ___________201_ г.

Оценка______________________

(шрифт 142)

Приложение 5

СОДЕРЖАНИЕ

( для рефератов, УИРС, курсовой)

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..………………..3

1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНОГО…5

1.1.Внутренния картина болезни………………………………..9

1.2. Факторы, влияющие на формирование внутренней картины болезни………….…………..…....................................13

2. ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТОВ

В ГУЗ КБ № 4 …………………………….…..……..…...….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………..……...…….……...…37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………39 ПРИЛОЖЕНИЕ …..…………………………….………….….40

Приложение 6

СОДЕРЖАНИЕ

(для ВКР)

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..………………..3

1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНОГО…..5

1.1. Понятие внутренней картины болезни……………

Наши рекомендации