Методическое руководство дидактическими играми детей

В группе детей младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) основное место принадлежит играм и упражнениям с дидактическими игрушками и материалами, а также с предметами и картинками, подобранными по определенному признаку (цвету, форме и т. д.). В группе должно быть достаточное количество (чтобы сразу могли играть все дети) матрешек, башенок, грибков и других игрушек, состоящих из 3–4 частей (для детей 2–3 лет) или 6–8 частей (для детей 3–4 лет).

Доступны и полезны малышам некоторые настольно-печатные игры типа лото («Парное лото», «Кто как кричит», «Сбор фруктов», «Наш огород», «Предмет и изображение»).

Внося дидактические игрушки и игры в группу, воспитатель должен обязательно познакомить детей с ними, показать, как складывать части, как и в каком порядке нанизывать кольца на стержень, как подбирать картинки, а также как складывать материал после игры и куда убирать его. Затем следует поддерживать самостоятельные действия детей, умение сосредоточиваться на игре, доводить ее до конца: нанизать на стержень все колечки, сложить всех матрешек, разложить все геометрические фигуры по соответствующим отверстиям в ящике и т. д.

На основе такой индивидуальной игры, которую заботливо надо формировать и оберегать у ребенка, постепенно следует подводить детей к умению играть рядом, а также вступать с другими детьми в несложные взаимодействия и взаимоотношения.

Детям 3–4 лет предлагаются игры, требующие поочередного действия с общей игрушкой («Прокати шарик», «Построим дорожку для матрешки»). Здесь действия одного ребенка зависят от действий другого. В целом ряде подвижных и дидактических игр (типа «Поезд», «Каравай» и др.) взаимодействие создается на основе общего действия, которое дети подражательно выполняют под руководством воспитателя.

Организуя игры с различными дидактическими игрушками, надо следить, чтобы дети больше двигались. Полезны и интересны игры со свободной организацией детей. Например, воспитательница рассыпает на ковре шары разных цветов (или величины) и просит принести какой-либо один. В другой раз воспитатель ставит разноцветные ворота и предлагает детям прокатывать через них мячи такого же цвета, как и ворота.

На всем протяжении игры воспитатель-ведущий следит за выполнением правил и установленной ими одновременности или элементарной очередности действий, активно участвует в игре, показывая детям, что и как надо делать. Участие детей в такого рода общих играх дает им необходимый опыт для последующей организации самостоятельных игр.

К пятому году жизни дети в основном овладевают действиями с дидактическими игрушками и материалами и могут дольше сосредоточиваться на них. Поэтому воспитателю надо заботиться о том, чтобы игры типа «Собери башенку» и др. шире использовались детьми в самостоятельной деятельности и способствовали объединению в небольшие группы. Для этого надо систематически поддерживать желание детей играть с дидактическими игрушками, разрезными картинками и т.д., а также создавать ситуации, побуждающие к играм небольшими группами.

Кроме организации такого рода самостоятельных игр с группой из 3–4 человек, воспитатель должен сам проводить игры с дидактическими игрушками со всеми детьми. В таких случаях необходимо:

а) давать детям более сложные игрушки: с большим количеством деталей и частей (до 12) или с деталями не только основных цветов, но и их оттенков;

б) предъявлять требования более точного решения детьми сенсорных задач: нанизывать кольца в определенной последовательности, прокатывать шарики в ворота нужного цвета;

в) вводить элементы соревнования – быстрее собрать башенку, сложить картинку из кубиков, если дети хорошо овладели действиями с предметами и игрушками.

В играх детей пятого года жизни следует шире, чем в работе с младшими, использовать наборы геометрических форм, мозаику для выкладывания несложных узоров, а также кегли, кольце-бросы, летающие колпачки и др., содействующие координации рук, развитию глазомера и волевых качеств.

В игровой деятельности детей 5 лет большее место начинают занимать настольно-печатные игры. Важно, что в таких играх, основанных на подборе парных карточек-картинок к аналогичным изображениям этих предметов на больших картах или на карточках домино, дети сами могут выполнять игровые действия и проверять себя без прямого контроля воспитателя, подчиняясь правилам, согласовывать свои действия с другими участвующими в игре детьми.

Детям 6 лет становятся доступными достаточно сложные настольно-печатные игры, словесные игры.

Большое организующее значение приобретают в этой возрастной группе игры для развития глазомера и координации мелких движений («Летающие колпачки», «Кто больше», «Настольный кольцеброс», «Футбол» и др.), а также игры-головоломки («Загони шарики», «Сложи картинку», «Наведи порядок», цветные лучинки и др.), игра в шашки.

В руководстве играми старших детей педагогу надо учитывать, что интерес к игре и ее участникам становится все более избирательным. В одном случае дети объединяются общим интересом к содержанию той или иной игры, например, группа детей часто играет в шашки. В других случаях их объединяет интерес, симпатия друг к другу: эти дети всегда вместе, во всех играх. Педагог должен видеть, на какой основе объединяются дети, учитывать это и направлять их интересы и взаимоотношения.

Дети испытывают радость от того, что могут проявить в дидактических играх свои знания, ловкость, сообразительность, находчивость, внимание, сноровку. Их по-прежнему привлекает игровое действие, но уже в большей степени заинтересовывает конечная цель, необходимость сделать известное усилие ради достижения игрового результата. Дидактические игры для детей этого возраста должны развивать любознательность, умственную активность, а также общественные качества и взаимоотношения (сотрудничество и взаимопомощь, доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, честно играть по правилам). Надо использовать игры для создания стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

Внимание детей чаще привлекают игры, игровое начало которых состоит из своеобразного соревнования в быстроте и точности сенсорных ориентировок, восприятия и группировки геометрических форм, основных цветов, их тонов и оттенков и т.д. Все больше увлекают детей разные мозаики, игры-головоломки, шашки. Ценно, что указанные игры не только объединяют непосредственных участников, но и болельщиков, внимательно наблюдающих за игрой и выражающих активное отношение к успехам или неудачам своих товарищей.

Важное место в самостоятельной игровой деятельности начинают занимать разнообразные словесные дидактические игры с правилами. В частности, среди них могут быть:

1) игры типа загадок на выделение характерных признаков предметов, на сравнение («Какой предмет загадали», «Да – нет», «Похож – не похож»);

2) игры на развитие умения обобщать, группировать предметы по определенным признакам («Назови три предмета», «Кому что нужно» и др.);

3) игры на развитие умения отличать реальные явления от нереальных, делать правильные умозаключения («Кто больше заметит», «Бывает – не бывает»);

4) игры на развитие выдержки, быстроты реакции на слово, находчивости («Фанты», «Где мы были, мы не скажем» и др.).

В руководстве играми старших детей воспитателю, в частности, необходимо:

1) обеспечить подбор дидактических игр для самостоятельного использования детьми, учить их играть в новые игры, которые вносятся в группу;

2) организовать обмен опытом, предоставив возможность самим детям учить товарищей играм, которые они любят и хорошо знают;

3) для обогащения самостоятельного опыта систематически проводить с детьми 6 лет (на занятиях и вне их) более сложные дидактические игры типа «Путешествия», «Выставка игрушек», «Кто больше знает и умеет» и др. [1, с.62-68]

Вывод

Таким образом, Аванесова В. Н. определяет сущность дидактической игры и её значение. Выделает важные функции дидактической игры: учебную функцию, направленную на организацию и дальнейшее совершенст­вование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них обобщенных представлений и способов действий и функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей.

Выделяет структуру дидактической игры: дидак­тическая задача, игровые действия, правила.

Проанализировав сборники игр, Аванесова В. Н. классифицирует дидактические игры на 6 групп, взяв за основу игровое действие: игры-поручения, игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе де­тей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению, игры с загадыванием и отгадыванием, сюжетно-ролевые дидактические игры, игры-соревнования, игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет.

Через документы «Программа воспитания в детском саду» и «Руководство для воспитателей детского сада» говорит о месте дидактической игры в педагогическом процессе.

В своей книге «Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе» даёт методическое руководство дидактическими играми.

Список используемой литературы:

1. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. Изд. второе, исправленное – М.: Просвещение, 1979г.

2. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания) / Под. Ред. Н. П. Саккулиной, Н. Н. Поддьякова. – М.: Просвещение, 1969г. // Аванесова В. Н. Дидактические игры – С. 176-214.

3. Умственное воспитание дошкольников / Под. Ред. Н. Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1972г. // Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду – С. 52-84.

Наши рекомендации