Cтимулирующее расположение младенца на лошади
К. Хорначек медицинский научный центр, Братислава,
Материалы Международной конференции "Медицинская реабилитация и райттерапия" 20-24 июня, 2006, Тбилиси, Грузия, с 117-122.
Перевод с английского (с сокращениями) Хренниковой Е.А.
Комплексное воздействие ЛВЕ обусловлено воздействием ее на различные уровни развития человеческого организма. По нашему мнению, ЛВЕ воздействует не только на филогенетические механизмы – поведенческие реакции и энергоинформационные процессы, но также на онтогенетические глобальные постурально-двигательные паттерны. Мы используем их непосредственную стимуляцию по методике рефлекторных движений Войта у детей с неврологической и ортопедической патологией с самого рождения. Мы используем иппотерапию при работе с детьми грудного возраста в период комплексного лечения, чтобы повлиять на решающие двигательные реакции автоматического контроля тела. Мы верим, что с точки зрения развития такое раннее использование ИТ полностью обосновано и показано. Мнение, согласно которому ИТ противопоказана детям до 3-4-х лет, отклонено. Напротив, это возможность наиболее эффективного воздействия ИТ на детей в период, когда пластичность их головного мозга наибольшая.
Мы применяем ИТ в положениях ребенка лежа на животе, на спине, на боку, а позже и сидя. Каждое при строгом соблюдении правил техники безопасности.
С онтогенетической точки зрения мы предпочитаем первым использовать положение против, а затем уже по ходу лошади. Для старших детей, страдающих церебральным параличом, которые не могут самостоятельно сидеть или держать голову, с точки зрения ограничения возможностей и развития ребенка необходимо решить вопрос – продолжать ли иппотерапию в виде положений или использовать позицию сидя с поддержкой физиотерапевта.
По нашему мнению и согласно нашему опыту, сенсомоторное облегчение позы при стимуляции ИТ общих постурально-локомотивных паттернов через двигательные синергии близких двигательных реакций происходит совместно с активацией мышечных групп, и это следует начать как можно раньше, с грудного возраста, детям с неврологической или ортопедической патологий.
Ключевые слова: иппотерапия, дети, церебральный паралич.
Даже с учетом того, что осанка ребенка формируется к концу 3-го года жизни, в дальнейшем резонно начать только с ИТ в течение нескольких месяцев. Используются все позиции – на животе, на спине, на боку, лежа и позже сидя. Предполагается, что посредством различных позиций шаг за шагом облегчаются фазы развития постурально-моторного созревания: стадии отдельных движений конечностей, переворачивания, ползания, способности сидеть, ходить и хорошие моторные навыки. Эти инновационные методики использованы в ИТ, и реабилитация детей находится в стадии развития.
Первая позиция придается ребенку на основании возраста его развития, расстройств и клинического диагноза. Во время всей ИТ внимательно наблюдают за эмоциональными (слезы, смех и др.) и моторными проявлениями (ослабление держания головы, утомляемостью и др.). Учитывая это, составляется индивидуальная программа ИТ, затем она модифицируется. В случае серьезных расстройств постурального созревания ребенка кладут на живот поперек спины стоящей лошади. Затем очень бережно и только короткими интервалами лошадь ведут шагом. У грудных детей это антиспастическое положение не используем, т. к. спастичность в этом возрасте еще не очень выражена. В дальнейшем, однако, это положение может быть успешно использовано у больных детей. Как правило, дети хорошо на него реагируют. Derkit считает, что положением пациента поперек спины лошади с головой, обращенной внутрь круга, по которому движется лошадь, достигается облегчение двигательной активности конечностей, так же, как развитие ползания – посредством использования центробежной силы. Эта позиция используется и у взрослых для имитации и облегчения первой фазы моторного развития. Мы начали использовать эти позиции у грудных детей и детей младшего возраста, кого мы можем отнести к фазе общедвигательной активности. Позже, в зависимости от прогресса терапии, учитывая возраст развития ребенка, его помещают на живот вдоль лошади, лицо при этом лежит на ее спине, как предлагает Germannova. К позиции лежа на спине дети обычно способны лишь к концу курса ИТ. Это положение вначале придается на стоящей лошади. Позже ребенка кладут в направлении, противоположном движению лошади, а в конце – по направлению. Верхние и нижние конечности пациентов расположены под углом 80 градусов и слегка согнуты в локтях и коленях.
Постепенно, в зависимости от возраста развития и успеха терапии некоторые дети садятся верхом в нормальной позе, поддерживаемые за локти и ладони, иногда к концу первого триместра. В дальнейшем ребенок двигается расслабленней, мягко, в ритме шага лошади. Таким образом, в успешных случаях ребенок находится в положении с нормальными постуральными паттернами к концу 2-го триместра.
Понятие «стимулирующие положения на лошади» отражает собственно картину, как ИТ проводится с грудными детьми и детьми раннего возраста и ясно выражает ее основные принципы. Рассматривая процесс с точки зрения двигательного развития, следует полагать, что вышеупомянутые позиции в 1-м и 2-м триместрах имитируют и облегчают важные фазы развития, такие как ползание и лазание, в основном стимулируя первичные постуральные паттерны. В дальнейшем следующие стадии развития, такие как умение сидеть, ходить и хорошие моторные навыки также облегчаются. Думается, что подобная стимуляция является причиной правильной нормальной и противо-посадки, которые постепенно применяются в дальнейшем. Различные рассмотренные посадочные позиции, применяемые в ИТ, облегчают здоровую посадку, ходьбу и хорошие моторные навыки. Эти ИТ положения соответствуют позе ребенка с постуральным возрастом 3 месяца, лежащего на спине. Поэтому в случаях, когда младенцы реабилитировались в основном по методу Войта, рекомендовано дополнить иппотерапией поддержку стимуляции первичного постурального паттерна.
Если это технически возможно, стимулирующие боковые позиции должны применяться так же, как и положения лежа и сидя, можно считать, что позиция лежа на боку (правом и левом) вдоль лошади стимулирует стадии развития переворачивания, ползания, обучение посадке с боковой поддержкой за руки ребенка и позже – стадии постурального онтогенеза (СПО). Положение лежа на боку вдоль лошади может быть использовано в 3-х различных эволюционных модификациях. 1 – пациент лежит на боку. 2 – пациент лежит на боку, опираясь на согнутый локоть. 3 – лежит на боку, опираясь на выпрямленную верхнюю конечность, т. е. полусидя-полулежа. Боковое сидение облегчает фазу круизинга (движения вбок) стоящего ребенка, использующего какую-то поддержку (кресло). Эффект облегчения может быть усилен стимуляцией триггерных зон при ИТ. Если ребенок уже способен стоять, позиция стоя на лошади может быть тоже использована, что облегчает хорошую позу на живой движущейся поверхности.
Кроме использования определенных применяемых элементов из методики Войта, элементы концепции Бобатов также рекомендованы для дополнения ИТ с детьми младшего и грудного возраста. Кроме того, оба метода влияют на мышечный тонус, дают возможность терапевту и пациенту действовать вместе в одном ритме, и игровая форма делает их партнерами в лечении.
При создании новых и облегчении старых программ двигательного развития используется колоссальная способность головного мозга к обучению и адаптации, особенно в детстве, вместе с активацией лимбической системы, достигаемой положительными эмоциональными импульсами во время ИТ (основанной на голографической концепции Pribram).
Сейчас имеются веские основания для убеждения в том, что ограничение минимального возраста 3-мя годами для ИТ не может быть принято в дальнейшем. Онтогенетически использование ИТ полностью объяснимо, оправдано. Такое мнение подтверждается также наблюдениями над детьми школьного возраста с нарушением осанки. Есть основания считать, что нарушение осанки – результат неправильного развития в 1-м триместре, а не только перегрузкой еще несформированной осанки.
Основываясь на современном нейрофизиологическом понимании и практическом наблюдении ИТ, следует думать, что ранний возраст особенно подходящий для применения ИТ. Особенно она показана детям с ДЦП и другими неврологическими заболеваниями, так же как и при ортопедической патологии. Адаптационные возможности ЦНС, контролирующей функции костно-мышечной системы, в этот период жизни наиболее податливы. Ее влияние на костно-мышечную систему (исполнительное и воспринимающее) как источник стимулирующей информации чрезвычайно интенсивно. Ценный опыт имеется в использовании элементов лечебной обучающей вольтижировки и верховой езды у детей раннего возраста, в частности у аутистичных детей.
ИТ с детьми раннего возраста, несомненно, должна проводиться опытной командой с учетом диагноза и соответствующими рекомендациями врача в тесном сотрудничестве с физиотерапевтом. Данные стимулирующие положения на лошади являются всесторонним и эффективным методом, который обогащает реабилитационные мероприятия у самых маленьких наших пациентов.
При рассмотрении следующего этапа лечения в случае, когда ребенок не может сидеть или держать голову, важно решить, продолжать ли ИТ в виде стимулирующих положений или использовать положение сидя с поддержкой физиотерапевта. В отношении старших пациентов ни Germannova ни Derkit не рекомендуют использование каких-либо позиций ИТ, если нет готовности к постуральному развитию в случае особых пациентов. Мы используем позиции с поддержкой ассистента для пациентов, способных улучшить соответствующую стадию развития или с пациентами в зависимости от возраста, клинического состояния и прогноза.
Таблица
Стимулирующие положения на лошади
Позиция лошади | Позиция пациента | Облегчающее развитие |
Стоит неподвижно | Лежа на животе Поперек или Вдоль лошади | Непроизвольная двигательная активность конечностей, Позже стадии постурального индивидуального развития: ползание, лазание, переворачивание, поза сидя, ходьба и хорошие моторные навыки. |
Шаговая | Лежа на животе поперек лошади – лицом в круг, лицом кнаружи. | Непроизвольная двигательная активность конечностей. СПО – ползание вперед |
Шаговая | Лежа на животе вдоль лошади в позе ползущего – против направления движения лошади - в направлении движения лошади | Ползание и лазание назад, поворот в позицию сидя СПО – ползание и лазание вперед, поворот в позицию сидя |
Шаговая | Лежа на животе вдоль лошади, опираясь на локти и раскрытые ладони (N – к концу 1-го триместра) – против направления движения лошади. – по направлению движения. | -------«----------- |
Стоит неподвижно Идет шагом | Лежа на боку (левом и правом) вдоль лошади. 3 позиции – против направления движения лошади - по направлению | Повороты вокруг, поворот в позицию сидя |
Стоит неподвижно Идет шагом | Сидя боком на лошади | Позиция сидя с шажками в сторону с помощью |
Стоит неподвижно Идет шагом | Сидит – задом наперед, - лицом к голове лошади | Сидит, отступает назад СПО – сидит, идет вперед |
Стоит неподвижно Идет шагом | Стоя на месте на спине лошади | Поддержка позиции стоя и тренировка баланса |
Использованная литература:
1.Hermannova H. Application of developmental kinesiology principles in hippotherapy of children under the age of 3 years/XI International Congress – The complex influence of therapeutic horse riding. Budapest, 11-14 June, 2003, Budapest.
2. Hornacek. К., Palenikova A. Hippotherapy with several months old babies (video). XI International Congress – The complex influence of therapeutic horse riding. Budapest, 11 – 14 June, 2003, Budapest.
3. Hornacek K. BasalThough Overlooked Factors Affecting Posture in Therapeutic Riding. Scientific and Educational Journal of Therapeutic Riding. Massey University Printery – New Zealand, 2004, рр. 39-44.