По производственной практике по акушерству
Акушерство является фундаментальным направлением медицинской науки наряду с хирургией, терапией и педиатрией. Квалифицированный врач, окончивший медицинский ВУЗ, обязан владеть определенными знаниями и практическими навыками из области акушерства, уметь оказать неотложную помощь при экстренных состояниях, встречающихся в акушерской практике. Основа этих знаний и умений закладывается в период обучения в медицинском ВУЗе.
Для закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по акушерству, согласно программе обучения, сразу после теоретического курса проводится производственная практика. Таким образом, практика является продолжением учебного процесса.
Продолжительность практики – 72 часа (по 6 учебных часов ежедневно плюс одно 12-часовое ночное дежурство).
Базы для прохождения производственной практики:
- акушерский стационар;
- женская консультация.
Методическое руководство осуществляется преподавателем, который, как правило, проводит практические занятия.
Перед началом практики проводится организационное собрание, где преподаватель распределяет студентов по базам прохождения практики, разъясняются цели и задачи производственной практики. Обсуждаются график работы, права и обязанности студента на практике.
Во время прохождения практики студенты полностью подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, установленного для работников данного лечебного учреждения.
Цель производственной практики:
Повышение качества усвоения знаний студентов, полученных при прохождении теоретического курса путем освоения и отработки практических навыков по изучаемой дисциплине – акушерству, что в конечном итоге способствует формированию клинического мышления будущего врача.
Задачи производственной практики:
1. Студент должен знать структуру и принципы работы акушерского стационара и женской консультации;
2. Знать принципы санитарно-эпидемического режима родильного дома;
3. Должен ознакомиться с принципами проведения и диагностической значимостью основных и дополнительных методов диагностики, применяемых в современной акушерской практике;
4. Уметь различать патологическое и физиологическое течение беременности, родов и послеродового периода на основе данных анамнеза и объективного исследования;
5. Знать показания, технику и возможные осложнения для матери и плода основных акушерских операций;
6. Знать и уметь оказать неотложную помощь в экстренных ситуациях акушерской практики;
7. Проводить оценку состояния новорожденного по шкале Апгар на 1 и 5 минуте после рождения;
8. Знать о возможных осложнениях для плода и новорожденного при различных вариантах патологического течения беременности и родов и методах неотложной помощи;
9. Знать и уметь оказать реанимационную помощь новорожденному в родильном зале.
10. Студент должен овладеть обязательными практическими навыками (список прилагается);
Знать | Уметь | Владеть |
1.Структуру и принципы работы акушерского стационара и женской консультации; 2.Знать принципы санитарно-эпидемического режима родильного дома 3. Основные и дополнительные методы диагностики, применяемые в современной акушерской практике; 4.Физиологический и патологический менструальный цикл; 5.Признаки беременности; 6.Нормальное течение беременности и родов; 7.Возможные осложнения беременности и родов, меры профилактики; 8.Признаки внутриутробного страдания плода; 9.Особенности ведения беременности и родов при правильном и неправильном членорасположении плода; 10.Особенности ведения беременности и родов при экстрагенитальной патологии; 10.Вопросы подготовки к операциям и реабилитации после оперативных вмешательств; | 1.Диагностировать ранние сроки беременности; 2.Обследовать беременных женщин; 3.Осмотреть послед; 5.Осмотреть мягкие родовые пути; 6.Провести влагалищно-абдоминальное исследование; 7.Оказать первую помощь при неотложных состояниях матери и новорожденного; 8.Провести первый туалет новорожденных; 9.Принять физиологические роды; 10.Оценить данные УЗИ и кардиомониторного наблюдения за плодом; 11.Взять мазки на микрофлору и атипические клетки; 12.Катетеризировать мочевой пузырь. 13.Рассчитывать основные показатели деятельности женской консультации и родильного дома (материнская, перинатальная смертность, осложнения и т.д.); 14.Обследовать беременных в ранних и поздних сроках беременности, рожениц и родильниц (сбор анамнеза, специальное акушерское исследование – наружное и внутреннее); 15.Оценить данные лабораторных методов исследования, УЗИ, КТГ; 16.Сформулировать клинический диагноз и разработать план ведения беременности, родов при различных осложнениях беременности; 17.Назначить и обосновать фармакотерапию у беременных, родильниц, при осложнениях беременности, экстрагенитальных заболеваниях; 18.Составить план диспансерного наблюдения беременных при различных формах экстрагенитальной патологии; 19.Заполнять типовую медицинскую документацию; 20.Выписать направление на консультацию к специалисту. | 1.Методами общеклинического исследования беременных (опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация); 2.Приемами целенаправленного сбора жалоб, анамнеза, проведение специального исследования беременной; 3.Приемами построения оптимальной программы дополнительного обследования для постановки диагноза, проведения дифференциальной диагностики; 4.Методикой интерпретации результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики в акушерстве; 5.Алгоритмом развернутого клинического диагноза при акушерской и гинекологической патологии; 6.Навыком приема физиологических родов; 7.Методикой осмотра и оценки состояния последа; 8.Методикой проведения профилактики кровотечений; 9.Методикой обработки швов на промежности; 10.Навыком проведения первого туалета новорожденного, оценки состояния плода; 11.Методикой забора отделяемого из уретры, цервикального канала, влагалища для бактериоскопического и кольпоцитологического исследования; 12. Методикой снятия швов у послеоперационных больных; |
При прохождении производственной практики студент обязан:
1. Подчиняться действующими в данном лечебном учреждении правилами внутреннего распорядка и трудовой дисциплины.
2. Строго соблюдать санитарно-эпидемический режим (не являться на работу с явлениями ОРВИ и других острых инфекционных процессов!).
3. Соблюдать правила техники безопасности.
4. Выполнять задания и овладеть обязательными практическими навыками, предусмотренными программой практики.
5. Нести ответственность за качество выполняемой работы и её результаты.
Порядок проведения практики
Базами для прохождения практики являются акушерский стационар и женская консультация. Участие студента в работе медицинского учреждения проходит в качестве помощника врача. Руководителем практики является ассистент кафедры.
Распределение студентов по рабочим местам проводится равномерно таким образом, чтобы к концу практики каждый студент поработал во всех структурных подразделениях родильного дома (отделении патологии беременных, родильном блоке, первом и втором акушерском отделении, женской консультации).
Основным отчетным документом студента является дневник практики, ежедневно заполняемый студентом и подписываемый врачом того отделения, где проходил практику студент.
Перед началом производственной практики проводится организационное собрание, где ответственный за практику преподаватель распределяет студентов по базам, разъясняет цели и задачи прохождения практики, обращает особое внимание на вопросы этики и деонтологии, соблюдении прав пациента и необходимости сохранения врачебной тайны, обсуждает график работы, права и обязанности студента при прохождении практики.
Время работы с 8.00 до 14.00, ночное дежурство с 20.00 до 8.00.
1. Ежедневно работа начинается с утреннего рапорта, где проводится учет посещаемости, проводится распределение по отделениям, намечается план работы. Руководитель практики после распределения студентов по рабочим местам объясняет особенности работы в каждом отделении и определяет объем практических навыков, которыми студент должен овладеть.
На рапорте докладывают студенты, отдежурившие ночное дежурство в родильном отделении. Основной целью доклада на рапорте является обучение студентов четко, ясно докладывать истории курированных рожениц, последовательно и правильно формулировать акушерский диагноз и представлять его обоснование, а также определять тактику ведения беременных, рожениц и родильниц в зависимости от акушерской ситуации.
2. Самостоятельная работа студентов осуществляется в отделениях родильного дома или на участке женской консультации под руководством опытных специалистов, которые корректируют и контролируют качество выполняемых заданий.
3. В течение практики каждый студент посещает одно ночное дежурство (12 часов) в родильном отделении.
4. Совместно с преподавателем студенты знакомятся с работой детского отделения, отделений детской и взрослой реанимации.
5. Студент ведет дневник выполняемой работы (приложение 1). За каждое дежурство расписывается дежурный врач.
6. После оформления дневника и проверки его ассистентом кафедры, ведущим занятия, дается характеристика с подписью проверяющего.
7. После прохождения практики и оформления дневника студенты отчитываются за проделанную работу – экзамен с получением оценки, которая заносится в ведомость, дневник, зачетную книжку. График сдачи экзамена по производственной практике составляется и утверждается в директорате производственной практики медицинского института.
Женская консультация
Время работы – 6 часов.
Студент прикрепляется к участковому акушеру-гинекологу, совместно с которым ведет прием на участке женской консультации.
Цель работы в женской консультации:
Овладеть принципами ведения беременных на этапе женской консультации, выделения беременных в группы акушерского и перинатального риска, а также особенностями диспансеризации беременных в группах повышенного риска и принципами профилактики осложнений беременности и перинатальной заболеваемости.
Содержание работы:
1. Знакомство со структурой работы женской консультации, принципами деления на участки и отчетной документацией, ведущейся на участке.
2. Освоение принципов диспансеризации беременных, особенностей наблюдения в каждой выделенной группе риска.
3. Участие в сборе анамнеза, общем осмотре, проведении наружного акушерского и влагалищного исследования, заборе мазков из цервикального канала на бактериологическое и бактериоскопическое исследование.
4. Составление индивидуального плана ведения беременности в зависимости от выявленных отклонений, определение срока беременности и предполагаемого срока родов, даты выдачи декретного отпуска.
5. По возможности, совместно с преподавателем, студент посещает дополнительные подразделения женской консультации (дневной стационар, кабинеты кольпоскопии), присутствуют при диагностическом выскабливании, мини-аборте.
По завершению практики в женской консультации студент должен уметь:
- собирать акушерско-гинекологический анамнез;
- проводить наружное и внутреннее акушерское обследование беременной;
- проводить диагностику беременности и определять срок беременности и предполагаемую дату родов;
- определять срок выдачи декретного отпуска;
- определять предполагаемый вес плода при доношенной беременности;
- составлять план обследования и ведения беременной с учетом установленных у неё факторов акушерского риска;
- составлять план обследования и лечения у беременных группы высокого риска формирования перинатальной патологии;
- проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременной к родам.