Приемные отделения, специализированные боксы, травматологические пункты
9.2.1 Расчетное количество больных, поступающих в приемные отделения (плановый и экстренный прием больных) в течение суток, следует принимать в зависимости от количества коек в больнице или соответствующем отделении:
2 % - в больницах туберкулезных, психиатрических, восстановительного лечения;
15 % - в больницах скорой медицинской помощи, родильных домах;
10 % - в детских и остальных больницах.
9.2.2 Количество больных, поступающих в отделение анестезиологии и реанимации или реанимации и интенсивной терапии, в расчет не принимается.
9.2.3 Приемное отделение подразделяется на структуры планового и экстренного приема больных. Приемные отделения и помещения выписки больных должны быть отдельными для детского, акушерского, гинекологического, инфекционного, туберкулезного, психиатрического (психосоматического) отделений.
9.2.5 При приемном отделении многопрофильных больниц следует предусматривать две-три палаты для содержания больных до уточнения диагноза.
9.2.6 В инфекционных больницах и инфекционных отделениях многопрофильных больниц для приема больных следует предусматривать приемно-смотровые боксы, количество которых определяется в зависимости от количества коек в отделениях:
- до 60 коек - два бокса;
- от 60 до 100 коек - три бокса;
- от 100 коек - три бокса плюс один дополнительный бокс на каждые 50 коек в отделении.
Для палатных отделений инфекционных стационаров следует предусматривать изолированный вход непосредственно с улицы и лестнично-лифтовые узлы - раздельно:
- для «грязных» маршрутов - доставка больных в отделение; транспортирование из отделения грязного белья, пищевых отходов, использованных перевязочных материалов и загрязненных предметов, трупов, материала, предназначенного для лабораторных анализов; доставка больных из отделения в реанимационный бокс с палатой интенсивной терапии;
- для «чистых» маршрутов - для персонала, не выполняющего при прохождении по данному маршруту виды работ, перечисленные выше; студентов; транспортирование в отделение чистого белья, лекарств и перевязочных материалов, пищи для больных и персонала, передач для больных; прохождение посетителей для беседы с врачом; для выписывающихся из отделений через санитарные пропускники больных, в том числе и бактерионосителей.
9.2.7 Для приема больных детей в стационар следует организовывать (как и в инфекционных больницах) приемно-смотровые боксы. Количество приемно-смотровых боксов следует определять в соответствии с количеством коек терапевтического и хирургического профилей:
- терапия - 2 %;
- хирургия - 4 %;
- изоляционно-диагностические (осадочные) боксы - 5 % от количества детских коек для поступающих из приемного отделения (не входят в общее количество коек);
- изоляционно-диагностические боксы - 3 % от количества детских коек для переводимых из палатных отделений (входят в общее количество коек).
В объектах охраны материнства и детства группы приемных помещений (смотровые, помещения санитарной обработки родильниц и беременных) следует предусматривать общие для физиологического отделения и отделения патологии беременности и отдельно для гинекологического отделения. Пути движения больных этих отделений, включая лестничные клетки и лифты, должны быть строго изолированы друг от друга.
9.2.8 При приемных отделениях многофункциональных больниц, клиник и инфекционных больниц допускается организация специализированных боксов (рентгеновский, операционный, реанимационный). При приемном отделении родильного дома (акушерском отделении) следует предусматривать родовой бокс на одну койку и изолятор.
Для оказания экстренной круглосуточной травматологической помощи в больницах, имеющих в своем составе ортопедотравматологические отделения, организуются травматологические пункты.
При вестибюлях травматологических пунктов следует предусматривать тамбуры глубиной не менее 1,6 м.
9.2.9 Состав приемных отделений в зависимости от мощности, профиля и структуры лечебных стационаров, площадь помещений приемных отделений, специализированных боксов и травматологических пунктов определяется заданием на проектирование с учетом требований санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения» (см. Приложения 9 -11 настоящих норм).
9.2.10 Отделения приема и выписки следует размещать на первом этаже, в изолированной части здания и, по возможности, вблизи главного въезда на территорию больничного участка. Они не должны быть проходными. Для подъезда санитарных машин к отделению следует предусматривать пандус с навесом для стоянки одной-двух машин.
9.2.11 При проектировании отделений приема и выписки в инфекционных больницах следует учитывать, что санитарная обработка и выписка больных, в отличие от многопрофильных больниц, происходит не в приемных отделениях, а в боксированных или полубоксированных секциях. Кроме этого, для приема инфекционных больных необходимо предусматривать:
- изоляцию приемного отделения от всех других отделений стационара (путем организации санитарных пропускников для персонала и для больных);
- организацию приема больных через диспетчерскую в приемно-смотровые боксы.
9.2.12 При проектировании приемных отделений родильных домов или родовых отделений в многопрофильных больницах в состав помещений следует включать фильтр с выходом на два изолированных потока: в отделение и отдельно - в родовое физиологическое отделение с отделением патологии беременности. При этом на каждый поток предусматривается смотровая с гинекологическим креслом и помещение для санитарной обработки поступающих в стационар.
9.2.13 Отделения приема и выписки больных следует проектировать исходя из следующих функциональных групп помещений (см. Приложения 9, 11 настоящих норм):
- вестибюльная группа помещений;
- помещения для осмотра, сортировки и оказания медицинской помощи;
- группа диагностических помещений;
- служебно-бытовые помещения;
- помещения для временной изоляции и наблюдения за больными;
- группа помещений для выписки (смежно с вестибюлем для посетителей).
Кроме перечисленных групп, в приемных отделениях инфекционных больниц следует выделять помещения для санитарной обработки транспортных средств, на которых доставлен больной, подозреваемый на наличие инфекционного заболевания. В эту группу входят:
- помещения для хранения дезинфекционных средств;
- бокс для обработки транспорта;
- комната дежурных дезинфекторов.
Количество и набор данных групп помещений следует определять заданием на проектирование в зависимости от типа и мощности проектируемой больницы, структуры ее коечного фонда, вместимости палатных отделений, их профиля, а также от наличия травматологического пункта или стационара.
9.2.14 Смотровой кабинет можно размещать смежно с санитарным пропускником, вблизи вестибюля-ожидальной приемного отделения, габариты входа должны обеспечивать свободный ввоз каталки.
9.2.15 В состав помещений приемно-смотрового бокса должны входить:
- входной (наружный) тамбур;
- смотровое помещение;
- туалет;
- предбокс, служащий шлюзом для входа персонала из коридора приемного отделения.
Общая площадь приемно-смотрового бокса принимается 16 м2 для инфекционных больниц и 22 м2 для детских больниц.
Приемно-смотровой бокс детских больниц, в отличие от инфекционных, должен иметь увеличенный набор оборудования для приема больных детей разного возраста до 14 лет с заболеваниями любого медицинского профиля.
9.2.16 Количество санитарных пропускников рассчитывается в соответствии с потоками поступающих больных.
Размеры комнаты, где установлена ванна, должны обеспечивать беспрепятственный ввоз каталки, удобное приближение ее к ванне, свободное передвижение персонала вокруг ванны.
Санитарные пропускники следует размещать раздельно или смежно со смотровыми кабинетами на пути основных потоков движения больных в палатное отделение.
Отделения стационара
9.3.1 Основными типами отделений стационара являются:
- соматические и специализированные (для взрослых и для детей);
- инфекционные;
- родовые.
9.3.2 В городских и областных детских больницах следует предусматривать отделения для новорожденных и недоношенных детей, полностью изолированных от всех других отделений и служб больницы. Инфекционные, психиатрические, дерматовенерологические и туберкулезные отделения размещаются только в отдельных зданиях. При проектировании инфекционных больниц и отделений следует руководствоваться [2].
9.3.3 Отделения, как правило, состоят из индивидуальных палат и общих помещений. К общим помещениям отделения относятся лечебные, служебные помещения для медицинского персонала.
9.3.4 Стационарные отделения представляет собой изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями. Количество коек в отделении определяется заданием на проектирование в соответствии с профилем отделения.
9.3.5 В каждом стационаре предусматривается одна боксовая палата на отделение, с организованным самостоятельным воздушным режимом.
9.3.6 Количество палат на одну койку рекомендуется принимать в родовом отделении, отделении патологии беременности, а также в гематологическом, ожоговом, нейрохирургическом и урологическом отделениях для взрослых и для детей равным 15 %, в прочих отделениях - 7 % от количества коек в отделении. Количество палат на две койки в указанных отделениях должно составлять 15 %. Соотношение палат с различной вместимостью может быть изменено по заданию на проектирование, при соответствующем обосновании. Для противотуберкулезных больниц рекомендуется палаты на 1-2 койки.
В отделении необходимо предусмотреть в каждой палате один санитарный узел с душем.
9.3.7 В инфекционном стационаре основной структурной единицей палатного отделения являются боксированные помещения: бокс, полубокс, боксированная палата. Для противотуберкулезных больниц структурной единицы являются палатные секции, разделенные шлюзами на «чистую» и «грязную» зону.
При использовании боксов предусматривается возможность полной изоляции больных (боксы предусматриваются на одну-две койки). Больной не выходит из бокса до выписки, покидая его через наружный выход с тамбуром. Через наружный выход бокса больного перевозят также на исследования и лечение в специализированные кабинеты или боксы, также имеющие наружные входы. Вход персонала в боксы предусматривается из неинфекционного (условно чистого), коридора через шлюзы, где производится смена спецодежды, мытье и дезинфекция рук. Боксированные отделения обладают наибольшей маневренностью и пропускной способностью, что особенно важно для отделений с малой вместимостью.
Полубоксы отличаются от боксов тем, что не имеют наружного выхода. Полубоксы также предусматриваются на одну и две койки. Режим полубоксированного отделения отличается от боксированного тем, что больные поступают в полубоксы из общего коридора отделения, через санитарный пропускник. Боксированные палаты отличаются от полубоксов отсутствием ванной и входом в туалет из шлюза.
В составе боксов и полубоксов следует предусматривать санитарный узел, состоящий из туалета и ванной.
9.3.8 В боксированных отделениях 25 % коек рекомендуется располагать в боксах на одну койку, остальные - в боксах на две койки.
В палатном инфекционном отделении основное количество коек рекомендуется располагать в боксированных палатах на одну-две койки со шлюзом и санузлом. В каждой палатной секции следует предусматривать два полубокса на одну-две койки.
9.3.9 В неинфекционных отделениях для детей старше 1 года и взрослых вместимость палат принимается не более четырех коек. Вместимость палат для детей до 1 года должна быть не более чем на две койки.
9.3.10 Процент боксирования в секциях для детей от новорожденных до 3 лет принимается 100 %. Боксирование осуществляется путем шлюзования отсеков и организацией полубоксов (боксированных палат) для совместного круглосуточного пребывания матерей с детьми.
Для детей старше трех лет предусматривается 50 % коек для круглосуточного или дневного совместного пребывания матерей с детьми.
Перед отсеками для детей до 3 лет, а также палатами для новорожденных необходимо предусматривать помещение шириной 2 м, а при наличии в нем поста дежурной сестры - 2,5 м.
9.3.11 Отделения для неинфекционных больных подразделяются на отделения терапевтических профилей, хирургических профилей и специализированные. К последним относятся офтальмологические, психиатрические, наркологические, дерматовенерологические и др. Для госпитализации больных с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения, следует предусматривать отделение (палаты) дневного пребывания.
9.3.12 Доставка белья, медикаментов и пр. в отделения предусматривается по «чистому» коридору, пути. Для удаления отходов и использованных материалов предусматриваются отдельные «грязные» коридоры, пути, лифты.
Пища доставляется в отделение специальным лифтом, в сопровождении персонала, а пищевые отходы удаляются другим, «грязным» лифтом, без сопровождения.
9.3.13 Количество коек на неотапливаемых верандах следует принимать равным (в % от количества коек отделения) - 70 %.
Количество коек на отапливаемых верандах следует принимать равным 50 % от количества коек в отделении, в детских отделениях восстановительного лечения - 75 %.
9.3.14 В стационарных отделениях должна быть предусмотрена организация питания в палатах.
9.3.15 Палатное отделение может быть «линейным» - с одним или двумя коридорами или «периметральным» - с расположением палат по периметру здания. При этом коридоры должны иметь освещение, как правило, с торца.
9.3.16 К планировке специализированных отделений, ввиду особенности лечения, диагностики и обслуживания больных, предъявляются следующие особые требования.
В отделении офтальмологии необходимо предусматривать:
- наличие непрерывного поручня по пути следования пациентов;
- компактность размещения мебели и бытового оборудования, предназначенного для больных.
В отделении выздоравливающих для активизации деятельности больных необходимо обеспечить:
- зоны и оборудование для физических занятий, трудотерапии, водных процедур, воздушных процедур, социально-культурной деятельности;
- увеличение графиков движения пациентов.
В ряде отделений, где большинство пациентов имеет дефекты внешности (дерматология, челюстно-лицевая хирургия и др.), должна предусматриваться иллюзия замкнутости, изоляция от постороннего наблюдения.
В ортопедо-травматологических отделениях и отделениях восстановительного лечения ортопедического и неврологического профиля, в отделениях кардиологии, эндокринологии, инфарктном отделении следует:
- предусматривать устройство поручней в палатах и коридорах, лечебных кабинетах;
- располагать оборудование с учетом возможности передвижения на креслах-колясках;
- проектировать санитарные узлы с ванной, имеющей специальные подъемники (один на 15 коек) с возможностью использования больными, передвигающимися на креслах-колясках.
В коридорах всех отделений следует предусматривать устройство отбойников для каталок.
9.3.17 В помещениях, где находятся больные психиатрических отделений, окна должны быть застеклены сталинитом, в палатах не устанавливаются умывальники, а предусматриваются умывальные комнаты. Двери помещений оборудуются специальными запорами. Санитарно-техническое оборудование не должно иметь выступающих частей, а санитарно-техническая арматура должна быть недоступна для больных. В качестве нагревательных приборов предусматриваются отопительные панели. Светильники устанавливаются только потолочные, закрытые.
9.3.18 Площадь на одну койку в палатах от двух коек и более, а также площади помещений палатных отделений следует предусматривать с учетом требований санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения» (см. Приложения 12, 13 настоящих норм).