Психологические предпосылки возникновения речи

а) зрительное внимание

Критерии оценки Н/ года К/года баллы
  возможность организации специального обследования     -
Не фиксирует взгляд на человеке/предметной картинке;    
Фиксирует взгляд на человеке/предметной картинке;    
Фиксирует внимание на ЛИЦЕ продолжительное время, доста- точное для продуктивных занятий(осуществление мероприятий по привлечению внимания к частям лица);    
Пытается фиксировать взгляд на ЛИЦЕ говорящего; / пытается рассматривать картинку;    
Фиксирует взгляд НА ГЛАЗАХ говорящего; время не достаточно для продуктивных занятий;/ тоже с картинкой;     2/2
Фиксирует взгляд НА ГЛАЗАХ говорящего; время достаточное для продуктивных занятий (осуществление мероприятий по привлечению внимания к органам артикуляционного аппарата); /воспринимает одну картинку продуктивно;     2/2
Фиксирует внимание НА ОРГАНАХ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА; воспринимает движения, предъявляемые взрослым; не пытается повторить;/ выделяет отдельные картинки;    
Фиксирует внимание НА ОРГАНАХ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА; воспринимает движения, предъявляемые взрослым; пытается повторить чаще безуспешно;/ выделяет отдельные картинки;    
Фиксирует внимание НА ОРГАНАХ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА; воспринимает движения, предъявляемые взрослым; пытается повторить (чаще успешно);/ выделяет отдельные картинки;    
  Итого всего баллов    

б) слуховое восприятие

Критерии оценки Н/года К/года баллы
  возможность организации специального обследования     -
Различение звучащих игрушек
Не различает звучащий предмет    
Различает 2 звучащие игрушки (извлечение звука у ребёнка);    
Различает звучание игрушки на слух (без зрительной опоры);    
Определение количества звучаний
Соотносит звучание одной игрушки и одного предмета;    
Соотносит количество звучаний с количеством предметов;    
Различает одно и много звучаний (со зрительной опорой);    
Различает одно и много звучаний (без зрительной опоры);    
Различение на слух
Длительность звучаний    
Слитность звучаний    
Темп звучаний    
Громкости звучаний    
Высоты звучаний    
2х сложного ритма звучаний    
3х сложного ритма звучаний;    
Дифференциация 2х – 3х сложных ритмов звучания;    
Более сложные ритмы звучания;    
Определение направления звука
Справа – слева; спереди – сзади;    
Справа, слева, спереди, сзади (чередование);    
Различение звукоподражаний;    
Восприятие речевого материала;    
  Итого всего баллов    

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Крупная моторика(на примере выполнения элементов логоритмических упражнений;

первое предъявление)

Критерии оценки Н/ года К/года баллы
  Возможность организации специального обследования     -
Не реагирует на предъявляемое действие взрослого;    
Воспринимает, проявляет негативизм; не принимает помощь;    
Большая доля инициативы взрослого в преодолении Негативизма (преодоление возможно);    
Пассивное выполнение движений (без попытки выполнить);    
Делает попытки выполнить некоторые из предъявленных Движений;    
  Пытается повторить за взрослым любые предъявляемые Действия (вне речевого текста, безуспешно);    
Формальное выполнение, посредством не координированных, Нечётких движений (в соответствии с текстом);    
Максимально чётко пытается (в доступной для ребёнка форме) Повторить каждое движение (в соответствии с речевым текстом);    
Выполняет подражательные действия, согласно предъявляемому Тексту, посредством координированых движений, но без Сопровождения речью;    
Выполняет движения, сопровождая осколками слов или Отдельными словами из текста;    
Выполняет движения, сопровождая отдельными словами или Фразами из текста    
  Итого всего баллов    


Мелкая моторика (выполнение пальчиковой гимнастики);

Критерии оценки Начало года Конец года баллы
  Возможность организации специального обследования     -
Не реагирует на предъявляемое действие взрослого;    
Воспринимает, проявляет негативизм; не принимает помощь;    
Пытается повторить статическое упражнение самостоятельно за взрослым, но позу не удерживает, даже для уточнения;    
Удерживает позу достаточное время, для уточнения;    
Пытается повторить динамическое движение из 2-3 поз, типа «кисть-пальцы, кулачок – ладошка»;    
Выполняет дифференцированные движения пальцами (загибает и разгбает пальцы), без учёта текста упражнения;    
Выполнение с учётом текста, без самостоятельного речевого Сопровождения;    
Выполнение с учётом текста, сопровождая осколками слов или Отдельными словами;    
Выполнение с учётом текста, сопровождая отдельными фразами;    
Выполнение с учётом текста, сопровождая полным текстом;    
  Итого всего баллов      

Уровень владения мимической мускулатурой:

Критерии оценки Н/года К/года баллы
  Возможность организации специального обследования     -
Не воспринимает предъявляемые действия;    
Зрительно воспринимает предъявляемые движения, Повторить их не пытается или проявляет негативизм;    
Зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно;    
Пытается повторить статическое упражнение , но позу не удерживает достаточное время для уточнения;    
Выполняет некоторые движения по подражанию успешно;    
Выполняет движения самостоятельно, продуктивно использует Помощь, после обучения успешно усваивает то или иное упр.    
  Итого всего баллов    

Исследуются возможность выполнения движений по подражанию поднять:

брови вверх («удивиться»)_______, нахмурить брови («рассердиться»)_____,

прищурить глаза надуть щёки («толстячок»)______,

наличие/отсутств. сглажен, носогубн. складок

Наши рекомендации