Психологические предпосылки возникновения речи
а) зрительное внимание
№ | Критерии оценки | Н/ года | К/года | баллы |
возможность организации специального обследования | - | |||
Не фиксирует взгляд на человеке/предметной картинке; | ||||
Фиксирует взгляд на человеке/предметной картинке; | ||||
Фиксирует внимание на ЛИЦЕ продолжительное время, доста- точное для продуктивных занятий(осуществление мероприятий по привлечению внимания к частям лица); | ||||
Пытается фиксировать взгляд на ЛИЦЕ говорящего; / пытается рассматривать картинку; | ||||
Фиксирует взгляд НА ГЛАЗАХ говорящего; время не достаточно для продуктивных занятий;/ тоже с картинкой; | 2/2 | |||
Фиксирует взгляд НА ГЛАЗАХ говорящего; время достаточное для продуктивных занятий (осуществление мероприятий по привлечению внимания к органам артикуляционного аппарата); /воспринимает одну картинку продуктивно; | 2/2 | |||
Фиксирует внимание НА ОРГАНАХ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА; воспринимает движения, предъявляемые взрослым; не пытается повторить;/ выделяет отдельные картинки; | ||||
Фиксирует внимание НА ОРГАНАХ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА; воспринимает движения, предъявляемые взрослым; пытается повторить чаще безуспешно;/ выделяет отдельные картинки; | ||||
Фиксирует внимание НА ОРГАНАХ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА; воспринимает движения, предъявляемые взрослым; пытается повторить (чаще успешно);/ выделяет отдельные картинки; | ||||
Итого всего баллов |
б) слуховое восприятие
№ | Критерии оценки | Н/года | К/года | баллы |
возможность организации специального обследования | - | |||
Различение звучащих игрушек | ||||
Не различает звучащий предмет | ||||
Различает 2 звучащие игрушки (извлечение звука у ребёнка); | ||||
Различает звучание игрушки на слух (без зрительной опоры); | ||||
Определение количества звучаний | ||||
Соотносит звучание одной игрушки и одного предмета; | ||||
Соотносит количество звучаний с количеством предметов; | ||||
Различает одно и много звучаний (со зрительной опорой); | ||||
Различает одно и много звучаний (без зрительной опоры); | ||||
Различение на слух | ||||
Длительность звучаний | ||||
Слитность звучаний | ||||
Темп звучаний | ||||
Громкости звучаний | ||||
Высоты звучаний | ||||
2х сложного ритма звучаний | ||||
3х сложного ритма звучаний; | ||||
Дифференциация 2х – 3х сложных ритмов звучания; | ||||
Более сложные ритмы звучания; | ||||
Определение направления звука | ||||
Справа – слева; спереди – сзади; | ||||
Справа, слева, спереди, сзади (чередование); | ||||
Различение звукоподражаний; | ||||
Восприятие речевого материала; | ||||
Итого всего баллов |
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Крупная моторика(на примере выполнения элементов логоритмических упражнений;
первое предъявление)
№ | Критерии оценки | Н/ года | К/года | баллы |
Возможность организации специального обследования | - | |||
Не реагирует на предъявляемое действие взрослого; | ||||
Воспринимает, проявляет негативизм; не принимает помощь; | ||||
Большая доля инициативы взрослого в преодолении Негативизма (преодоление возможно); | ||||
Пассивное выполнение движений (без попытки выполнить); | ||||
Делает попытки выполнить некоторые из предъявленных Движений; | ||||
Пытается повторить за взрослым любые предъявляемые Действия (вне речевого текста, безуспешно); | ||||
Формальное выполнение, посредством не координированных, Нечётких движений (в соответствии с текстом); | ||||
Максимально чётко пытается (в доступной для ребёнка форме) Повторить каждое движение (в соответствии с речевым текстом); | ||||
Выполняет подражательные действия, согласно предъявляемому Тексту, посредством координированых движений, но без Сопровождения речью; | ||||
Выполняет движения, сопровождая осколками слов или Отдельными словами из текста; | ||||
Выполняет движения, сопровождая отдельными словами или Фразами из текста | ||||
Итого всего баллов |
Мелкая моторика (выполнение пальчиковой гимнастики);
№ | Критерии оценки | Начало года | Конец года | баллы |
Возможность организации специального обследования | - | |||
Не реагирует на предъявляемое действие взрослого; | ||||
Воспринимает, проявляет негативизм; не принимает помощь; | ||||
Пытается повторить статическое упражнение самостоятельно за взрослым, но позу не удерживает, даже для уточнения; | ||||
Удерживает позу достаточное время, для уточнения; | ||||
Пытается повторить динамическое движение из 2-3 поз, типа «кисть-пальцы, кулачок – ладошка»; | ||||
Выполняет дифференцированные движения пальцами (загибает и разгбает пальцы), без учёта текста упражнения; | ||||
Выполнение с учётом текста, без самостоятельного речевого Сопровождения; | ||||
Выполнение с учётом текста, сопровождая осколками слов или Отдельными словами; | ||||
Выполнение с учётом текста, сопровождая отдельными фразами; | ||||
Выполнение с учётом текста, сопровождая полным текстом; | ||||
Итого всего баллов |
Уровень владения мимической мускулатурой:
№ | Критерии оценки | Н/года | К/года | баллы |
Возможность организации специального обследования | - | |||
Не воспринимает предъявляемые действия; | ||||
Зрительно воспринимает предъявляемые движения, Повторить их не пытается или проявляет негативизм; | ||||
Зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; | ||||
Пытается повторить статическое упражнение , но позу не удерживает достаточное время для уточнения; | ||||
Выполняет некоторые движения по подражанию успешно; | ||||
Выполняет движения самостоятельно, продуктивно использует Помощь, после обучения успешно усваивает то или иное упр. | ||||
Итого всего баллов |
Исследуются возможность выполнения движений по подражанию поднять:
брови вверх («удивиться»)_______, нахмурить брови («рассердиться»)_____,
прищурить глаза надуть щёки («толстячок»)______,
наличие/отсутств. сглажен, носогубн. складок