Здоровое зрение школьников».
Выполнила
студентка 2 курса, гр 16-1
Гошинова Светлана
Проверила:
ЯрутаАнтонида Анатольевна
г. Иркутск, 2017
Цель школы здоровья:
1. Уменьшение числа детей с близорукостью.
2. Повышение грамотности детей и их родителей в вопросах профилактики и лечения близорукости.
Задачи школы здоровья:
1. Повышение информированности детей и их родителей о факторах риска развития близорукости.
2. Обучение детей и их родителей методам профилактики нарушений зрения.
3. Обучение детей и их родителей проведению упражнений и домашних тренировок для профилактики и лечения близорукости.
4. Повышение информированности детей и их родителей о методах лечения близорукости.
Правила обучения в школе здоровья:
1. Цикл занятий не менее двух занятий по 45 минут периодичностью 1 раз в неделю.
2. Численность группы участников:10 человек.
3. Перед началом и после окончания цикла занятий проводится анкетирование родителей.
4. Информация о проведении Школы должна быть представлена на информационных стендах и сайтах медицинской и образовательной организаций, по возможности освещена в СМИ.
Структура занятий в Школе:
1. Вводная часть (знакомство с содержанием занятий)
2. Информационная часть (теоретическая часть занятия)
3. Активная часть обучения (обучение практическим навыкам)
4. Заключительная часть занятия (подведение итогов)
Формы представления материала:
Каждое занятие включает краткую инструкцию для медицинского работника по проведению занятия.
Информационная часть занятий содержит сведения для детей и их родителей о строении глаза, о близорукости, о факторах риска для ее развития, о профилактических мероприятиях. Текст данного информационно-методического пособия является справочным материалом для ведущего Школу, на основе которого он выстраивает занятия. Для мультимедийного сопровождения занятий разработаны слайдовые презентации. Обучение в Школе проходит в интерактивной форме (взаимодействие, диалог, активность обучаемых, обязательная обратная связь).
Активная часть занятий направлена на развитие у детей и их родителей умений и навыков, необходимых для эффективной коррекции нарушений зрения. С этой целью в методических рекомендациях представлены комплексы упражнений и специальных зрительных тренировок.
Содержание занятий:
Полный цикл занятий состоит из 5 занятий по 45 минут, периодичностью 1 раз в неделю.
Занятие 1.Что такое близорукость, ее симптомы
Занятие 2.Факторы риска развития близорукости
Занятие 3.Профилактическая гимнастика для снятия зрительного утомления
Занятие 4. Профилактика возникновения близорукости
Занятие 5. Профилактика компьютерного зрительного синдрома
Инструкция
Занятия в Школе проводят:
- участковые врачи и медицинские сестры,
- врачи-специалисты по профилю школы или отдельного занятия, владеющие теоретическими и практическими навыками гигиенического воспитания населения в области сохранения здоровья и профилактики заболеваний.
Обучение в Школе должно проводиться медицинскими работниками, способными оценить эффективность обучения, владеющими навыками убеждения, умеющими сопереживать пациентам, грамотно и доходчиво рассказывать, учитывая возможности познавательных функций пациентов и их эмоциональное состояние.
Место проведения занятий: в школах, поликлинике, в стационарах круглосуточного и дневного пребывания, на фельдшерско-акушерском пункте, в санаториях.
Контингент слушателей для занятий в Школе отбирается врачом или фельдшером на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и лабораторных исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний. Занятия проводятся в группах по 10 - 12 человек.
Процесс обучения состоит из 5 уровней: получение знаний, понимание полученной информации, принятие ее, появление мотивации к выполнению рекомендаций, применение рекомендаций на практике и в жизни.
На первом занятии обучения мед.сестрапомогает слушателю понять суть своего состояния, показывает влияние образа жизни и привычек на здоровье, убеждает в необходимости соблюдения рекомендаций по лечению, объясняет преимущества здорового образа жизни, индивидуально корректирует факторы риска для предупреждения осложнений. С этой целью разрабатывается программа обучения, включающая темы теоретических и практических занятий.
Для того, чтобы школьник максимально понял полученную информацию, необходимо использовать разные методики и формы обучения. Для лучшего понимания темы занятия используются наглядные пособия, плакаты и муляжи. С этой же целью информационный материал должен сопровождаться презентацией или видеодемонстрацией. Форма изложения темы может быть самой разнообразной: в виде диалога, круглого стола, деловой игры или тренинга, театрализованного представления.Мед.сестраможет посоветовать ученику, какими проблемами ему надо заняться в первую очередь. При этом советы по изменению образа жизни должны быть точно сформулированы и реалистичны.
Необходимо понимать, что знания - это важный, но недостаточный стимул для того, чтобы изменить свое поведение. Для каждого человека повод и мотивация к изменениям очень индивидуальны, помочь школьнику в поиске мотива надо попытаться во время занятий в Школе здоровья.
Изменение мотивации школьника к выполнению рекомендаций медицинских работников необходимо закрепить на практике.
Практические упражнения и ролевые игры - важный компонент обучения, их лучше использовать после каждого теоретического занятия. В этом случае вероятность применения врачебных рекомендаций после обучения значительно возрастает.
Во время занятий обучаемые ведут записи и дневник самоконтроля предложенного образца в соответствии с направлением Школы.
На первом и заключительном занятиях проводится тестирование школьников для выяснения степени информированности. Школьникампрошедшим обучение в Школе, выдаются памятки с практическими советами, делается запись в амбулаторной карте. Информация о проведении Школы здоровья должна быть размещена в виде объявления в школе, по возможности, освещена в средствах массовой информации.
Занятие 4