Школа здоровья «как сохранить

Школа здоровья «Как сохранить

Здоровое зрение школьников».

Выполнила

студентка 2 курса, гр 16-1

Гошинова Светлана

Проверила:

ЯрутаАнтонида Анатольевна

г. Иркутск, 2017

Цель школы здоровья:

1. Уменьшение числа детей с близорукостью.

2. Повышение грамотности детей и их родителей в вопросах профилактики и лечения близорукости.

Задачи школы здоровья:

1. Повышение информированности детей и их родителей о факторах риска развития близорукости.

2. Обучение детей и их родителей методам профилактики нарушений зрения.

3. Обучение детей и их родителей проведению упражнений и домашних тренировок для профилактики и лечения близорукости.

4. Повышение информированности детей и их родителей о методах лечения близорукости.

Правила обучения в школе здоровья:

1. Цикл занятий не менее двух занятий по 45 минут периодичностью 1 раз в неделю.

2. Численность группы участников:10 человек.

3. Перед началом и после окончания цикла занятий проводится анкетирование родителей.

4. Информация о проведении Школы должна быть представлена на информационных стендах и сайтах медицинской и образовательной организаций, по возможности освещена в СМИ.

школа здоровья «как сохранить - student2.ru

Структура занятий в Школе:

1. Вводная часть (знакомство с содержанием занятий)

2. Информационная часть (теоретическая часть занятия)

3. Активная часть обучения (обучение практическим навыкам)

4. Заключительная часть занятия (подведение итогов)

Формы представления материала:

Каждое занятие включает краткую инструкцию для медицинского работника по проведению занятия.

Информационная часть занятий содержит сведения для детей и их родителей о строении глаза, о близорукости, о факторах риска для ее развития, о профилактических мероприятиях. Текст данного информационно-методического пособия является справочным материалом для ведущего Школу, на основе которого он выстраивает занятия. Для мультимедийного сопровождения занятий разработаны слайдовые презентации. Обучение в Школе проходит в интерактивной форме (взаимодействие, диалог, активность обучаемых, обязательная обратная связь).

Активная часть занятий направлена на развитие у детей и их родителей умений и навыков, необходимых для эффективной коррекции нарушений зрения. С этой целью в методических рекомендациях представлены комплексы упражнений и специальных зрительных тренировок.

Содержание занятий:

Полный цикл занятий состоит из 5 занятий по 45 минут, периодичностью 1 раз в неделю.

Занятие 1.Что такое близорукость, ее симптомы

Занятие 2.Факторы риска развития близорукости

Занятие 3.Профилактическая гимнастика для снятия зрительного утомления

Занятие 4. Профилактика возникновения близорукости

Занятие 5. Профилактика компьютерного зрительного синдрома

Инструкция

Занятия в Школе проводят:

- участковые врачи и медицинские сестры,

- врачи-специалисты по профилю школы или отдельного занятия, владеющие теоретическими и практическими навыками гигиенического воспитания населения в области сохранения здоровья и профилактики заболеваний.

Обучение в Школе должно проводиться медицинскими работниками, способными оценить эффективность обучения, владеющими навыками убеждения, умеющими сопереживать пациентам, грамотно и доходчиво рассказывать, учитывая возможности познавательных функций пациентов и их эмоциональное состояние.

Место проведения занятий: в школах, поликлинике, в стационарах круглосуточного и дневного пребывания, на фельдшерско-акушерском пункте, в санаториях.

Контингент слушателей для занятий в Школе отбирается врачом или фельдшером на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и лабораторных исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний. Занятия проводятся в группах по 10 - 12 человек.

Процесс обучения состоит из 5 уровней: получение знаний, понимание полученной информации, принятие ее, появление мотивации к выполнению рекомендаций, применение рекомендаций на практике и в жизни.

На первом занятии обучения мед.сестрапомогает слушателю понять суть своего состояния, показывает влияние образа жизни и привычек на здоровье, убеждает в необходимости соблюдения рекомендаций по лечению, объясняет преимущества здорового образа жизни, индивидуально корректирует факторы риска для предупреждения осложнений. С этой целью разрабатывается программа обучения, включающая темы теоретических и практических занятий.

Для того, чтобы школьник максимально понял полученную информацию, необходимо использовать разные методики и формы обучения. Для лучшего понимания темы занятия используются наглядные пособия, плакаты и муляжи. С этой же целью информационный материал должен сопровождаться презентацией или видеодемонстрацией. Форма изложения темы может быть самой разнообразной: в виде диалога, круглого стола, деловой игры или тренинга, театрализованного представления.Мед.сестраможет посоветовать ученику, какими проблемами ему надо заняться в первую очередь. При этом советы по изменению образа жизни должны быть точно сформулированы и реалистичны.

Необходимо понимать, что знания - это важный, но недостаточный стимул для того, чтобы изменить свое поведение. Для каждого человека повод и мотивация к изменениям очень индивидуальны, помочь школьнику в поиске мотива надо попытаться во время занятий в Школе здоровья.

Изменение мотивации школьника к выполнению рекомендаций медицинских работников необходимо закрепить на практике.

Практические упражнения и ролевые игры - важный компонент обучения, их лучше использовать после каждого теоретического занятия. В этом случае вероятность применения врачебных рекомендаций после обучения значительно возрастает.

Во время занятий обучаемые ведут записи и дневник самоконтроля предложенного образца в соответствии с направлением Школы.

На первом и заключительном занятиях проводится тестирование школьников для выяснения степени информированности. Школьникампрошедшим обучение в Школе, выдаются памятки с практическими советами, делается запись в амбулаторной карте. Информация о проведении Школы здоровья должна быть размещена в виде объявления в школе, по возможности, освещена в средствах массовой информации.

школа здоровья «как сохранить - student2.ru

Занятие 4

Вводная часть – 5мин.

Водные процедуры.

Закаливание водой нужно начинать с энергичного обтирания махровым полотенцем, варежкой: сначала рук, ног, затем груди, спины и далее всего тела. Первоначально вода должна быть теплой, потом ее доводят до 10 градусов. Затем можно приступить к обливаниям, так же постепенно снижая температуру – от теплой до температуры проточной холодной воды, но не ниже 10 градусов. При этом нужно учитывать, что оптимальная устойчивость организма достигается при чередовании общих и местных охлаждений. Например, общее обливание и обливание стоп, полоскание горла.

Ходьба босиком.

Утром и вечером нужно ходить босиком по комнате, начиная с 15 минут, постепенно удлиняя временной промежуток на 10 минут и доведя до 1 часа. В теплое время года можно 17 ходить по земле, траве, песку, мелким камешкам. После каждой прогулки босиком ступни следует энергично растирать, а икроножные мышцы массировать.

Подведение итогов.

Учитывая тот факт, что дети с нарушениями зрения есть в каждом классе любой школы необходимо объединить усилия врачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с возникновением зрительных заболеваний и их прогрессированием.

Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных школах имеют прямое отношение к работе учителя, а именно:

1. Построение учебного дня в школе.

2. Организация уроков и перемен.

3. Организация занятий и отдыха во внешкольное время.

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения.

Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступивших к занятиям, четыре урока ежедневно - это непосильная нагрузка, в том числе и для органов зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.

Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест и в школе, и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 – 2 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими занятиями, когда зрение напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школьника в домашних условиях.

Особая проблема это - ДЕТИ У ТЕЛЕВИЗОРА и компьютера.

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, они должны быть ограничены с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для нервной системы и конечно для глаз школьников (Рис.14).

Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач - офтальмолог, но в обязанность учителя следует включить как необходимость, во время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.

Особую опасность в жизни современного школьника представляет компьютер.

Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск получения серьезных заболеваний соблюдайте правила работы за компьютером.Немаловажное значение имеет посадка за компьютером.

школа здоровья «как сохранить - student2.ru

Рекомендации:

-Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты;

- Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях каждые 40 мин.

- Если уже слабая близорукость - через каждые 30 мин

* для младших классов – 15 минут,

* для средних классов – 25 минут,

* для старших – 40 минут;
- Организовать рабочее место школьника;

- Книжку или тетрадку держите на расстоянии 35-40 см.

- Установить время работы за компьютером (СанПин):

- Ограничить просмотр телевизора

- Правильный рацион питания (витамина);

- Делать зарядку для глаз;

-Отдых для глаз - это когда ты бегаешь, прыгаешь, смотришь вдаль.

-Выполняйте с ребенком физкультминутки, направленные на улучшение зрения

-Закаляйтесь, занимайтесь спортом.

-Здоровый сон

-Систематически посещайте врача-окулиста.

Источники:

http://s24002.edu35.ru/

http://7law.info/udmurtia/act2p/v438.htm

http://nivanscool.ucoz.ru/

http://www.mocentro.com/blizorukost/profilaktika/

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/633862/

https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F%20%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&noreask=1&lr=63

Школа здоровья «Как сохранить

Наши рекомендации