Паве было 17 лет и уже почти два года он находился на лечении в подростковом отделении психиатрической больницы. Одна из медсестер пригласила Паве на сессию проводимого нами семинара.
Мы начали интервью с разговора о его улучшениях. Мы узнали, что несмотря на то, что Паве проводил время на отделении в основном ничем не занимаясь, некоторые положительные сдвиги все же были. Он недавно закончил школу с относительно хорошими оценками, иногда он играл в школьном оркестре,и, в соответствии с его реабилитационным планом, недавно завершил двухнедельный испытательный период. Кроме того, Паве сообщил своей медсестре, что на ближайшее лето серьезно намерен найти настоящую работу.
Мы также узнали диагноз Паве - пограничное личностное расстройство -и главный врач больницы недавно объявил, к разочарованию Паве, что мальчику потребуется еще год лечения.
- Думаешь ли ты, что достиг большего прогресса, чем известно персоналу (больницы? - спросил Тапани.
- Да, - сказал Паве.
- А главный врач, ему известно о тоем улучшении?
- Я сомневаюсь в этом, -ответил Паве и его медсестра подтвердила.
- Как ты думаешь, Паве, могли бы тебя выписать раньше, если бы персонал, и в особенности главный врач, могли убедиться в том, что тебе действительно лучше?
- Думаю, что да.
- Что должно произойти, чтобы убедить персонал? - сказал Тапани, адресуя вопрос медсестре.
- Ему придется поработить все лето и проявить реальный интерес к получению профессии, - сказала она.
- Ну, Паве, ты думаешь тебе это удастся? - спросил Тапани.
- Не вижу, почему бы и нет. Я проработал два месяца, и все шло хорошо, я уже решил найти себе работу на лето, - объяснил Паве.
Затем Бен сказал Паве:
- Есть кое-что, что ты мог бы сделать, чтобы повысить шансы выписаться из больницы раньше, чем планировалось. Тебе интересно?
- Да, - сказал Паве.
Тогда мы объяснили идею, когда за прогресс благодарят как можно большее количество людей, и предложили Паве попробовать.
- Кто будет первым в твоем списке людей, которых следует поблагодарить? Может быть, твоя медсестра? - спросил Бен.
- Конечно, - согласился Паве.
- Мы хотели бы, чтобы ты был более точен. Как именно она тебе помогла?
- Она подбадривала меня, она верила в меня и она - самая лучшая сестра на отделении.
Мы продолжили в том же духе, рассматривая вклад разных людей: матери Паве, его учителя, некоторых его друзей и т.д. Когда мы дошли до главного врача Паве затруднился придумать, как отблагодарить его, но медсестра пришла ему на помощь. Сна сообщила, что какое-то время назад Паве написал письмо главврачу с жалобой. Он ответил тем, что пригласил Паве и говорил с ним лично.
- Как любезно с его стороны, - сказал Бен. - Когда ты ходил на разговор, с ним, как это прошло?
- Вполне нормально. Он задал мне много вопросов и выслушал, что я хотел сказать.
- Как ты себя при этом чувствовал?
- Довольно хорошо.
После этого мы порекомендовали, чтобы в ближайшем будущем Паве с помощью медсестры написал письмо о своем прогрессе и со словами благодарности в адрес всех, кто содействовал его улучшению. Оба, Паве и медсестра, согласились с заданием, и мы закрыли сессию.
Потом мы узнали от персонала, что Паве сессия с нами понравилась и он даже хвастался своим опытом перед другими пациентами отделения. Паве и его медсестра поработали над письмом с благодарностью ко всем людям, которые помогли, и отправили фотокопии каждому из них.
Летом Паве нашел себе работу в качестве помощника садовника. На работе его любили, несмотря на то, что иногда он прогуливал, ему было разрешено продолжать работать. Когда осенью он уволился, то переехал жить к матери и продолжил работу с садовником.
Мы показали, как клиентов можно научить благодарить других за фактический или ожидаемый прогресс, даже тех, кого они считают в некотором роде противниками. Идея выражения благодарности может быть распространена не только на людей. С небольшой долей воображения можно отдать должное и Испытаниям, которым ты подвергся в прошлом, и нынешним неблагоприятным обстоятельствам, и актуальным проблемам, с которыми пытаешься справиться (см. главу 9, «Проблемы как друзья»).
Как избежать банкротства
Нико был бизнесменом 50-ти лет, в прошлом он руководил фирмой по продаже автозапчастей. Его бизнес обеспечивал ему и его семье высокий материальный уровень жизни. Они жили в симпатичном доме, и двое сыновей, 12-летний Илпо и 8-летний Симо, активно занимались спортом. В свое время Нико был успешным спортсменом, и теперь оба сына пошли по его стопам.
За последние два года Нико испытывал непреодолимые проблемы со своей фирмой. Невзирая на значительную финансовую помощь родителей, компания в конце концов обанкротилась. Его обвинили в финансовых нарушениях, и против него было возбуждено судебное дело. Сверх всего, местные газеты затеяли вокруг всего этого большую шумиху. Нико пришел в отчаяние. Он стал мрачен и слишком много пил. Однажды пьяным он сел за руль и в результате разбил машину, а сам едва уцелел. Он был арестован, осужден и лишен водительских прав на несколько лет.
Нико в итоге выиграл дело в суде, но это не улучшило положения. Теперь он был безработным и нес личную ответственность за огромные займы. Элейн, жена Нико, начала говорить о разводе, и в конце концов Нико согласился поступить в психиатрическую клинику на кризисное лечение.
Социальный работник клиники пригласил Нико и его семью на консультацию. Мы начали интервью с обсуждения позитивного видения будущего. В этом воображаемом будущем Нико преодолел свои проблемы, и экономическая ситуация семьи снова стала устойчивой. Дети хорошо успевали в школе и побеждали в соревнованиях по мотокроссу. Элейн закончила обучение и теперь имела постоянную работу. Нико перестал злоупотреблять алкоголем и нашел работу в своей сфере в качестве служащего.
Затем мы перешли к теме прогресса и узнали, что значительное улучшение уже имеет место. Нико перестал быть замкнутым; он стал более открытым и охотно говорил о своих проблемах. Его старший сын заметил, что Нико снова начал улыбаться, а социальный работник сообщила, что его настроение изменилось в лучшую сторону. Элейн недавно поступила на заочный курс бизнес-колледжа. После долгой беседы со своим банковским менеджером Нико разработал схему, направленную на снижение своих обременительных долгов.
Затем мы спросили Нико, чьи заслуги в этом прогрессе, кроме собственных, он желал бы отметить. Он с готовностью поблагодарил свою жену и детей за их терпение и поддержку, а также персонал клиники, в особенности социального работника. Мы спросили его, благодарен ли он кому-то из своих друзей. Он сказал:
- Вся эта эпопея явилась как бы проверкой на дружбу, которая позволила мне отличить настоящих друзей от людей, которые были рядом ради корысти. Я понял, что действительно у меня есть несколько настоящих друзей. Они оказали мне колоссальную помощь.
Бен сказал:
- Мы строили оптимистические образы будущего и говорили об уже достигнутом прогрессе. Тем не менее, все мы знаем, что впереди еще много препятствий.
- Мы вполне это осознаем, - сказала Элейн, и Нико утвердительно кивнул.
- Теперь мы могли бы составить список тех трудностей, которые могут бросить вам вызов, - сказал Бен.
Нико и Элейн охотно согласились и сказали, что в ближайшем будущем их семье придется привыкать жить с меньшим доходом, чем прежде, что Нико нужно найти работу и привыкать к идее работать на кого-то. Они оба должны научиться жить с фактом, что многие годы значительная часть их дохода будет уходить на покрытие долгов Нико.
- А как восстанавливать чувство собственного достоинства? - спросил Та-пани. - Пострадала ли ваша репутация в результате случившегося и нужно ли вам что-то делать по этому поводу?
- Вы правы, и это представляет наибольшую трудность, - признал Нико.
- Мы любим говорить, - продолжал Бен, - что гордость после преодоления проблемы должна затмить стыд за то, что она была. Согласны?
- Конечно, да, - сказал Нико.
Мы объяснили Нико, что преодолевая будущие препятствия, он может извлечь пользу, найдя нечто, за что можно поблагодарить свою проблему. Прежде всего мы попросили его дать своему текущему испытанию прозвище, он посоветовалсяы с женой и решил назвать это «надежда». Затем мы предложили, чтобы через несколько дней социальный работник встретился с Нико и Элейн в клинике. К этой встрече они должны будут подготовить пять цитат, выражающих то, чему «надежда» научила их. Все стороны согласились с этим заданием, и мы закрыли сессию.
Через несколько недель мы звонили социальному работнику, чтобы узнать, что было дальше. Оказалось, что вскоре после той консультации она назначила Нико и Элейн встречу, и без какой-либо помощи с ее стороны они собрали 10 цитат и афоризмов. Нико сделал из них два постера и заказал рамки. Когда он выписывался из клиники, один постер забрал с собой, а другой подарил персоналу. Он начал искать себе работу в другом городе, и семья подумывала о переезде, дар Нико по-прежнему висит на стене психиатрического отделения, возбуждая любознательность и принося надежду новым пациентам.
Разрешение проблем, оказывается, является социальным процессом, которому люди, вовлеченные в него, могут либо препятствовать, либо помогать. Признание заслуг как можно большего числа людей, внесших свою долю в поддержку прогресса, является мощным противоядием обвинению и поиску виновных, а также и добрым приглашением присоединиться к сторонникам позитивных изменений. Глава 9. Проблемы как друзья
Рассказывают, что когда-то в Китае жил один бедный старик, у которого был единственный сын и лошадь. В один холодный осенний день лошадь сорвалась с привязи и ускакала в горы. Односельчане пришли к нему и сказали: «О, несчастный, какое горе с тобой приключилось! Мы пришли сказать, что все тебя жалеем». Но старик сказал: «Не жалейте меня. Никогда нельзя сказать наверняка, что произошло с тобой, удача это или неудача».
Через некоторое время лошадь старика вернулась, ведя за собой десять великолепных диких коней. Односельчане пришли к нему и сказали: «О, счастливый, какая удача тебе привалила! Мы пришли сказать, что все радуемся за тебя». Но старик сказал: «Не радуйтесь за меня. Никогда нельзя сказать наверняка, что произошло с тобой, удача это или неудача».
Сын старика начал приручать диких коней, все шло хорошо, пока однажды одна из диких лошадей не сбросила его, и он сломал ногу. Односельчане пришли к нему и сказали: «О, несчастный, какое горе постигло тебя. Мы пришли сказать, что все жалеем тебя». Но старик сказал: «Не жалейте меня. Никогда нельзя сказать наверняка, что произошло с тобой, удача это или несчастье».
Прошло несколько недель, и в Китае разразилась жестокая война. Все молодые люди были призваны на войну, а сын старика не мог пойти на войну, потому что лежал со сломанной ногой…
У нас в Финляндии есть поговорка: «Как бы ни было плохо, в этом всегда есть что-то хорошее». Помимо страданий, несчастья и смутные времена имеют и положительные свойства. Даже настоящие трагедии, как например, безвременная смерть ребенка, по прошествии лет может восприниматься как опыт, принесший нечто денное, помогший обостриться чувствительности к страданиям других.
Способность увидеть светлую сторону в любой сложной ситуации позволяет легче ее перенести. Когда проблемы видятся в позитивном свете, люди более творчески их разрешают. В случае долговременных проблем часто оказывается, что людям лучше удается достичь прогресса только после того, как они осознают, что кроме боли их испытание дало им и что-то ценное.
Предлагая клиентам рассмотреть возможные положительные последствия их ситуации, важно помнить, что не всегда легко это сделать, особенно когда проблемы отличаются остротой. Например, когда предлагают человеку, недавно перенесшему утрату, посмотреть на положительную сторону произошедшего, он может воспринять это как оскорбление. Осознание того, что наши проблемы имеют и более светлые стороны, обычно приходит позже, когда мы оказываемся в состоянии оглянуться и посмотреть на вещи в другом ракурсе.
Следующий небольшой рассказ Тапани описывает сессию, проведенную в психиатрической больнице. Клиентке помогают увидеть позитивную сторону ее несчастья, при этом Тапани предлагает ей посмотреть на ее нынешние обстоятельства как бы из далекого будущего.
Семейная легенда