Где и когда мы получаем эти уроки?
Первый урок мы получаем в своей семье. Думаю, его проходил или наблюдал каждый из нас. Ребенок просит у мамы конфетку или игрушку в магазине. Мама отказывает. Малыш начинает плакать. Затем падает на пол, кричит, извивается, требует то, в чем ему отказали. Напуганная мать дает орущему дитяти пригоршню конфет или игрушку, лишь бы он успокоился. И вот довольный малыш уплетает конфеты. Он напрочь забыл про свое «горе».
Разберем ситуацию. Это типичная истерическая реакция. Пока детская, довольно грубая, откровенная. Как поступила мать? Она выполнила желание ребенка. Ребенок сообразил, что таким способом можно настоять на своем. Он еще не раз приведет эту реакцию в действие. Ведь она дала нужный результат. Как следовало бы поступить маме, чтобы не развивать у ребенка истерии? Не замечать «конвульсий» разбуянившегося малыша. Продолжать заниматься своими делами. Ребенок успокоится через несколько минут. Переключится на что-то другое и забудет о своей просьбе. Раз его выходка осталась без внимания, значит, повторять ее он не будет. И первая истерическая реакция для него пройдет бесследно. Она не закрепится в сознании. На практике мамы даже не задумываются, какую «медвежью услугу» оказывают собственным детям, выполняя подобные требования.
Родители порой неосознанно поощряют в детях черты демонстративности. Мы очень любим, чтобы наши детки перед гостями прочитали только что выученное стихотворение или спели песенку. Вот малыш раскланялся, а мы ему громко аплодируем, целуем. После двух-трех таких «концертов» ребенка уже не надо уговаривать выступить перед гостями. Он сам начинает вмешиваться в разговоры взрослых. И все делает напоказ: читает стихи, танцует, громко поет. Совершенствует черты демонстративности. Поведение малыша становится явно показным.
Все это усугубляется и тем, что в современных семьях по одному, максимум по двое детей. Они становятся для родителей «центром вселенной». Вся семья порой носится с ложками, тарелками за своим чадушкой, желая повкуснее да пообильнее его накормить. Дети становятся капризны, непослушны, любят играть командную роль. Если им не удается покомандовать, становятся агрессивными. А мы потом искренне удивляемся: откуда в ребенке столько эгоизма, непомерной гордыни, неуважительного отношения к старшим.
Но ведь не в каждой семье так воспитывают детей. Родители все-таки закладывают в деток «что такое хорошо и что такое плохо».
Даже если родители стараются в воспитании ребенка правильно расставить акценты, они, увы, не в силах оградить его от общества, в котором культивируются сомнительные идеалы. Недавно пятилетняя девочка, посмотрев обычные новости, сказала маме: «Я, когда вырасту, тоже разведусь с мужем. Он мне заплатит миллионы, и по телевизору меня покажут». Эти девочки в столь юном возрасте все знают о звездах шоу-бизнеса: кто какой «ориентации», кто с кем развелся, кто за кого «вышел замуж».
К сожалению, мы живем в информационном потоке, который изобилует эпатажными историями, всякой «клубничкой». Все это не что иное, как проявление истеричности. Современное телевидение, увы, в немалой степени формирует истерические черты. Конечно, взрослые люди фильтруют информацию. А дети? Они нередко смотрят телевизор без присмотра родителей. И все, о чем им вещает «голубой экран», принимают за чистую монету.
Что сегодня показывают? Сплошные «подиумы» и «кастинги», где приветствуется установка: я первый, я лучший, я «пройду по головам». А что такое подиум? Девушка на всеобщем обозрении. На нее смотрят тысячи глаз, сотни телекамер и фотообъективов. Тут есть и зритель, и выгода.
В обществе культивируется идеал — девушка как фотомодель. То есть у девушки обязательно должна быть хорошая внешность, белозубость, фигура, внешняя нахватанность. Исходной точкой всего является не сердце или ум, а бедро. Все должно быть «от бедра». И походка, и мысли, и желания, и чувства. Мои наблюдения подтверждает статистика. Фонд общественного мнения проводил опрос: кем хотят стать современные девушки? Самый популярный ответ — фотомоделью. Неужели этому учат своих дочек мамы? Не думаю. Это навязанный нам средствами массовой информации «идеал». Совет родителям: контролируйте, что смотрят ваши дети. Иначе этот «воспитатель» преподнесет вам массу пренеприятнейших сюрпризов.
Получается, истерия — это больше социальное явление, чем заболевание. А в чем же ее медицинский аспект?
Диапазон истерического поведения очень широкий и многоликий. Истерик — дезадаптивная личность. Он не вписывается в социум, в принятые нормы поведения. Конечно, он от этого страдает. Страдание порождает невроз. А иногда личность уродуется вплоть до развития психопатии.
Встречаются истерические реакции на болезнь. Например, ученые выделяют пять типов реакций на инфаркт миокарда. Среди них описана и истерическая реакция. Для нее характерны эгоцентризм, демонстративность, завышенные требования к окружающим — родственникам и медперсоналу. Сейчас «в моде» соматизация истерических проявлений. То есть истерия проявляется под видом различных телесных недомоганий. Человек начинает «прибаливать» с целью привлечь внимание к своей персоне.
Для истериков характерно поведение, идущее вразрез с социальными нормами. Современная поп-культура — это своеобразный истерический апофеоз. Это и молодые люди со всевозможными пирсингами и зелено-красно-голубыми волосами. И политик, для которого самолюбование дороже интересов страны. Примеров — не счесть.
Многие истеричные персоны — завсегдатаи различных манифестаций, демонстраций. Им абсолютно неважно, что или кого защищать, чьи права отстаивать. Их привлекает сама возможность быть на виду. Кстати, разные «целители» — это тоже, нередко, истерики, жаждущие славы и признания. Истерический склад характера имели и многие основатели сект. Иногда истерию принимают за харизму.