Концептуальные модели сестринского дела

Концептуальные модели сестринского дела

Развитие медицины, изменение взглядов на место и роль медицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела, как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей, применение которых позволило развивать не только теорию, но и практику сестринского дела.

В настоящее время разработано множество концептуальных моделей сестринского дела. В литературе понятия «модель» и «теория» часто используются как взаимозаменяемые. Однако, большинство авторов сходятся во мнении, что особенностью концептуальной модели является то, что она позволяет как выявить относящиеся к проблеме составляющие элементы, так и исключить те из них, которые к делу не относятся. Модель служит руководством для сестринской практики.

Модель сестринского ухода - Н. Роупер

Модель была предложена Н. Роупер в 1976 г. Она, так же, как и В. Хендерсон, использовала определенный перечень потребностей, присущих всем людям.

Основные положения модели.Рассматривая человекакак объект сестринской деятельности, Н. Роупер установила 16 видов повседневной жизнедеятельности (фундаментальных потребностей), причем часть из них необходима для поддержания жизни, другие же, являясь необходимыми для жизнедеятельности, влияют на ее качество. Часть из них имеет физиологическую основу, другая - культурную и социальную. Степень удовлетворения тех или иных «проявлений жизнедеятельности» зависит от возраста человека, его социального статуса и культурного уровня.

Источник проблем пациента.Автор данной модели указывают 5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе:

• инвалидность и связанное с этим нарушение физиологических

функций;

• патологические и дегенеративные изменения в тканях;

• несчастный случай;

• инфекционные заболевания;

• последствие влияния физических, психологических и социальных факторов

окружающей среды. Эти факторы могут сделать человека частично или полностью

зависимым.

Направленность сестринского вмешательства.По данной модели сестра совместно с пациентом последовательно оценивает его возможность в удовлетворении потребностей, устанавливая фактические и потенциальные проблемы пациента. Эта модель предусматривает непрерывноепроведение оценки удовлетворения потребностей пациента.

Цель ухода.Планирование сестринского ухода фактически начинается с первичной оценки состояния пациента, когда совместно с ним сестра определяет цели ухода. В дальнейшем сестра определяет средства для осуществления конкретных вмешательств.

Сестринское вмешательство.После того как сестра обсудила с пациентом цель ухода, она выбирает способы вмешательства, направленные на удовлетворение потребностей. Это может быть расширение степени подвижности, уменьшение тревоги, обучение навыкам общения, самоухода и т.д.

Оценка качества и результатов ухода.Критериями оценки качества и результата ухода должна быть степень удовлетворения каждой потребности (а они все поддаются наблюдению) в соответствии с поставленными целями. Если желаемый результат не достигнут, сестра совместно с пациентом пересматривает и цели, и предполагаемые вмешательства.

Роль сестры. Рольсестры автор данной модели видит как независимую, зависимую и взаимозависимую. Независимая роль заключается в оценке (совместно с пациентом) его состояния, планировании, осуществлении сестринских вмешательств и оценке результатов предоставленного ухода. Зависимая роль- помощь врачам при выполнении тех или иных процедур, а также назначений лечащего врача. Взаимозависимая роль - работа в составе бригады других специалистов.

Способы сестринской помощи.

• делать что-либо за больного

• руководить и направлять его действия

• оказывать физическую поддержку

• оказывать психологическую поддержку

• создавать условия для обеспечения возможностей самоухода (самопомощи)

• обучение больного и его родственников Необходимым условием осуществления одного из этих

способов сестринской помощи является желание и возможность пациента принять сестринскую помощь. Выделяют 3 системы помощи:

• полностью компенсирующая - применяется в тех случаях, когда пациент находится либо в бессознательном состоянии, либо ему нельзя двигаться, либо он не способен к обучению;

• частично компенсирующая применяется по отношению к пациентам, временно утратившим способность осуществлять отдельные аспекты самоухода;

• консультативная (обучающая) - применяется при необходимости обучения пациента (родственников) навыкам самоухода.

Ожидаемый результат и оценка:Достижение больным и его родственниками оптимального уровня самопомощи. Даже в том случае, если сестринское вмешательство из полностью компенсирующей системы перешло в частично компенсирующую, поддерживающую пациента при самоуходе, можно считать сестринское вмешательство эффективным.

Таким образом, сестринское вмешательство может быть направлено как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение потребностей в нем (выздоровление).

Концептуальные модели сестринского дела

Развитие медицины, изменение взглядов на место и роль медицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела, как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей, применение которых позволило развивать не только теорию, но и практику сестринского дела.

В настоящее время разработано множество концептуальных моделей сестринского дела. В литературе понятия «модель» и «теория» часто используются как взаимозаменяемые. Однако, большинство авторов сходятся во мнении, что особенностью концептуальной модели является то, что она позволяет как выявить относящиеся к проблеме составляющие элементы, так и исключить те из них, которые к делу не относятся. Модель служит руководством для сестринской практики.

Наши рекомендации