Диагностика функционального состояния организма и его адаптивных возможностей
Тесная функциональная взаимосвязь между сердечно-сосудистой и дыхательной системами, с одной стороны, и физической работоспособностью организма, с другой, позволяют использовать ряд показателей кровообращения и дыхания в условиях напряжения этих систем для оценки адаптации организма к мышечной деятельности. Наиболее ценны в диагностическом отношении для оценки функционального состояния организма учащихся специальных групп следующие пробы.
Функциональная проба с 10 приседаниями позволяет выявить степень адаптации сердечно-сосудистой системы и всего организма к условиям физических нагрузок. Для учащихся специальных медицинских групп в качестве дозированной нагрузки применяют 10 приседаний, выполняемых за 15 с.
Методика проведения функциональной пробы: после 3—5 мин отдыха в положении сидя у обследуемого считают пульс и измеряют систолическое (максимальное) и диастолическое (минимальное) артериальное давление по способу Короткова. Пульс считают каждые 10 с, пока не получат подряд 2—3 одинаковые цифры, полученные данные записывает, измеряют артериальное давление и, не снимая манжеты с левой руки, выполняют нагрузку. Глубоко приседая, он выбрасывает руки вперед и разгибает пальцы, а выпрямляясь, сгибает руки в локтевых суставах и сжимает пальцы в кулаки. При приседании громко считает (раз, два, три и т. д.), чем исключается задержка дыхания.
Во время проведения пробы необходимо следить за сохранением стандартных условий выполнения нагрузки, за внешними признаками обследуемого. Закончив приседания, испытуемый садится, у него подсчитывают пульс впервые 10 с, затем измеряют кровяное давление (30—40 с) и вновь продолжают подсчитывать пульс до стойкого возвращения к исходным величинам. После этого еще раз измеряют артериальное давление. В ходе выполнения пробы, в период восстановления отмечают изменение окраски лица, появление одышки, дрожания конечностей, потоотделения и других признаков, характеризующих приспособляемость организма обследуемого к выполнению данной нагрузки. Результаты пробы заносят в карточку функциональной пробы.
Оценку одномоментной функциональной пробы производят по реакции пульса, артериального давления, по продолжительности периода восстановления, а также по внешним признакам и поведению учащегося. Определяют степень учащения пульса в абсолютных цифрах и в процентах. Процент учащения пульса после нагрузки (так называемая «возбудимость») вычисляют по разности между величиной пульса после нагрузки и до нее, полученное значение выражают в процентах по отношению к исходной величине, т. е.: 25 - 16 = 9; 9 х 100 : 16 = 56%. Возбудимость пульса, как правило, не должна превышать 65-80%.
Учитывают время восстановления пульса после нагрузки до исходных величин; чем меньше этот период, тем благоприятней оценка реакции организма на физическую нагрузку. Время восстановления пульса до исходного уровня при благоприятной реакции равно 2—3 мин. При ухудшении адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам пульс учащается на 12—18 ударов в 10 с, что составляет 100—150% от исходных величин, а период его восстановления длится 4—5 мин и более.
Вычисляют изменения артериального и пульсового давления после нагрузки. Увеличение пульсового давления (разница в миллиметрах между максимальным и минимальным давлением) расценивается как положительный фактор, уменьшение — как отрицательный; систолическое давление при нагрузках должно увеличиваться, диастолическое — уменьшается. В зависимости от характера сдвигов в деятельности сердечно-сосудистой системы после дозированных нагрузок различают хорошую (нормотоническую), удовлетворительную и неудовлетворительную реакции.
При заключении о состоянии сердечно-сосудистой системы по данным функциональной пробы учитывают результаты наблюдения за внешним видом и поведением испытуемого во время и после пробы: выраженное покраснение или побледнение лица, одышка, значительное потоотделение, дрожание рук свидетельствуют о неблагоприятной реакции на нагрузку.
Комбинированную функциональную пробу на скорость и выносливость, предложенную С.П. Летуновым, используют для наиболее подготовленных в физическом отношении учащихся. Эта проба основана на определении адаптации сердечно-сосудистой системы к разным по интенсивности и продолжительности физическим нагрузкам. Проба состоит из: 1)20 приседаний, 2) бега на месте (в течение 15с) с максимальной интенсивностью — нагрузка на скорость, 3) бега на месте (в течение 3 мин) в темпе 180 шагов/мин — нагрузка на выносливость. Для учащихся специальных групп рекомендуют 2-минутный бег.
Комбинированная функциональная проба позволяет разносторонне исследовать функциональную способность сердечно-сосудистой системы, поскольку нагрузки на скорость и на выносливость предъявляют к аппарату кровообращения разные требования.
Скоростная нагрузка помогает выявить способность к быстрому усилению кровообращения, нагрузка на выносливость — способность организма устойчиво поддерживать усиленное кровообращение на высоком уровне в течение относительно продолжительного времени.
После подсчета пульса в положении сидя по 10-секундным отрезкам времени и определения артериального давления обследуемый делает 20 приседаний в течение 30 с (приседая, вытягивает руки вперед). В первые 10 с после нагрузки проверяют число ударов пульса, а в промежутки между 15-й и 40-й секундами — артериальное давление. После этого вновь подсчитывают пульс и с приходом его к норме (но не ранее чем через 2 мин после нагрузки) еще раз измеряют артериальное давление.
Затем выполняют вторую часть пробы — бег на месте в течение 15 с в максимально быстром темпе, с высоким подниманием ног и энергичной работой рук. После этого обследуемый отдыхает 4 мин, при этом первые 10 с каждой минуты подсчитывают пульс, а с 15-й секунды измеряют артериальное давление.
Далее выполняют третью часть пробы — бег на месте в темпе 180 шагов/мин. По окончании бега определяют пульс и артериальное давление в течение 5 мин. С целью более подробного изучения начального периода восстановления рекомендуется после каждой нагрузки измерять частоту пульса в течение двух 10-секундных промежутков времени. Полученные результаты записывают по следующей схеме (табл. 1).
Поскольку с помощью комбинированной пробы устанавливают особенности приспособительной реакции сердечно-сосудистой системы к нагрузкам на скорость и выносливость, результаты пробы могут быть использованы для решения некоторых вопросов планирования процесса физического воспитания, в частности для выбора средств и конкретных физических нагрузок, в наибольшей степени способствующих повышению функциональных возможностей организма.
Пробы с задержкой дыхания в практике физического воспитания чаще всего используют в двух вариантах:
с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи).
Пробу с задержкой дыхания на вдохе выполняют следующим образом. Испытуемый делает пробный вдох, затем полностью выдыхает воздух и после полного (но непредельного) вдоха задерживает дыхание. В. момент задержки дыхания включают секундомер.
Пробу с задержкой дыхания на выдохе выполняют также после пробного вдоха и выдоха. Сделав вдох, испытуемый делает спокойный (не предельно возможный!) выдох и задерживает дыхание. С момента задержки дыхания включается секундомер, который останавливают при первом вдохе.
В связи с разнообразием диагнозов у учащихся специальных медицинских групп нет возможности привести средние показатели функциональных проб, которые отражали бы определенные уровни адаптации организма к физическим нагрузкам. Поэтому важно иметь в виду, что наиболее ценный показатель, имеющий функционально-диагностическое значение, — это регистрирующаяся при помощи каждой из проб динамика изменений функционального состояния организма учащихся. Сопоставляя показатели функциональных проб с используемыми в процессе физического воспитания нагрузками и самочувствием занимающихся, (данные дневников самоконтроля), можно получить объективную характеристику изменений состояния, и адаптивных возможностей организма учащихся специальных групп.
Для повышения интереса к занятиям в спецмедгруппе и более высокой работоспособности, а также укрепления здоровья и выполнения цели занятий (переход из специальной группы в подготовительную и основную) использую различные средства и методы построения физкультурных занятий.
игры, игровые элементы, спортивные и подвижные игры;
ритмическая гимнастика; развитие аэробных и анаэробных возможностей организма;
суставная гимнастика; повышение подвижности суставов, тонуса мышц;
стретчинг; развитие гибкости позвоночника, мышечных групп;
дыхательная гимнастика; выработка правильного ритма дыхания;
релаксационные упражнения; снятие напряжения, укрепление мышц тела;
коррегирующие упражнения; укрепление опорно-двигательного аппарата;
психофизические упражнения; расслабление мышц, пассивный отдых, снижение мышечного и нервного напряжения, управление мышечным тонусом, влияние на функции нервной системы.
При заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей и подростков наиболее многочисленную группу составляют различные по длительности и интенсивности проявления ревматического процесса. Нередко наблюдаются длительные, часто рецидивирующие формы с наличием того или иного поражения клапанного аппарата сердца, с преобладанием недостаточности митрального клапана. При недостаточности митрального клапана определение медицинской группы производиться с учетом поражения миокарда, наличия или отсутствия аритмий сердца и признаков сужения левого предсердно-желудочкового отверстия, активности ревматического процесса, а также в зависимости от уровня физической подготовленности. Так, при наличии недостаточности митрального клапана, отсутствии признаков активности ревматического процесса и поражения миокарда ребенка можно определить в специальную группу не ранее чем через 10-12 месяцев после острой атаки, в подготовительную группу – при достаточной физической подготовленности, при тех же клинических данных через 2 года после атаки. Таким образом, при хорошей переносимости занятий в течение не менее двух лет по мере повышения уровня тренированности дети и подростки с недостаточностью митрального клапана, но без стенозирования левого предсердно-желудочкового отверстия могут быть переведены из специальной в подготовительную группу. Другие приобретенные пороки сердца прогностически менее благоприятны, протекают с нарушениями гемодинамики и ведут к гипертрофии и последующей дистрофии миокарда. При этих пороках резко ограничивают физические напряжения. Распределяют детей и подростков по медицинским группам или назначают занятия лечебной физкультурой в зависимости от наличия признаков активности ревматического процесса, изменений миокарда и переносимости нагрузок. При хирургических вмешательствах при пороках сердца определение детей и подростков в ту или иную медицинскую группу зависит от функционального состояния преимущественно малого круга кровообращения, степени анатомических изменений, особенностей ритма сердца и др. Следует учитывать возможность рецидивов ревмокардита, прогрессирующей дистрофии миокарда, цирротических изменений и других органах, дополнительной деструкции клапанного аппарата и др. Этим учащимся назначают преимущественно занятия лечебной физкультурой.
К подготовительноймедицинской группе относятся дети II группы здоровья, имеющие отставание в физическом развитии, недостаточную физическую подготовленность, незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель физического воспитания детей с недостаточным физическим и двигательным развитием (подготовительная группа) состоит в том, чтобы повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью.
К специальной медицинской группе относят тех детей, чье состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их здоровья. Это ни в коей мере не означает, что их нужно освобождать от занятий физической культурой, что так широко практикуется, потому что позволяет отмахнуться от проблем детей, которым физические упражнения (правильно организованные!) еще нужнее, чем здоровым. Занятия физической культурой для детей, отнесенных к специальной медицинской группе, являются обязательными и включаются в структуру общей учебной нагрузки учащегося.
В рамках спецмедгруппы выделяют:
Подгруппа А с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (после травм и перенесенных заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по физической культуре в учебных заведениях в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подгруппе А, занимаются физической культурой по специальной программе в учебном заведении, под руководством преподавателя физической культуры.
Подгруппа Б – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или оздоровительного характера, под контролем квалифицированного педагога и врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются физической культурой в поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере или в учебном заведении, под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного медицинского работника по индивидуальным программам.
При прогрессирующем улучшении состояния здоровья дети подгруппы Б могут быть по рекомендации лечащего врача переведены в подгруппу А.
Заболевания | Противопоказания и ограничения | Рекомендации |
Сердечно - сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.) | Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений | Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе |
Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) | Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса | Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выхода |
Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) | Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждение тела | При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин. - первый год обучения, 10-15 мин. - второй и последующие годы обучения) |
Нарушения нервной системы | Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д. | Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения |
Органы зрения | Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове | Упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз |
Хронические заболевания желудочно - кишечного тракта. | Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки |
Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.
Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, обучающийся резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.
Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.
Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.
Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.