Врачебно-педогогический контроль в физическом воспитании СМГ

В работе с детьми и подростками с нарушенным здоровьем врачебно-педогогическому контролю придается значение еще больше, чем в физическом воспитании здоровых. Врачебно-педогогический контроль представляет собой систему медицинских и педагогических наблюдений, обеспечивающих эффективное использование средств и методов физического воспитания, укрепления здоровья и совершенствования физического развития. Основы врачебно-педогогического контроля в нашей стране разработаны рядом ученых: Н.Д.Граевской, А.Г.Дембо, Г.М.Куколевским, С.П. Летуновым, Р.Е.Мотылянской, С.Н.Поповым.

Врачебно-педогогический контроль решает следующие задачи:

Ø Определение состояния здоровья и функционального состояния организма;

Ø Оценка динамики состояния здоровья;

Ø Оценка и выбор наиболее эффективных средств и методов как сомого процесса физического воспитания, так и улучшения восстановительных процессов после физических нагрузок;

Ø Оценка гигиенических условий проведения занятий (температура воздуха, влажность, освещенность, вентиляция и т.п);

Ø Соблюдение техники безопасности;

Ø Соответствие спортивного инвентаря (размеры, масса, состояние);

Ø Соответствие одежды и обуви;

Ø Организация учебно-тренировочного процесса.

В связи с решаемыми задачами, содержанием врачебно-педогогического контроля являются:

Ø Врачебное освидетельствование;

Ø Врачебно-педогогические наблюдения непосредственно в процессе занятия;

Ø Врачебно-спортивное консультирование;

Ø Санитарно-просветительная работа среди детей с ослабленным здоровьем и родственников;

Ø Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований;

Ø Организация восстановительных мероприятий.

Врачебная часть контроля определяет выбор средств физического воспитания и видов спорта с учетом индивидуальных нарушений, определяет объем занятий, специальные мероприятия, которые необходимо провести до и после занятий физической культурой, проводит класси­фикацию спортсмена и медицинское освидетельствова­ние, выделяет противопоказания, оценивает степень воз­действия процесса физического воспитания на организм ребенка с нарушенным здоровьем (незначительное, уме­ренное, значительное, чрезмерное).

Различают этапный, текущий и оперативный контроль.
Этапный контроль оценивает уровень развития функ­циональных возможностей систем и органов, лежащих в ос­нове работоспособности. Проводится в соответствии с этапами (четверть, полугодие) занятий физической культурой,
их задачами и содержанием. Включает в себя медицинское обследование: осмотр специалистами, функциональ­ные пробы, лабораторные анализы и инструментальные исследования. Проводится в медицинских учреждениях
врачами.
Современный врачебно-педагогический контроль включает также физиологический контроль двигательных качеств: тестирование физическими нагрузками с целью выяснения пределов силы и структуры силовых возможностей и при движениях в различных суставах.
При этом по этапам оценивается динамика физиологических процессов, функциональных свойств, регуляции физиологических функций. С этой целью определяются показатели, которые характеризуют физиологические параметры;
обеспечивающие высокую работоспособность при нагрузке факторы преодоления утомления.

Для этого исследуют: размеры, формы, пропорции тела, объем сердца, жизненную емкость легких, дыхательный объем, кислородную емкость крови, сосудистую проводимость, общий объем крови, уровень гемоглобина, состав мышечных волокон, энергетические запасы и другие.

Текущий контроль решает следующие задачи:

--- определение соответствия режима нагрузок возможностям организма через оценку общей напряженности функционального состояния организма;

— оценку соответствия физических упражнений их планируемой направленности.

Для этой цели используются выяснение жалоб на со­стояние здоровья и общего самочувствия, медицинский осмотр и изучение следующих показателей: уровень ос­новного обмена, частота сердечных сокращений, артериаль­ное давление, изменения на электрокардиограмме и др.

Следует знать симптомы перегрузки:

— боль или чувство дискомфорта в области груди, жи­вота, шеи, челюсти или рук;

— тошнота во время или после выполнения физиче­ских упражнений;

— появление непривычной одышки во время выпол­нения физических упражнений;

— головокружение или обморок;

— нарушение ритма сердечной деятельности;

— сохранение высокого показателя ЧСС после 5мин отдыха и дольше.

Оперативный контроль предполагает:

— проведение оценки влияния каждого тренировоч­ного занятия на организм ребенка;

— определение направленности и напряженности на­грузок по уровню срочных адаптационных реакций орга­низма;

— проведение оценки степени достижения конкрет­ной цели каждого тренировочного занятия;

— осуществление оперативной коррекции трениро­вочного эффекта отдельных упражнений и тренировоч­ного занятия в целом.

При проведении оперативного контроля определяют:

во время нагрузки: температуру тела, ЧСС и частоту дыхания, их соотношение, легочную вентиляцию;

после нагрузки: характеристики, отражающие утомле­ние после нагрузки. — изменения на электрокардиограм­ме, жизненной емкости легких, силы дыхательных мышц.

Педагогический контроль подразумевает контроль соотношения динамики воздействий (преподавателя и других внешних факторов — семьи, близкого окруже­ния, общественного мнения, общечеловеческих ценнос­тей) на обучаемого и его «отклика» на эти воздействия.

В мероприятиях врачебно-педагогического контроля определяется состояние организма учащегося в настоя­щий момент (текущее состояние), учитывается состояние, в котором ребенок находился ранее (генез) и делаются по­пытки предсказать его вероятное состояние в будущем (прогноз).

По данным врачебно-педагогического контроля вы­является общая нагрузка на организм учащегося на заня­тиях физическими упражнениями. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки, по­степенно повышающаяся к своему максимальному значе­нию в основной части занятия и снижающаяся к концу заключительной части. Характер физиологической кри­вой зависит от периода занятий, функционального со­стояния и индивидуальной ответной реакции организма на физическую нагрузку.

Оценка физического развития

С целью изучения и оценки показателей физического развития учащихся применяют методы наружного осмот­ра и антропометрических исследований. Определение роста в положении стоя и сидя, массы тела, окружностей грудной клетки, живота, талии, бедра, голени, плеча и предплечья, шеи, жизненной емкости легких, толщины жировой прослойки, а также формы ног, состояния свода стопы и типа телосложения.

2. Характеристика двигательных качеств

Методы определения двигательных качеств у учащих­ся к настоящему времени разработаны достаточно под­робно и позволяют дать комплексную характеристику развития силы различных мышечных групп, их выносли­вости, проявляющихся в динамических и статических усилиях, быстроте движений, подвижности в суставах и многих других качествах. Для решения практических вопросов, возникающих в работе по физическому воспи­танию с учащимися специальных групп, рекомендуют определять следующие показатели развития двигатель­ных качеств..

Частоту движений кисти можно определить при по­мощи степ-теста. Испытуемый, взяв шариковую ручку или карандаш, по сигналу исследователя наносит точки на листок лежащей перед ним бумаги. Задание выполня­ют в течение строго определенного времени (10 или 15 с). Количество точек, сосчитываемое по следам на бумаге, указывает на частоту движений кисти.

Статическую выносливость мышц кисти определяют с помощью аппарата для измерения артериального давле­ния. Соединив свернутую туго манжету с аппаратом и проверив герметичность системы, предлагают испытуе­мому с максимальной силой сжать грушу, соединенную с манжетой. Отметив величину этого усилия, испытуемому после кратковременного отдыха предлагают сжать грушу тонометра с половинным усилием. В момент сжатия ман­жеты начинают отсчет времени. Показатель статической выносливости определяют в секундах как время поддер­жания усилия, равного половине максимальной силы кисти.

Равновесие определяют наиболее простым способом по методу М.Е. Ромберга в предложенной позе (испытуе­мый стоит на одной ноге, руки на поясе, другая нога со­гнута в колене и пяткой касается колена опорной ноги). Определяют время удержания равновесия после приня­тия устойчивого положения в этой позе (в секундах). От­счет времени ведут по секундомеру и прекращают в мо­мент потери равновесия.

Усложненным вариантом пробы является выполне­ние упражнения в равновесии при закрытых глазах. Вре­мя удержания равновесия при этом значительно (в 2— 3 раза) сокращается.

Наши рекомендации