Физиолого-гигиенические принципы построения режима дня, биологические ритмы растущего организма. Основные методы исследования и оценки функционального состояния и работоспособности организма.

Принципы построения режима дня:

* характер и длительность любой деятельности должны соответствовать особенностям ЦНС и не превышать возможности работоспособности;
* все компоненты режима дня должны быть чётко регламентированы и рационально распределены в течение суток;
* достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
* гигиенически полноценный сон;
* регулярное питание;
* достаточный двигательной активности;
* режим дня должен соответствовать АФО ребёнка;
* индивидуальный подход к организации режима дня с учётом состояния здоровья и индивидуального типа биоритмов;
* невозможность частой смены режима.

Два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня:

1. адекватная физическая подвижность. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов — стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект — торможение роста. Поэтому врачи должны постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

2. достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.

Биологический ритм — самоподдерживающееся изменение интенсивности функционирования организма, осуществляемое в определенный отрезок времени и повторяющееся по его истечении.

-циркадный ритм с продолжительностью периода 20-28 ч. Этот ритм присущ большинству физиологических функций человека: температуре тела, гормональной активности надпочечников, ЧСС, процессу восприятия и переработки информации.

Десинхроноз — несовпадение по фазе циркадианных ритмов организма. Основные причины — стрессорные воздействия на организм (изменение временной среды при перелетах, исключение датчиков времени, воздействие повреждающих агентов и др.), эмоционально-психическое напряжение и утомление.

Главный биоритмологический принцип рациональной организации учебной деятельности школьников — совмещение учебных занятий с временем биоритмологического оптимума их физиологических функций. Цель — обеспечение высокого уровня работоспособности и снижение утомляющего воздействия учебной нагрузки на организм школьников.

Методики исследования и оценки функционального состояния и работоспособности организма

В зависимости от цели работы указанные исследования могут быть проведены однократно в течение урока или многократно, т.е. в начале, середине и конце урока или в начале, середине и в конце учебного дня.

Метод определения количества и качества выполненной работы

предусматривает дозирование работы во времени и позволяет получить количественные и качественные показатели общей умственной работоспособности. Для этого используют специально составленные комплексы арифметических примеров или диктанты и корректурные таблицы.

Арифметические задания состоят из определенного количества примеров на все четыре действия, даётся 5 минут на их устное решение, учитывают количество всех решенных примеров и правильно решенных как до начала урока, так и в конце. Число правильно решенных примеров до начало учебных занятий принимается за 100%. Уменьшение процентного соотношения правильно решенных примеров от начала к концу занятий расценивается как снижение работоспособности, увеличение как повышение ее.

Из корректурных таблиц учащиеся вычёркивают определённые сочетания букв в течение 3-5 мин. Подсчитывают количество просмотренных строк и количество сделанных ошибок в виде пропущенных или неправильно вычеркнутых сочетаний букв.

Методика определения функционального состояния ЦНС

1) Хронорефлексометрия позволяет определить время скрытого периода двигательной реакции исследуемого в ответ на зрительное и слуховое раздражение.

Используют многоканальный хронорефлексометр, состоящий из 3-х частей: измерительной части, блока раздражителей и специального «запоминающего устройства». Датчиками служат кнопочные устройства, которые нажимают испытуемые. В момент предъявления раздражителя испытуемые снимают руки с кнопок, регистрируют время от момента предъявления раздражителя до начала двигательной реакции испытуемых.

Срывом дифференцировочной реакции считаются случаи, когда испытуемый отпускает кнопку при подаче отрицательного раздражителя.

2) Методика определения устойчивости ясного видения. Она основана на способности глаза, периодически различать под очень маленьким углом зрения то ясно, то неясно очертания деталей или букв, между которыми имеется небольшое расстояние. Состоит она в следующем: обследуемый садится за стол на расстоянии 2,5 м от белого листа бумаги, на котором изображено черное кольцо с разрывом с одной стороны (кольцо Ландольта). Условия освещенности должны оставаться постоянными. По указанию экспериментатора, обследуемый начинает внимательно смотреть на кольцо. Периодами кольцо бывает видно ясно и отчетливо, периодами расплывается, и очертания его теряют резкость. При исчезновении разрыва в кольце, обследуемый говорит «не вижу», а при появлении разрыва - «вижу». Наблюдения проводят 2 минуты. Показателем устойчивости ясного видения является процентное отношение всего времени ясного видения к общему времени наблюдения. Отклонения от значения показателя до и после уроков более чем на 10% считаются снижением или увеличением показателя.

Методика определения силы и выносливости мышц

по показателям статической работы.

Во время занятий в мастерских учащимся приходится выполнять довольно большое число монотонных движений, затрачивая при этом значительное мышечное усилие, что приводит к изменению функционального состояния нервно-мышечного аппарата и отражается на показателях мышечной силы и выносливости.

Для определения силы и выносливости мышц рук по показателям статической работы используют ртутный динамометр конструкции В.В.Розенблата или гидродинамометр.

Исследования проводят следующим образом. Испытуемый дважды с максимальной силой сжимает грушу динамометра. Наибольшее показание принимается за исходное. Выносливость мышц определяют по времени, в течение которого испытуемый удерживает столбик ртути на уровне, составляющем 1/2 максимальной силы сжатия кисти, и держит до полной невозможности продолжать усилие такой интенсивности. Полученный показатель достаточно полно отражает статическую выносливость двигательного анализатора. Укорочение времени, в течение которого испытуемый способен удерживать показания манометра, расценивается как указание на снижение мышечной выносливости организма.

Методика определения тонкой координации

движения пальцев рук (тремометрия).

Методика позволяет определить изменения точности движения рук под влиянием трудовой деятельности учащегося. Для исследования используют тремометр, представляющий собой металлическую пластинку с вырезанными на ней геометрическими фигурами и металлическую иглу. Обследуемый должен с помощью иглы обвести ряд фигур, стараясь не касаться краев пластины. Каждое касание фиксируется электросчетчиком. Оценку результатов проводят по количеству касаний, которые делает обследуемый. Повышение точности движений свидетельствуют об уравновешивании нервных процессов, понижение говорит о наступлении утомления.

15. Гигиенические принципы организации учебно-воспитательной работы в школьно-дошкольных учреждениях. Особенности нервной системы у детей дошкольного и школьного возраста.

Гигиенические принципы организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях:

* соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;

* научная организация учебного процесса в современной школе;

* обеспечение оптимальных условий обучения.

Научная организация учебного процесса в школе:

* рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, принимать во внимание классическую кривую восстановления работоспособности;

* непрерывность учебного процесса, когда начало последующей деятельности, совпадает с фазой повышенного уровня работоспособности во время отдыха (учебная деятельность чередуется с отдыхом в суточном, недельном и годовом циклах). Физиологическое обоснование этого требования - попеременное возбуждение участков КГМ, ответственных за выполнение разных видов деятельности.

* Распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности. На начало учебного дня, когда еще высока работоспособность учащихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании, т.е. нагружающие преимущественно вторую сигнальную систему (русский язык,

литература, математика и др.). К концу учебного дня, полезно в расписание включать те уроки, которые основаны на предметном, образном, конкретном восприятии (рисование, черчение, в начальных классах - аппликация, лепка).

Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, т.е. на 1-м уроке, когда происходит врабатывание, и на последнем уроке, когда выражено утомление. Наибольшее утомляющее действие оказывают предметы, с которыми школьники при обучении встречаются впервые: для учащихся 2-го класса — природоведение, 4-го—история, 5-го — география, ботаника, литература, 6-го - физика, для 7-го — химия

Нецелесообразно сдваивать уроки по одному предмету, например по русскому языку, математике и черчению. Наиболее трудные предметы следует включать в расписание 2-3 уроками, а не первыми или последними, т.е. давать их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание 2 или 3 трудных уроков подряд

Особенности НС у детей:

* незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем (ЦНС, зрительный и слуховой анализаторы);

* относительно низкие функциональные возможности нейронов КГМ, их повышенная истощаемость без субъективных признаков

утомления;

* неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением, иррадиации над концентрацией;

* быстрота выработки и недостаточная прочность условных рефлекс

Наши рекомендации