Раздел I: Краткая географическая и социально-экономическая характеристика и оценка возможной обстановки

Оценка осуществляется по каждому виду аварии, катастрофы и стихийного бедствия, исходя из анализа имеющихся многолетних данных и наличия опасных производств. В разделе описывается:

1.1. Экономическая характеристика.

1.2. Перечень радиационно-, химически- и пожароопасных объектов, имеющих аварийно опасные химические вещества, взрыво- и пожароопасные вещества.

1.3. Краткая оценка возможной обстановки на территории муниципальных образований и объектов при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий:

- при авариях на ОЭ, имеющих АХОВ;

- при пожарах;

- при взрывах;

- при катастрофических затоплениях;

- при радиоактивном загрязнении и химическом заражении;

- при массовых инфекционных заболеваниях людей и животных.

1.4. Предстоящие мероприятия РСЧС и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, по защите населения, сельскохозяйственных животных и растений, материальных и культурных ценностей, а также проведения АСДНР при их возникновении и другие особенности территории, влияющие на выполнение этих мероприятий.

1.5. Расчеты на перевозку эвакуируемого населения.

Общие выводы.

Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий

1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности).

1.1. Порядок оповещения органов управления РСЧС, рабочих, служащих и остального населения об угрозе возникновения ЧС. Информирование населения в районе возможного возникновения ЧС.

1.2. Объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС:

- приведение в готовность сил и средств РСЧС, имеющихся заглубленных помещений;

- подготовка к выдаче и выдача рабочим, служащим и остальному населению средств индивидуальной защиты;

- приведение в готовность автотранспорта и загородной зоны для эвакуации (отселения) и приема населения;

- проведение мероприятий по медицинской защите населения;

- проведение профилактических противопожарных мероприятий и подготовка к безаварийной остановке производства.

2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайных ситуаций).

2.1. Порядок оповещения органов управления РСЧС, рабочих, служащих и остального населения о возникновении ЧС.

2.2. Развертывание и приведение в готовность сил и средств РСЧС, привлекаемых к АСДНР, их состав, сроки готовности и предназначение. Организация работ.

2.3. Защита населения (объемы, сроки, порядок осуществления мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства):

- укрытие в ЗС;

- обеспечение СИЗ;

- лечебно-эвакуационные мероприятия;

- эвакуация (отселение) населения.

3. Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для проведения АСДНР.

4. Проведение АСДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Привлекаемые для этого силы и средства РСЧС.

5. Управление мероприятиями территориальной подсистемы РСЧС:

- организация оповещения и информации органов управления, сил и средств РСЧС, рабочих, служащих и остального населения об обстановке, их действиях и правилах поведения в районах ЧС;

- организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Все приложения, от наименования и до содержания учитывают масштаб рассматриваемого звена управления. Для муниципальных образований и объектов в приложения включается следующая информация.

Приложение 1. Возможная обстановка (соответствующего масштаба план объекта) при возникновении чрезвычайных ситуаций

На план наносятся:

А) районы с большой концентрацией радиационно-, химически-, взрыво- и пожароопасных объектов с возможными зонами заражения, в т.ч. нефте-, газо- и продуктопроводы;

Б) наиболее крупные гидроузлы с зонами возможного затопления, районы возможного подтопления;

В) численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения ЧС (таблица);

Г) пункт размещения запасов материально-технических средств.

Приложение 2. Календарный план основных мероприятий территориальной подсистемы РСЧС при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

В Календарном плане отражаются общие мероприятия территориальной подсистемы РСЧС для всех видов аварий и стихийных бедствий, как при угрозе, так и при их возникновении, а в дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам аварий, катастроф и стихийных бедствий также по разделам.

Разрабатывается по форме:

- номера по порядку;

- наименования проводимых мероприятий;

- объемы мероприятий;

- сроки выполнения;

- начало и окончание проводимых мероприятий (конкретные значения времен проведения мероприятий определяются утвержденными нормативными данными либо применительно к местным условиям);

- финансирование (объем работ);

- ответственные исполнители;

- отметка о выполнении.

Приложение 3. Решение председателя КЧС территориальной подсистемы РСЧС по ликвидации ЧС

В Решении отражаются:

- данные об обстановке;

- необходимые данные о силах и средствах РСЧС;

- замысел действий: районы (участки, объекты) сосредоточения основных усилий; последовательность (этапы) и способы выполнения задачи; распределение сил и средств усиления;

- задачи силам и средствам РСЧС;

- основы организации управления;

- сигналы управления и оповещения;

- основные виды взаимодействия;

- метеоданные;

- другие необходимые данные.

Решение подписывается Председателем КЧС муниципальных образований и объектов и утверждается начальником управления ГОЧС АТО.

Приложение 4. Расчет сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (сетевой график по наращиванию сил и средств)

Данное приложение целесообразно отрабатывать в табличной форме, где как правило, отражаются силы и средства наблюдения и контроля, а также силы и средства ликвидации ЧС, ведомственная принадлежность сил и средств, подчиненность, степень готовности (полная, повышенная, общая готовность), численный состав, место дислокации, номер телефона (факса) и т.д.

Приложение 5.Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (схема)

Для обеспечения реализации плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, управление по делам ГОЧС совместно с другими административно-территориальными органами заблаговременно разрабатывает документы по управлению, оформляет заявки на все виды обеспечения действий сил РСЧС, наряды, накладные, доверенности на получение имущества и техники. Эти документы, также как исходные и справочные данные, к плану не прилагаются и хранятся в рабочих папках соответствующих исполнителей.

Примечание. В зависимости от специфики и численности объекта количество приложений может быть изменено.

Раздел III. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана

Типовой порядок организации планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях осуществляется с учетом оценки состояния безопасности.

Разработку плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС условно можно разделить на три этапа:

- организационно-подготовительный;

- практической разработки плана;

- согласования и утверждения.

Организационно-подготовительный этап включает:

1. Изучение и анализ законодательной и нормативно-правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Изучение и анализ исполнителями соответствующих документов по планированию и разработке плана.

2. Сбор и обобщение необходимых данных, где предусматривается:

а) выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения;

б) проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов аварий, катастроф и стихийных бедствий (техногенного, природного и экологического характера), которые имели место на территории субъекта (города, района, объекта), величин ущерба, сроков, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;

в) получение сведений о количестве населенных пунктов и численности населения, которые могут оказаться в зонах ЧС (загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами), а также в зонах пожаров, затоплений, селевых потоков, лавин, цунами и в других опасных районах.

С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и другие данные.

3. Составляется календарный план по разработке документов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

В календарном плане по каждому этапу определяется:

- наименование вида ЧС;

- наименование мероприятий;

- объем выполняемых мероприятий;

- ответственные исполнители;

- сроки исполнения;

- стоимость выполнения мероприятий;

- отметка о выполнении.

Подписывается календарный план председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и утверждается начальником управления ГОЧС АТО.

Этап практической разработки и оформления документов плана предусматривает:

1. Практическую разработку и оформление документов плана действий.

2. Проведение предварительного согласования со всеми заинтересованными структурами, в том числе с органами управлениями по делам ГОЧС, соседних с муниципальными образованьями и объектами, с управлениями по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации или соответствующего района.

Практическая разработка разделов плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.

При прогнозировании последствий ЧС во всех случаях необходимо установить (определить):

- зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления;

- численность населения, сельскохозяйственных животных, объектов народного хозяйства, которые могут оказаться в зоне бедствия;

- возможный причиненный ущерб (потери населения, сельскохозяйственных животных, продукции, оборудования, материалов и т.п.);

- предстоящие мероприятия и объемы по ликвидации ЧС и ее последствий;

- силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Исходя из характера и объема предстоящих мероприятий комиссией по чрезвычайным ситуациям, органом управления по делам ГОЧС и службами ГО муниципальных образований и объектов, в части их касающихся, разрабатывается план действий, т.е. осуществляется практическая разработка документов плана и финансирование мероприятий.

При разработке плана, чем деятельнее и полнее будут учтены вероятные условия, при которых могут возникать и развиваться стихийные бедствия, производственные аварии и катастрофы, тем реальнее и эффективнее будут разработанные заранее мероприятия. Вместе с тем необходимо помнить, что данные прогнозов являются ориентировочными и должны постоянно корректироваться и уточняться на местах при угрозе и возникновении ЧС.

На завершающей стадии разработки документов плана осуществляется их согласование

Согласование осуществляется, как на уровне разработчиков отдельных разделов и приложений плана, так и на уровне вышестоящих и взаимодействующих структур управления.

После устранения замечаний и доработки документов, с учетом их проверки на штабных тренировках, План утверждается начальником ГО – Руководителем органа местного самоуправления муниципального образования или объекта. Подписывается План председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и начальником органа управления по делам ГОЧС.

Корректировка плана осуществляется органами управления ГОЧС и соответствующими КЧС в порядке и сроки, установленные старшим начальником, но, как правило, 1 раз в год (до 1 февраля). Переработка 1 раз в 5 лет.

Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС.

С возникновением стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, при выявлении заражения (загрязнения) окружающей природной среды органы управления РСЧС приводятся в готовность, а также вводятся планы действия по предупреждению и ликвидации ЧС.

Оперативное планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ проводится комиссией по чрезвычайным ситуациям, осуществляющей непосредственное руководство ликвидацией ЧС, для обеспечения ее работы создается оперативный штаб.

Макет Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера Дирекции единого заказчика

(органа управления ЖКХ муниципального образования)

Согласовано Начальник управления ГОЧС __АТО ___________________   « ___» ____________ 200_ г.     Утверждаю Директор ДЕЗ ____________ ________________   «____» ___________ 200_ г.

ПЛАН

Наши рекомендации