Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций

ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

учебное пособие для студентов 5 курса,

обучающихся по специальности 060103 – Педиатрия

Красноярск

УДК 616.89 (075.8)

ББК 56.14

Б 48

Березовская, М. А. Общая психопатология : учеб. пособие для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 060103 – Педиатрия / М. А. Березовская, Ю. А. Пичугина. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2014. – 123 с.

В учебном пособии подробно освещены основные симптомы и синдромы нарушения психической сферы человека. Особое внимание уделено методам выявления психопатологических синдромов. Пособие предназначено для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Педиатрия».

Рецензенты:зав. кафедрой психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, д.пс.н., профессор И. О. Логинова

зав. кафедрой нервных болезней, традиционной медицины с курсом ПО ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, д.м.н., профессор С. В. Прокопенко

Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ (протокол № от )

КрасГМУ

Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru
ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка. 4

Основные положения методологии диагностического процесса в психиатрии 5

Клинические проявления основных психопатологических симптомов и синдромов 10

Расстройства познавательной сферы психической деятельности……………11

Нарушения чувственного познания (сферы восприятия) 11

Расстройства памяти и интеллекта. 17

Нарушения мышления. 19

Расстройства эмоциональной сферы психической деятельности……………27

Расстройства волевой и двигательной сфер психической деятельности….…31

Патология сознания……………………………………………………….……..39

Методы выявления психопатологических синдромов. 44

Ситуационные задачи по общей психопатологии. 70

Тестовые задания по общей психопатологии. 92

Эталоны ответов к тестовым заданиям по общей психопатологии. 110

Психопатологические синдромы в детском и подростковом возрасте……..111

Список использованной литературы.. 122

Пояснительная записка

Настоящее учебное пособие по общей психопатологии составлено для студентов 5 курса педиатрического факультета с учетом основных практических задач, стоящих перед будущими врачами-педиатрами, так как в своей деятельности им придется в том или ином объеме иметь дело с лечебными, диагностическими или организационными вопросами психиатрии и наркологии.

Руководствуясь требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специ­альности «Педиатрия» и используя теоретические и практические основы гуманитарных, естественно-научных, медико-профилактических, клинических и специальных дисциплин, выпускник педиатрического факультета должен уметь выполнять ряд видов профессиональной деятельности:

- профилактической,

- диагностической,

- лечебной

- организационно-управленческой

- воспитательной

- научно-исследовательской.

Основной целью дисциплины «психиатрия и наркология» является обучение студентов теоретическим основам, приемам обследования психически больных, методологии постановки психиатрического диагноза и выработки тактики ухода, лечения и профилактики психических заболеваний. Врач-педиатр предназначен для работы в области здравоохранения, социального обеспечения и народного образования с целью охраны, укрепления здоровья, профилактики заболеваний, как отдельных лиц, так и семей, групп населения, осуществления ухода за больными, детьмити проведения мероприятий по их реабилитации.

Основные положения методологии диагностического процесса в психиатрии

Поскольку общая психопатология является разделом учения о заболеваниях человека, здесь, как и в общей медицине, используются термины: симптом, синдром, болезнь, состояние. Постановка диагноза любой болезни, в том числе и психической, начинается с выявления симптомов. Симптом – элементарный, неделимый признак болезни, проявляющийся всегда в одном и том же качестве. Выявление симптомов позволяет лишь констатировать факт наличия заболевания вообще, на основании его одного диагностировать болезнь невозможно. Клинической единицей заболевания являются психопатологические синдромы– закономерное сочетание симптомов, объединенных едиными патофизиологическими механизмами. Болезнь– закономерная динамика синдромов. О состоянииговорят в том случае, когда динамики синдромов нет, дальнейшего движения нет.

В зависимости от рода заболеваний, определяемого их этиологической принадлежностью, выделяют 3 группы психических болезней:

Психогении («болезни от неприятности»), при которых этиологическим фактором выступает микросоциальный конфликт, психотравма – взаимодействие личности с неприемлемой для нее ситуацией в системе отношений. При этом в биологической структуре мозга изменений нет.

Критерии:

· развитию расстройств предшествует психотравма, т.е. имеется хронологическая связь причины и психического расстройства;

· в болезненных переживаниях эта психотравма отражается, т.е. причина должна быть четкая, привязка к причине быстрая и логическая;

· после прекращения действия психотравмирующего фактора или его дезактуализации болезнь прекращается.

Органические заболевания головного мозга, при которых имеет место биологическое воздействие на мозг (экзогенное, соматогенное) со структурным повреждением ткани мозга.

Критерии:

· заболевание возникает на фоне воздействия вредности;

· тяжесть расстройства зависит от характера вредности;

· течение болезни также зависит от силы и характера воздействия вредности.

Эндогенные заболевания – хромосомные, наследственные или с наследственным предрасположением (мультифакториальные), обусловленные в основном изначально внутренними механизмами, сформированными генетически. При этом болезнь протекает по своим внутренним законам.

Каждая из этих групп заболеваний имеет свои особенности.

Все симптомы нарушений психической деятельности делятся на позитивные и негативные.

Позитивные, или продуктивные, или плюс-симптомы, обозначают признаки патологической продукции (вновь возникающие признаки) психической деятельности (галлюцинации, бредовые идеи и пр.). Позитивные симптомы – это динамичные образования, они чаще указывают на активное течение болезненного процесса, относительно мало специфичны для того или иного заболевания.

Негативные, или минус-симптомы, включают признаки обратимого или стойкого прогрессирующего, стационарного или регрессирующего ущерба, выпадения, изъяна, дефекта того или иного психического процесса (амнезия, апатия, абулия). Эти симптомы определяют выраженность инвалидизации, т.е. тяжесть разрушения. Негативные симптомы стабильны, малокурабельны, могут только нарастать. Эти симптомы более специфичны.

Позитивные и негативные симптомы в клинической картине выступают в единстве и часто имеют обратно пропорциональное соотношение: чем более выражены негативные симптомы, тем беднее продуктивные.

В процессе изучения больного определяется его психический статус, т.е. состояние психики пациента, которое наблюдается в данный момент. Определение статуса больного и есть определение синдрома.

Из синдромов и их последовательной смены складывается клиническая картина болезни и ее развитие.

Одни и те же синдромы могут развиваться под влиянием различных внешних факторов. Одна и та же болезнь может выражаться разными синдромами. При изменении интенсивности действующей вредности или изменении реактивности организма меняется клиническая картина синдрома.

Синдром может быть простым – психические расстройства ограничиваются нарушениями преимущественно какой-либо одной сферы психической деятельности (маниакальный, галлюцинаторный и пр.), исложным – нарушение психических функций захватывает несколько сфер психической деятельности (галлюцинаторно-параноидный, депрессивно-параноидный).

В практической деятельности выделяют психопродуктивные синдромы (непсихотические и психотические) и негативные – «большие» – синдромы. Это важно для выбора лечебных, социально-реабилитационных и профилактических мероприятий и проведения экспертизы. Психопродуктивные синдромы отражают тяжесть, остроту болезни, могут быть сильно выражены, а затем пройти; «большие» синдромы характеризуют степень инвалидизации, могут прогрессировать или остановиться, но обратное развитие практически невозможно.

Непсихотические синдромыхарактеризуются:

· адекватностью психических реакций реальности по содержанию, но часто неадекватной заостренностью по силе и частоте в связи с тем, что резко изменяется чувствительность, реактивность, и поводом для реакции становятся малозначащие по силе, частоте и т.д. ситуации;

· сохранением критики, но нередко утрированной, сенситивно заостренной;

· ограничением способности регулировать свое поведение в соответствии с ситуационной зависимостью психопатологических проявлений.

Психотические расстройства характеризуются:

· Грубой дезинтеграцией психики – неадекватностью психических реакций и отражательной деятельности процессам, явлениям, событиям, ситуации;

· Исчезновением критики – невозможностью осмысления происходящего, реальной ситуации и своего места в ней;

· Исчезновением способности произвольно руководить собой, своими действиями, своим поведением. Возникают неадекватные реакции на события, на ситуации и на самого себя.

Астенический синдром – бессилие, патологическая усталость. Этот синдром универсален, практически все болезни им начинаются и заканчиваются. В его структуру входят: собственно астенические расстройства, вегетативные нарушения, расстройства сна. Однако при разных болезнях астенический синдром имеет свои особенности. Он может быть связан

- с усталостью

- с дефицитарностью мозга

- с эндогенным заболеванием

При психогениях астении быть не должно. Если у больного выявляется только астенический синдром, скорее всего это терапевтическая патология.

Синдром хронической усталости – «беспричинная» астения. В норме для взрослого здорового человека допустимая нагрузка 14-16 часов в сутки. Если через 3-4 месяца при этом не развилась астения, значит, это нормальная нагрузка на многие годы.

Для астении при органическом поражении головного мозга (травма, энцефалит, алкоголизм и т.д.) характерны:

- массивные и застывшие вегетативные реакции;

- пароксизмальность и асимметрия этих вегетативных расстройств;

- крайне устойчивые головные боли (распирающие изнутри);

- быстрая физическая утомляемость, истощаемость;

- пароксизмальность страха, тревоги, дисфории и т. д.

Шизофренная астения, или «астения без астении», характеризуется следующими признаками:

- вегетативные проявления, истощаемость, отвлекаемость отсутствуют;

- легко появляются нарушения мышления при незначительном умственном напряжении («разговор ни о чем»);

- монотонность и однообразие эмоциональных нарушений;

- постоянная дисфорическая окраска настроения.

«Большие» – только негативные синдромы, отражают степень инвалидизации. Больших синдромов всего два.

1. Психоорганический синдром – развивается при органическом поражении головного мозга. При этом имеется структурная дефицитарность мозга, психика изменяется вторично. Характеризуется триадой Вальтер-Бюэля:

1) Снижение памяти.

Первый признак нарушения памяти – нарушение способности к отсроченному воспроизведению. Забывание идет от текущих событий к прошлым (по закону Рибо). Появляется фиксационная амнезия, и, следовательно, амнестическая дезориентировка. Характерны обманы памяти: псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии.

2) Ослабление понимания, т.е. снижение способности к абстрагированию. Абстрагирование – это функция коры головного мозга. В реальной жизни происходит следующее:

- появляются ранее не типичные для человека плоские шутки, грубости, жаргонные выражения;

- в рассказе о чем-то пациент затрудняется ответить кратко и приводит массу второстепенных ненужных деталей;

- в разговоре появляются вставные слова;

- когда не хватает слов, добавляются жесты. Это свидетельствует о заметном снижении интеллекта.

3) Недержание аффекта, т.е. эмоциональная лабильность.

Выделяют три стадии психоорганического синдрома:

Первая стадия – астено-невротических расстройств, которые при обычном осмотре не выявляются, нужно проводить психологическое обследование. Патология определяется в сфере эмоций и вегетативных функций.

Вторая стадия – характерологических расстройств (психопатическая) – психические расстройства проявляются в сфере поведения и осмысления, понимания.

Третья стадия – деменции, выявляются ведущие расстройства, т.е. нарушения памяти и абстрагирования.

2. Дисфренический синдром – характерен для шизофрении. При этом в мозгу выраженных структурных изменений не определяется. Ключевые симптомы – триада Останкова – расстройства в эмоциональной (равнодушие, неадекватность), волевой (пассивность, парамимии, парапраксии) и ассоциативной сферах психической деятельности.

1) Схизис – самый надежный признак. При обследовании пациента нужно обращать внимание на сферу мышления, должны быть расстройства этой сферы – необычность, странность умозаключений и связанного с этим поведения. Характерно резонерство, при этом выделяют два понятия:

- тенгинциальность мышления – разговор ни о чем;

- интеллектуализация мышления – использование заумных, высокопарных выражений.

Со временем резонерство перерастает в речевую разорванность.

Расщепление в рамках синдрома – несоответствие между всеми сферами психической деятельности (мимика, пантомимика, жесты, темп речи).

2) Аутизм – признак ненадежный, т.к. возможны личностные изменения.

3) Эмоциональное однообразие (апатия – больной пассивен, равнодушен) – для дифференциальной диагностики этот признак неоднозначен, т.к. структурные изменения лобных долей головного мозга характеризуются подобной клинической картиной (часто встречаются при ревматоидных поражениях лобных долей мозга).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятиям «симптом», «синдром», «болезнь».

2. Чем характеризуются позитивные и негативные симптомы?

3. Чем характеризуются непсихотические и психотические синдромы?

4. Какие основные группы психических болезней Вам известны?

5. Каковы критерии психогенных заболеваний?

6. Назовите особенности астенического синдрома при органическом поражении головного мозга и шизофрении.

7. Чем характеризуется психоорганический синдром?

8. Чем характеризуется дисфренический синдром?

Клинические проявления основных психопатологических симптомов и синдромов

Психическая деятельность человека в норме представляет собой единство различных процессов: чувственного познания (восприятия), памяти, мышления, эмоций, воли, внимания. При анализе психического состояния (психического статуса) пациента исследуют и описывают эти процессы. Их усиление, ослабление или извращение может свидетельствовать о наличии психического расстройства или заболевания.

Изучению различных явлений психической деятельности поможет знакомство со схемой функционального устройства психики, определение ее основных блоков.

Первым является блок познания. Его основу составляют процессы восприятия и памяти, постоянно взаимодействующие друг с другом. Поступающая информация анализируется и обобщается мышлением. Второй функциональный блок – блок поведения. Он обеспечивает функционирование волевых (поведенческих) процессов. Между этими двумя блоками располагается блок эмоций. Эмоциональные процессы непосредственно в познании и поведении не участвуют, но являются своеобразным «катализатором», который улучшает или ухудшает функционирование блоков познания и поведения.

Объединяет психическую деятельность сознание. Его можно назвать «панцирем» психики. Этот «панцирь» защищает психику от нежелательных воздействий извне, «сдерживает» попытки психических процессов выйти из-под контроля. Он же ответственен и за процессы, протекающие на уровне подсознательного.

Расстройства познавательной сферы
психической деятельности

Нарушения чувственного познания (сферы восприятия)

Этапы чувственного познания – ощущения, восприятие, представления.

Ощущение– простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы органов чувств.

Восприятие – психический процесс, дающий познание предмета, явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные зоны анализаторов.

Представления– следы бывших восприятий, их образы, возникающие в сознании при отсутствии самого объекта.

Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru

Расстройства ощущений и восприятия бывают количественные – вследствие изменения порога чувствительности (понижение, повышение), и качественные – сенестопатии, иллюзии, галлюцинации, психосенсорные расстройства.

Количественные нарушения ощущений

Психическая гиперестезия (понижение порога чувствительности) – повышенная чувствительность к обычным раздражителям, действующим на органы чувств. Чаще всего встречается гиперестезия слуха и зрения. Звуки начинают восприниматься как громкие удары молотка, привычное освещение воспринимается ярким, порой слепящим. Реже чувствительность распространяется на запахи, термические и тактильные ощущения: запахи или неприятны, или просто раздражают; различные прикосновения (в транспорте, постельное белье, расчесывание волос) вызывают чувство физического и психического дискомфорта. Гиперестезия наблюдается в тех случаях, когда психические расстройства возникают остро; с особым постоянством тогда, когда в их структуру входит соматогенная астения; при экзогенно-органических, невротических состояниях, абстиненции, при острой интоксикации циклодолом, опием, гашишем.

Психическая гипестезия (повышение порога чувствительности) – проявляется понижением чувствительности к раздражителям, воздействующим на органы чувств. Все окружающее воспринимается неотчетливо, неясно, как сквозь туман. Предметы лишены красок, звуки доносятся глухо, голоса утрачивают интонацию. Может предшествовать дереализации. Встречается при депрессии, в начальном периоде оглушения, при алкогольном и наркотическом опьянении.

Психическая анестезия – полная нечувствительность анализаторов при формальной анатомо-физиологической сохранности: психическая слепота, глухота, психическая аносмия – нечувствительность к запахам, психическая агейзия – утрата чувства вкуса. Психическая анестезия может касаться физиологических ощущений, при этом выпадают органические ощущения, например, чувство сна, физиологических отправлений. Встречается при депрессии, сопоре, конверсионных нарушениях.

Качественные нарушения ощущений – сенестопатии – неопределенные, нередко трудно локализуемые, диффузные, беспредметные, тягостные ощущения, проецируемые внутрь телесного «Я». Им свойственны следующие признаки:

- полиморфизм – это ощущения разнообразных болей, жжения, холода, тяжести и т.п.;

- отличие от проявлений соматических заболеваний своей вычурностью, в связи с чем больные нередко с трудом формулируют свои жалобы;

- неприятный, тягостный, порой мучительный аффективный фон этих ощущений, как правило, созвучный тревожно-депрессивному настроению;

- необычная локализация, неопределенная, часто меняющаяся.

Нозологическая принадлежность сенестопатий неоднородна: инволюционные, инфекционные психозы, органические поражения головного мозга, шизофрения. Сенестопатии иногда диагностируются как моносимптом. На самом деле всегда выявляются депрессивные, невротические, реже деперсонализационные расстройства. Обычно наблюдаются при вялом развитии болезни.

Расстройства восприятия

Восприятие – более сложный психический процесс, дающий познание предмета в целом; или отражение действительности в ее внешних (формальных) связях и отношениях.

Иллюзии – ошибочное, искаженное восприятие реально существующих в данный момент предметов или явлений.

Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru

Содержание аффективных иллюзий чаще всего связано с ведущим аффектом и содержанием основной психопатологической симптоматики. Аффективные иллюзии возникают, как правило, на фоне пониженного настроения, сопровождаемого тревогой, страхом. При зрительных аффективных иллюзиях неодушевленные предметы или живые существа воспринимаются как совершенно иные, способные навредить больному – например, какой-нибудь предмет в руках рядом находящегося лица воспринимается как оружие убийства. Возникновению зрительных аффективных иллюзий часто способствует нечеткость восприятия, обусловленная плохим освещением, полумраком. При аффективных слуховых иллюзиях различные посторонние звуки (шумы, стуки, хлопанье дверьми) воспринимаются как приготовление к чему-то страшному, например, к пытке. Такие иллюзии встречаются на начальных этапах делирия, при острых галлюцинаторно-параноидных, депрессивно-параноидных, парафренных синдромах.

Парейдолии – зрительные иллюзии фантастического содержания, возникают вне зависимости от аффекта и воли больного. Отмечаются во второй стадии делирия, при некоторых состояниях наркотического опьянения.

Галлюцинации (мнимое восприятие) – расстройство восприятия в виде образов и представлений, возникающих без реального раздражителя, но воспринимающихся как реальность.

Наличие галлюцинаций всегда сочетается с различными аффективными расстройствами – недоумением, тревогой, страхом, паникой, повышенным настроением – и свидетельствует о патологическом процессе. Зрительные галлюцинации обычно возникают на фоне помраченного сознания, тогда как слуховые – при ясном сознании.

В ряде случаев больные видят не целый зрительный образ, а только его часть – лицо, глаз, ухо, но воспринимаются эти фрагменты как части, принадлежащие реально существующему человеку.

Зрительные образы могут возникать вне поля зрения – сзади – это так называемые экстракампинные галлюцинации.

Конкретные особенности слуховых галлюцинаций имеют диагностическое значение: галлюцинации угрожающего содержания указывают на параноидный сдвиг настроения; обвиняющие – на депрессию; благожелательные, хвалебные – свидетельствуют о повышенном настроении.

Отношение больного к галлюцинациям может быть активным, когда пациент убегает, прячется, вступает с ними в борьбу, и пассивным, созерцательным. Галлюцинации встречаются в структуре большин­ства психических заболеваний.

При распознавании галлюцинаций используют метод наблюдения и расспроса. При недостаточном словесном отчёте ведущее значение имеет наблюдение, позволяющее обнаружить объективные признаки галлюцинаций.

Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru

Наиболее существенным и клинически важным является разделение галлюцинаций на истинные и псевдогаллюцинации.

Амнезии

Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru

РАССТ

 
  Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru


Навязчивые идеи (обсессии) Сверхценные идеи Бредовые идеи
Непроизвольно возникающие, неадекватные ситуации переживания, доминирующие в сознании больного, к которым сохраняется критическое отношение (сопровождаются «борьбой мотивов») Аффективно окрашенные, доминирующие суждения, сформировавшиеся вследствие реальных событий (не сопровождаются «борьбой мотивов») Ошибочные, некорригируемые умозаключения, формиру-ющиеся на патологической основе и определяющие мировоззрение больного

Непродуктивные расстройства мышления
Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru

Нарушения темпа мышления:

Ускорение мышления – увеличение количества ассоциаций в единицу времени. Мышление сохраняет целенаправленность,но в силу преобладания простых ассоциаций появляется быстрая смена темы высказываний. Ускорение может достигнуть «скачки идей», когда речь «не успевает» за мыслями. Наблюдается при маниакальном синдроме, непароксизмальных помрачениях сознания.

Замедление – уменьшение числаассоциаций в единицу времени, в результате чего наступает замедление и обеднение речи. Встречается при депрессивных синдромах, оглушении и более стойко при органических поражениях головного мозга.

Нарушение подвижности мышления по степени нарастания тяжести:

Детализация – постоянное вовлечение в процесс мыслительной деятельности несущественных подробностей, при этом мышление становится неэкономичным.

Обстоятельность – выраженнаядетализация, сочетающаяся с застреванием на побочных ассоциациях, не имеющих прямого отношения к ответу, в результате чего мышление становится малопродуктивным.

Вязкость – крайняя степень обстоятельности, при которой искажается основное направление мысли, что делает мышление непродуктивным.

Встречаются при эпилептической деменции, психоорганическом синдроме. Детализация отмечается при паранойяльном синдроме.

Нарушения целенаправленности мышления – симптомы этой группы нередко сменяют друг друга по мере углубления нарушения мотивационного компонента мышления.

Витиеватость – пространные рассуждения с чертами псевдонаучности, «красивости» и необычности.

Соскальзывание – внешне немотивированные неожиданные переходы правильно построенной мысли одного содержания к мысли другого содержания.

Резонерство – «пустословие», бесплодное мудрствование. Речь построена грамматически правильно, но крайне многословна, вместо прямого ответа больные рассуждают «на заданную тему», изрекают банальные истины или повторяют «общие фразы».

Разноплановость – мысль лишена основного стержня, в ней объединяются порой несочетаемые понятия.

Аморфность – нечеткое использование понятий, при котором речь приобретает расплывчатый характер, и мысль становится непонятной.

Ментизм – непроизвольно возникающий непрерывный и неуправляемый поток мыслей, воспоминаний, образов, представлений.

Аутистическое мышление– мышление, оторванное от реаль­ности, автономно развивающееся из внутренних побуждений боль­ного, нередко возникающее как «озарение» и проявляющееся глав­ным образом в «осуществлении» своих сокровенных желаний.

Эти симптомы характерны для шизофрении. Резонерство может встречаться при эпилептической деменции.

Нарушения грамматического строя речи – характерны для шизофренического дефекта, органического слабоумия, оглушенности.

Разорванность – отсутствие связи между отдельными умозаключениями, суждениями и понятиями, в результате чего речь становится бессмысленной, в такой речи могут встречаться неологизмы–новые слова, понятные только больному или вообще не имеющие смысла.

Бессвязность – нарушение логики изложения и грамматического строя речи на фоне помраченного сознания. Выраженная степень бессвязности называется инкогеренцией.

Речевые стереотипии – бессмысленное повторение одних и тех же слов, фраз, речевых оборотов.

Продуктивные расстройства мышления

Первичный (интерпретативный) Вторичный (образный) Индуцированный

По механизму бредообразования

По содержанию
Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций - student2.ru

Персекуторные бредовые идеи Экспансивные бредовые идеи Депрессивные бредовые идеи
  - преследования - воздействия - отравления - отношения - ущерба - интерметаморфозы - сутяжный     - изобретательства - реформаторства - высокого происхождения - любовного очарования - величия   - виновности - ипохондрический - нигилистический - дисморфомания - самообвинения - самоуничижения

Бредовые идеи – неправильные умозаключения, ошибочные суждения, ложная убежденность, не соответствующие реальности, не поддающиеся коррекции и нарушающие адаптацию больного в биологической и социальной среде. Бред является формальным признаком психоза и выступает одним из основных признаков психических заболеваний.

По содержанию выделяют три группы бредовых идей:

1. Персекуторныйбред (бред преследования) отличается убежденностью в угрозе или вреде личности больного, ожидаемых или причиняемых извне. К этой форме относятся:

- бред отношения – уверенность больного в том, что окружающие люди с подозрением, неприязнью относятся к нему, хотят ущемить его интересы;

- бред воздействия – патологическая уверенность в том, что пациент находится под воздействием гипноза, радиации, космических лучей и т.п.;

- бред отравления – убежденность, что в пищу добавляют лекарства или другие вещества с целью убить больного или вызвать у него недомогание;

- бред ущерба – уверенность, что окружающие стараются причинить материальный или моральный вред больному;

- бред интерметаморфозы – идеи инсценировки, ложного узнавания с уверенностью, что вокруг разыгрывается спектакль, идет киносъемка, что люди не те, за кого себя выдают, их жесты и движения полны особого смысла и значения;

- бред сутяжный – идеи поиска правды и справедливости, с написанием многочисленных жалоб и обращением в общественные и правовые организации с просьбами установить порядок и законность.

2. Экспансивный бред (бред с повышенной самооценкой) характеризуется преувеличением собственных возможностей и качеств личности. К этой группе относятся:

- бред изобретательства – уверенность в совершении гениального изобретения или открытия;

- бред реформаторства – идеи переустройства мира, морального или нравственного характера для блага всего человечества;

- бред высокого происхождения – болезненная убежденность в том, что родителями пациента являются известные и могущественные люди;

- бред любовного очарования – убежденность во влюбленности определенных лиц в больного;

- бред величия – патологическая переоценка собственных достоинств, возможностей и способностей.

3.Депрессивный бред(бред с пониженной самооценкой) отличается болезненным преувеличением имеющихся или приписываемых себе мнимых недостатков. В этой группе выделяют:

- бред самообвинения (ви­новности, греховности) – когда больные осуждают себя за допущенные «неисправимые ошибки», якобы приведшие к гибели семьи, окружающего мира и другим негативным последствиям;

- бред самоуничижения – болезненная убежденность в собственном ничтожестве, приписывание себе исключительно отрицательных качеств интеллектуальных, моральных, физических;

- ипохондрический бред – патологическая уверенность в наличии неизлечимой болезни, необоснованные опасения за свое здоровье с болезненным вниманием к ощущениям, возникающим в различных частях тела и внутренних органах;

- нигилистический бред – болезненное отчуждение и отрицание собственного физического «Я», которое может быть разрушено, мертво или потерять присущие ему ранее качества или вообще исчезнуть;

- дисморфоманический бред – болезненные мысли о наличии какого-либо воображаемого или переоцениваемого физического недостатка.

По механизму возникновения бредовые идеи могут быть:

Первичными (интерпретативными), когда изначально нарушается непосредственно сам процесс мышления. Расстройства восприятия при этом варианте отсутствуют, в основе переживаний могут лежать реальные события, которые, однако, истолковываются неправильно, в рамках болезненной логики. Например: у дома остановилась милицейская машина; больной истолковывает это – «За мной следят!». Такой бред обычно бывает система­тизированным, монотематическим.

Вторичными (образными),когда изначально нарушается или восприятие, или эмоции. Появление галлюцинаций или псевдогаллюцинаций предшествует развитию бреда; такой бред называется чувственным, как правило, он не систематизированный. Аффективный бред развивается в форме экспансивного или депрессивного варианта в результате патологического повышения или понижения настроения.

Индуцированными, когда суждения и идеи возникают у родственников и лиц, находящихся в непосредственном контакте с больным, и повторяют тематику

Наши рекомендации