Устройство и оснащение приёмного отделения. Принципы работы Приём и регистрация больных. Заполнение паспортной части истории болезни.
Основные структурные подразделения стационара – приёмное отделение (приёмный по-
кой), лечебные помещения, административно-хозяйственная часть.
Обслуживание пациентов в стационаре начинается в приёмном отделении. Приёмный по-
кой – важное лечебно-диагностическое отделение, предназначенное для регистрации, приёма, пер-
вичного осмотра, антропометрии (греч. anthropos – человек, metreo – измерять), санитарно-
гигиенической обработки поступивших больных и оказания квалифицированной (неотложной)
медицинской помощи. Оттого, насколько профессионально, быстро и организованно действует
медицинский персонал этого отделения, в определённой степени зависит успех последующего ле-
чения больного, а при неотложных (ургентных) состояниях – и его жизнь. Каждый поступающий
больной должен почувствовать в приёмном отделении заботливое и приветливое к себе отноше-
ние. Тогда он проникнется доверием к учреждению, где будет лечиться.
Таким образом, основными функциями приёмного отделения выступают следующие.
• Приём и регистрация больных.
• Врачебный осмотр пациентов.
• Оказание экстренной медицинской помощи.
• Определение отделения стационара для госпитализации больных.
• Санитарно-гигиеническая обработка больных.
• Оформление соответствующей медицинской документации.
• Транспортировка больных.
Устройство приёмного отделения больницы
Работа приёмного отделения протекает в строгой последовательности:
1) регистрация больных;
2) врачебный осмотр;
3) санитарно-гигиеническая обработка.
В такой же последовательности расположены и помещения приемного отделения.
Устройство приёмного отделения больницы зависит от профиля стационара; оно включает
в себя, как правило, следующие кабинеты:
• Зал ожидания: в нём находятся больные, не нуждающиеся в постельном режиме, и сопровож-
дающие пациентов лица. Здесь должны стоять стол и достаточное количество стульев. На стенах
вывешивают сведения о режиме работы лечебных отделений, часах беседы с лечащим врачом,
перечне продуктов, разрешённых для передачи больным.
• Регистратура: в этом помещении проводят регистрацию поступающих больных и оформление
необходимой документации.
• Смотровой кабинет (один или несколько): предназначен для врачебного осмотра больных с по-
становкой предварительного диагноза и определением вида санитарно-гигиенической обработ-
ки, антропометрии, термометрии и при необходимости других исследований, например, элек-
трокардиографии (ЭКГ).
• Санпропускник с душевой (ванной), комнатой для переодевания.
• Диагностический кабинет – для больных с неустановленным диагнозом.
• Изолятор – для больных, у которых подозревается инфекционное заболевание.
• Процедурный кабинет – для оказания экстренной помощи.
• Операционная (перевязочная) – для оказания экстренной помощи.
• Рентгенологический кабинет.
• Лаборатория.
• Кабинет дежурного врача.
• Кабинет заведующего приёмным отделением.
• Туалетная комната.
• Помещение для хранения одежды поступивших больных.
В многопрофильных стационарах в приёмном отделении могут быть также и другие каби-
неты, например травматологическая, реанимационная, кардиологическая (для больных с инфарк-
том миокарда) и др.
Приём и регистрация больных
В приёмное отделение больные могут быть доставлены следующими способами.
• Машиной скорой медицинской помощи: при несчастных случаях, травмах, острых за-
болеваниях и обострении хронических заболеваний. • По направлению участкового врача в случае неэффективное лечения в амбулаторных
условиях, перед проведением экспертизы медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), а так
же по направлению военкомата.
• Переводом из других лечебно-профилактических учреждений (по договорённости с ад-
министрацией).
• «Самотёком»: при самостоятельном обращении больного в случае ухудшения его само-
чувствия на улице недалеко от больницы.
В зависимости от способа доставки больного в больницу и его состояния различают три
вида госпитализации пациентов:
1) плановая госпитализация;
2) экстренная госпитализация;
3) госпитализация «самотёком».
Если больного доставляют в приёмное отделение в состоянии средней тяжести и тем более
в тяжёлом состоянии, то ещё до регистрации медицинская сестра обязана оказать больному пер-
вую (врачебную) медицинскую помощь, срочно пригласить к больному врача и быстро выполнить
все врачебные назначения.
Врач приёмного отделения осматривает больного и решает вопрос о необходимости его
госпитализации в данное лечебное учреждение. В случае госпитализации медицинская сестра
осуществляет регистрацию пациента и оформляет необходимую медицинскую документацию. По-
сле регистрации пациента медсестра направляет его в смотровой кабинет для осмотра врачом и
выполнения необходимых диагностических и лечебных процедур.
Если больной доставлен в приёмное отделение с улицы в бессознательном состоянии и без
документов, то медицинская сестра после осмотра его врачом оказывает экстренную медицинскую
помощь и заполняет необходимую документацию. После этого она обязана дать телефонограмму в
отделение милиции и бюро несчастных случаев. В телефонограмме указывают приметы посту-
пившее го (пол, приблизительно возраст, рост, телосложение), перечисляет, во что был одет боль-
ной. Во всех документах до выяснения; личности больной должен числиться как «неизвестный».
Кроме того, в следующих случаях медсестра обязана дать телефонограмму родственникам
и сделать соответствующую запись в «Журнале телефонограмм»:
• больной доставлен в больницу по поводу внезапного заболевания, которое возникло у
него вне дома;
• больной умер в приёмном отделении.
Основная медицинская документация приёмного отделения
• «Журнал учёта приёма больных и отказов в госпитализации» (форма № 001/у).
- В журнале медицинская сестра фиксирует: фамилию, имя, отчество больного, год рож-
дения, данные паспорта и страхового полиса, домашний адрес, место работы и должность, телефо-
ны (домашний, служебный, близких родственников), дату и время поступления, откуда и кем он
доставлен, характер госпитализации (плановый, экстренный, «самотёк»), диагноз направившего
учреждения, диагноз приёмного отделения, в какое отделение направлен больной.
- При отказе больному в госпитализации в журнал заносятся сведения о причине отказа и
оказанной помощи: медицинская помощь, направление в другой стационар, отсутствие показаний
к госпитализации и пр.
• «Медицинская карта стационарного больного» (традиционно называемая историей бо-
лезни; форма № 003/у). Медицинская сестра оформляет титульный лист истории болезни, а также
заполняет паспортную часть и левую половину «Статистической карты выбывшего из стациона-
ра» (форма № 066/у). «Журнал осмотра на педикулёз»: заполняется при выявлении у больного пе-
дикулёза; дополнительно в истории болезни делают пометку «Р» (pediculosis).
• Экстренное извещение в санитарно-эпидемиологическую станцию (для направления в
санитарно-эпидемиологическую станцию по месту выявления): заполняют при наличии у больно-
го инфекционного заболевания, пищевого отравления, педикулёза.
• «Журнал телефонограмм». Медицинская сестра фиксирует в журнале текст телефоно-
граммы, дату, время её передачи, кем она принята.
• Алфавитный журнал поступивших больных (для справочной службы).