Промывание желудка толстым желудочным зондом.

Студент(ка)_________________________________________Группа____________________

№ Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
Оснащение
1. Стерильная система из 2-х толстых желудочных зондов соединённых прозрачной трубкой.  
2. Стерильная воронка 0,5 – 1 литр.  
3. Перчатки.  
4. Полотенце, салфетки средние.  
5. Шприц Жане  
6. Емкость для анализа промывных вод.  
7. Ёмкость с водой 10 литров (Т – 20 – 25*С).  
8. Ёмкость (таз) для слива промывных вод на 10 – 12 литров.  
9. Вазелиновое масло или глицерин .  
10. Два непромокаемых фартука и впитывающая пеленка, если промывание проводится лёжа.  
11. Кружка или кувшин на 0,5 – 1 литр.  
12. Роторасширитель (по необходимости).  
13. Языкодержатель (по необходимости).  
14. Фонендоскоп.  
15. Контейнеры для дезинфекции.  
Подготовка к процедуре
16. Объяснить цель и ход предстоящей процедуры. Пояснить, что при введении зонда возможны тошнота и позывы на рвоту, которые можно подавить, если глубоко дышать. Получить согласие на проведение процедуры. Измерить АД, подсчитать пульс, если состояние пациента позволяет это сделать.  
17. Подготовить оснащение.  
Выполнение процедуры
18. Помочь пациенту занять необходимое для процедуры положение: сидя, прижавшись к спинке сиденья и слегка наклонив голову вниз (или уложить на кушетку в положении на бок). Снять зубные протезы у пациента, если таковые имеются.  
19. Надеть непромокаемый фартук на себя и пациента.  
20. Вымыть руки, одеть перчатки.  
21. Поставить таз к ногам пациента или к головному концу кушетки или кровати, если процедура выполняется в положении лежа.  
22. Извлечь систему из упаковки. Определить глубину, на которую должен быть введен зонд: рост минус 100 см или отмерить расстояние от нижних резцов до мочки уха и до мечевидного отростка. Поставить отметку на зонде.  
23. Слепой конец смочить вазелином или глицерином.  
24. Положить слепой конец зонда на корень языка и попросить пациента делать глотательные движения.  
25. Ввести зонд до нужной отметки. Оценить состояние пациента после проглатывания зонда (если пациент закашлялся, то зонд извлечь и введение зонда повторить после отдыха пациента).  
26. Убедиться, что зонд в желудке: набрать в шприц Жане воздух 50 мл и присоединить к зонду. Ввести воздух в желудок под контролем фонендоскопа (выслушиваются характерные звуки).  
27. Присоединить воронку к зонду и опустить ее ниже уровня желудка пациента. Целиком заполнить воронку водой, держа ее наклонно.  
28. Медленно поднять воронку вверх на 1 м и контролировать прохождение воды.  
29. Как только вода достигнет устья воронки, медленно опустить воронку до уровня колен пациента, слить промывные воды в таз для промывных вод. Примечание: первые промывные воды могут быть собраны в емкость для исследования.  
30. Повторить промывание несколько раз до появления чистых промывных вод, используя все количество воды, собирая промывные воды в таз. Следить, чтобы количество введенной порции жидкости соответствовало количеству выделенных промывных вод.  
Окончание процедуры
31. Снять воронку, извлечь зонд, пропуская его через салфетку.  
32. Поместить использованный инструментарий в контейнер с дезинфицирующим раствором. Промывные воды слить в канализацию, предварительно подвергнуть их дезинфекции в случае отравления.  
33. Снять фартуки с себя и пациента и поместить их в емкость для утилизации.  
34. Снять перчатки, поместить их в дезинфицирующий раствор. Вымыть и осушить руки.  
35. Дать пациенту возможность прополоскать рот и сопроводить (доставить) в палату. Тепло укрыть, наблюдать за состоянием.  
36. Сделать отметку о выполнении процедуры.  
  ВСЕГО:  


Подпись преподавателя _________________

Оценка_________________

43 - 39 –– «5»

38 - 34–– «4»

33 - 29–– «3»

Менее 29 баллов – «2»

Сифонная клизма

Студент(ка)_________________________________________Группа____________________

Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
Оснащение
1. Стерильная система из 2-х толстых желудочных зондов соединённых прозрачной трубкой.  
2. Стерильная воронка 0,5 – 1 литр.  
3. Перчатки.  
4. Контейнеры с дезинфицирующими растворами.  
5. Емкость для взятия промывных вод на исследование.  
6. Ёмкость (ведро) с водой 10 -12 литров (Т – 20 – 25*С).  
7. Ёмкость (таз или ведро) для слива промывных вод на 10 – 12 литров.  
8. Два непромокаемых фартука.  
9. Впитывающая пеленка.  
10. Кружка или кувшин на 0,5 – 1 литр.  
11. Вазелин.  
12. Шпа­тель.  
13. Салфетки, туалетная бумага.  
14. Контейнеры для дезинфекции.  
Подготовка к процедуре
15. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры. Получить согласие на проведение манипуляции.  
16. Подготовить оснащение.  
17. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки, фартук  
18. Постелить на кушетку впитывающую пеленку, углом вниз.  
19. Помочь пациенту лечь на левый бок. Ноги пациента должны быть согнуты в коленях и слегка приведены к животу.  
Выполнение процедуры
20. Извлечь систему из упаковки. Смазать слепой конец зонда вазелином.  
21. Раздвинуть ягодицы I и II пальцами левой руки, правой ру­кой вводить закругленный конец зонда в кишечник и продви­гать его на глубину 30-40 см: первые 3-4 см - по направлению к пупку, далее - параллельно позвоночнику.  
22. Присоединить к свободному концу зонда воронку. Держать воронку слегка наклонно, на уровне ягодиц пациента. Налить в нее из кувшина по боковой стенке 1 л воды.  
23. Предложить пациенту глубоко дышать. Поднимать ворон­ку на высоту 1 м. Как только вода достигнет устья воронки, опустить ее над тазом для промывных вод ниже уровня ягодиц пациента, не выливая из нее воду до тех пор, пока воронка не будет заполнена полно­стью.  
24. Слить воду в емкость для промывных вод. Примечание: первые промывные воды могут быть собраны в емкость для исследования.  
25. Заполнить воронку следующей порцией и поднять вверх на высоту 1 м. Как только уровень воды достигнет устья воронки, опустить ее вниз. Подождать, пока она наполнится промывными водами и слить их в таз. Повторить процедуру многократно до чистых промывных вод, используя все 10 л воды.  
26. Отсоединить воронку от зонда по окончании процедуры, оставить зонд в кишечнике на 10 минут, опустив его конец в таз.  
27. Вывести зонд из кишечника медленными поступательными движениями, пропуская его через салфетку.  
28. Погрузить зонд и воронку в емкость с дезинфицирующим средством.  
29. Вытереть туалетной бумагой кожу в области анального от­верстия (у женщин в направлении от гениталий) или подмыть пациента в случае беспомощности.  
Окончание процедуры
30. Спросить пациента о самочувствии. Удостовериться, что он чувствует себя нормально.  
31. Обеспечить безопасную транспортировку в палату.  
32. Вылить промывные воды в канализацию, при наличии по­казаний провести предварительную дезинфекцию.  
33. Провести дезинфекцию использованного инструментария с последующей утилизацией одноразового.  
34. Снять фартуки, перчатки. Вымыть и осушить руки.  
35. Сделать отметку в медицинской карте пациента о проведенной процедуре и о реакции на неё.  
  ВСЕГО:  


Подпись преподавателя _________________

Оценка_________________

41 - 37 –– «5»

36 – 32 –– «4»

31 - 27 –– «3»

Менее 27 баллов – «2»

Гипертоническая клизма (манипуляция проводится в клизменной)

Студент(ка)____________________________________Группа___________________

Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
Оснащение
1. Грушевидный баллон или шприц Жанэ.  
2. Стерильная газоотводная трубка.  
3. Шпатель.  
4. Вазелин.  
5. 10% раствор натрия хлорида или 25% сульфата магния, 50-100 мл  
6. Перчатки.  
7. Туалетная бумага.  
8. Впитывающая пелёнка.  
9. Лоток.  
10. Ёмкость с водой Т – 600С для подогрева гипертонического раствора.  
11. Термометр (водный).  
12. Мерный стакан.  
13. Емкость с дезинфектантом  
14. Контейнеры для дезинфекции.  
Подготовка к процедуре
14. Сообщить пациенту необходимую информацию о процедуре и получить его согласие на процедуру.  
15. Перед постановкой гипертонической клизмы предупредить, что при проведении манипуляции по ходу кишечника возможны боли.  
16. Подготовить оснащение.  
17. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки.  
18. Подогреть гипертонический раствор до 380С на водяной бане, проверить температуру лекарственного средства.  
19. Набрать в грушевидный баллон или в шприц Жанэ гипертонический раствор.  
Выполнение процедуры
20. Помочь пациенту лечь на левый бок. Постелить впитывающую пеленку. Ноги пациента должны быть согнуты в коленях и слегка приведены к животу.  
21. Смазать газоотводную трубку вазелином и ввести ее в прямую кишку на 15-20 см.  
22. Спустить воздух из грушевидного баллона или шприца Жанэ, присоединить к газоотводной трубке грушевидный баллон или шприц Жанэ и медленно ввести лекарственное средство.  
23. Не разжимая грушевидного баллона отсоединить его или шприц Жанэ от газоотводной трубки.  
24. Извлечь газоотводную трубку и поместить её вместе с грушевидным баллоном или шприцом Жанэ в лоток для отработанного материала.  
25. Предупредить пациента, что наступление эффекта гипертонической клизмы наступает через 20-30 минут.  
Окончание процедуры
25. При необходимости помочь пациенту дойти до туалета.  
26. Убрать впитывающую пеленку, поместить в емкость для утилизации. Использованное оборудование поместить в дезинфицирующий раствор.  
27. Снять перчатки и поместить их в дезинфицирующий раствор. Вымыть и осушить руки.  
28. Убедиться, что процедура прошла эффективно.  
29. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента.  
  ВСЕГО:  

Подпись преподавателя _________________

Оценка_________________

35 - 32 –– «5»

31 - 28 –– «4»

27 - 24 –– «3»

Менее 24 баллов – «2»

Обучение пациента подготовке и сбору мокроты для общего исследования

(в стационарных условиях).

Студент(ка)_____________________________________Группа_________________________

Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
Оснащение
1. Чистая емкость для мокроты.  
2. Кипяченая вода.  
3. Направление.  
4. Памятка для пациента.  
Проведение процедуры
5. Объяснить пациенту цель предстоящего исследования и получить его согласие.  
6. Обеспечить пациента лабораторной посудой.  
7. Объяснить пациенту, что собирают отделяемую мокроту только при кашле, а не при отхаркивании.  
8. Объяснить пациенту, что перед сбором мокроты необходимо прополоскать рот кипяченой водой.  
9. Обучить пациента технике сбора мокроты: снять крышку с ёмкости; поднести ко рту ёмкость и откашлять в неё мокроту; закрыть ёмкость крышкой.  
10. Попросить пациента повторить всю информацию.  
11. Дать пациенту памятку.  
12. Объяснить пациенту, где он должен оставить ёмкость с мокротой и кому сообщить об этом.  
13. Проконтролировать действия пациента по сбору мокроты на исследование.  
14. Доставить емкость с материалом в клиническую лабораторию на исследование.  
15. Сделать запись в медицинских документах о проведении процедуры и реакции пациента. Подклеить полученные результаты исследования в медицинскую документацию  
  ВСЕГО:  

Подпись преподавателя _________________

Оценка_________________

20 - 18 –– «5»

17 - 16–– «4»

15 - 14 –– «3»

Менее 14 баллов – «2»

Обучение пациента подготовке и взятию мокроты для бактериологического исследования (в стационарных условиях)

Студент(ка)________________________________________Группа_____________________

Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
Оснащение
1. Стерильная ёмкость для сбора мокроты.  
2. Стакан с тёплой (35 – 360С) кипячёной водой.  
3. Направление на исследование.  
4. Памятка для пациента.  
Выполнение процедуры
5. Уточнить у пациента понимание цели предстоящего исследования и получить его согласие на процедуру  
6. Обучить пациента технике подготовки к исследованию.  
7. Объяснить о необходимости утром почистить зубы, а затем прополоскать теплой кипячёной водой рот.  
8. Обучить технике сбора мокроты для бактериологического исследования: снять крышку со стерильной ёмкости при позыве на кашель; не касаясь её внутренней поверхности губами и откашлять в неё мокроту; закрыть ёмкость крышкой.  
9. Попросить пациента повторить информацию. Обеспечить памяткой.  
10. Объяснить пациенту, куда и кому он должен принести ёмкость с мокротой.  
11. Проконтролировать действия пациента по сбору мокроты на исследование.  
12. Доставить плевательницу с материалом в бактериологическую лабораторию на исследование.  
13. Сделать запись в медицинских документах о проведении процедуры и реакции пациента. Подклеить полученные результаты исследования в документацию.  
  ВСЕГО:  

Подпись преподавателя _________________

Оценка_________________

17 - 16 –– «5»

15 - 14 –– «4»

13 - 12 –– «3»

Менее 12 баллов – «2»

Обучение пациента подготовки и сбору кала для исследования на скрытую кровь (в стационарных условиях)

Студент(ка)__________________________________ Группа_______________________

Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
Оснащение
1. Чистая емкость с крышкой и шпатель или специальная емкость с ложечкой в крышке.  
2. Памятка для пациента.  
3. Перчатки.  
4. Направление на исследование.  
I. Подготовка к процедуре за 3-5 дней до исследования
5. Объяснить пациенту цель предстоящего исследования и получить его согласие. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как ее перенес.  
6. Объяснить пациенту особенности подготовки к процедуре: 1. Соблюдение в течение 3-5 дней перед сбором кала диеты, в которой исключаются мясные и рыбные блюда, а также зеленые овощи, гранаты, яблоки, гречневая каша; нельзя принимать лекарственные препараты, содержащие железо, йод, бром, висмут. 2. При кровотечении из дёсен в течение 3 дней пациент не должен чистить зубы щеткой. Вместо этого полоскать рот 2 % раствором натрия бикарбоната.  
7. Обучить пациента технике сбора материала для исследования: кал собирается в день исследования утром после опорожнения кишечника в судно (без воды).  
8. Попросить пациента повторить всю информацию.  
9. Обеспечить пациента памяткой по подготовке и сбору кала.  
10. Объяснить пациенту, куда и в какое время он должен принести ёмкость с пробой на исследование.  
II. Подготовка к процедуре в день исследования
11. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки  
12. Подготовить необходимое оснащение  
III. Выполнение процедуры
13. Взять шпателем после акта дефекации небольшое количество фекалий из нескольких мест и поместить их в приготовленную емкость. Закрыть емкость крышкой.  
14. Поместить шпатель в емкость для утилизации.  
15. Снять перчатки и поместить в емкость для утилизации. Вымыть и осушить руки.  
16. Обеспечить доставку емкости с направлением в клиническую лабораторию. Примечание: допускается хранение емкости с фекалиями при температуре 3-5 ° С не более 8 часов.  
IV. Окончание процедуры
17. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента. Подклеить полученные результаты исследования в документацию.  
  ВСЕГО:  

Подпись преподавателя _________________

Оценка_________________

23 - 21–– «5»

20 - 18–– «4»

17 - 15–– «3»

Менее 15 баллов – «2»

Обучение пациента подготовке к гастродуоденоскопии

Студент(ка)________________________________________________Группа_____________

Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
Оснащение
1. Полотенце.  
2. Памятка для пациента.  
Направление на исследование.  
Выполнение процедуры
3. Объяснить пациенту цель и ход предстоящего исследования и получить его согласие.  
4. Обучить пациента правилам подготовки к исследованию: последний прием пищи не позднее 21 часа; исследование проводится утром натощак; во время исследования он будет лишен возможности говорить и проглатывать слюну.  
5. Предупредить пациента: о месте и времени проведения исследования; о необходимости снять съемные зубные протезы перед исследованием; о необходимости иметь с собой полотенце или впитывающую салфетку.    
6. Попросить пациента повторить всю информацию.  
7. Дать пациенту памятку.  
8. Проводить пациента в эндоскопический кабинет.  
9. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента. Подклеить полученные результаты исследования в документацию.  
  ВСЕГО:  

Подпись преподавателя _________________

Оценка_________________

13 - 12 –– «5»

11 - 10 –– «4»

9 - 8 – «3»

Менее 8 баллов – «2»

Наши рекомендации