Развитие умения отбирать слова-антонимы
А. Отбор антонимов (с исключением «конфликтных» слов).Материал — пособие «Барашки на мосту» и карточки со словами: нищий, беда, богатый, радость, грубый, ласковый, синий. Ученика просят вставить в прорези «упрямых барашков» антонимы и назвать «лишнее» слово (синий).
Б. Нахождение антонимов в стихотворении.Детям предлагается послушать стихотворение-загадку, найти отгадку и назвать антонимы.
Бывает он в холод.
Бывает и в зной,
Бывает он добрый,
Бывает и злой.
В открытые окна,
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
Н. Найденова
В. Развитие умения заменять антонимы в предложении.Материал — предложения: Наступила холодная снежная зима. Зимой рано смеркается. (Второй класс). Заяц бегает быстро. Весной птицы летят с юга на север. (Третий класс). Дается образец выполнения задания: Пустой колос легок, он стоит прямо. А полный колос тяжел, он к земле гнется. Ученикам предлагается в предложениях найти антонимы и по представленному образцу изменить их.
Г. Развитие умения продолжать начатое предложение с использованием антонимов.Речевой материал — предложения: Летом дни увеличиваются, зимой же они... . Старые липы зимой кажутся уродливыми, но в июле они выглядят .... Школьнику предлагается прочитать и закончить предложения словами-антонимами.
Д. Подбор антонимов к многозначным словам.Речевой материал — словосочетания:
свежий хлеб — ... (черствый хлеб),
свежий ветер — ... (прохладный, чистый ветер),
свежая газета — ... (старая газета),
свежие яблоки — ... (сушеные яблоки),
старый дом — ... (новый дом),
старый человек — ... (молодой человек).
Ученику предлагается прослушать словосочетания и подобрать к ним противоположные по значению. (Например, аналогичные словосочетания приведены в скобках).
Е. Подбор синонимических групп антонимов.Речевой материал — предложения: Степные реки медленные, спокойные, а горные реки... (быстрые, бурные, шумные). Солнце яркое, жгучее, а луна... (бледная, холодная). Саша работает быстро, энергично, а Коля ... (медленно, вяло). Логопед предлагает учащемуся закончить предложения несколькими словами (по аналогии со словами в скобках).
Развитие умения отбирать слова-синонимы
А. Отбор синонимов из ряда слов.Материал - аппликация двух человечков, держащихся за руки и слова: необходимый, грустный, нужный, отвага, печальный, смелость. Ученику предлагается вставить в прорези на груди человечков соответствующие карточки, объяснить свой выбор.
Б. Нахождение — синонимов в стихотворении.Речевой материал — стихотворение:
ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЮ
Деревья зимою.
Деревья зимою
Пронизаны ветром
И стужей самою.
И старые сосны,
И острые ели
Встают как солдаты
Навстречу метели.
В пургу по колени,
Буранами гнутся,
Вершинами машут.
Сдают? Не сдаются!
М. Дудин
Логопед просит послушать стихотворение, определить и назвать синонимы, подобрать синонимы к словам: стужа (холод, мороз), солдат (воин, боец), встают (поднимаются), гнутся (сгибаются, склоняются).
В. Подбор синонимов к отдельным словам.Материал — слова: косой, косолапый, серый, сохатый. Учащемуся предлагается прочитать слова, назвать животных, о которых можно так I сказать (о зайце, медведе, волке, лосе), и объяснить почему.
Г. Группировка слов по смыслу.Материал — слова: громкий, теплый, громогласный, шумный, смешливый, большой, веселый, громовой. Школьнику предлагается задание выбрать две группы близких по смыслу прилагательных и указать «лишние» слова.
Д. Классификация синонимов по возрастающей или убывающей степени одного признака.Материал — картинки с изображениями кита, слона, зубра; воробья, мухи, муравья; карточки со словами: огромный, гигантский, большой, маленький, крошечным, микроскопический. Ученик получает инструкцию рассмотреть картинки и положить под них соответствующие карточки с определениями. После чего логопед убирает картинки и просит составить и назвать «цепочку» слов в соответствии с увеличением или уменьшением размеров персонажей.
Е. Дифференциаций синонимов и антонимов.Материал — фигурки человечка, кошки, собаки; карточки со словами: глупый, умный, разумный, грубый, ласковый, нежный, высокий, маленький, низкий, враг, приятель, друг. Логопед объясняет правила игры «Не ошибись!». Под картинками кошки и собаки предлагается положить карточки со словами-антонимами, так как в жизни эти животные не дружат. Собака привязана к человеку, а кошка — к его дому. Поэтому под изображением человека нужно положить карточку с напечатанным словом, синонимичным лежащему под изображением собаки.