Е. Исследование умения делить слова на слоги с учетом правила переноса.
Речевой материал — слова, напечатанные на карточках: собирать, покрывать, прогремел, наступила.
Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова, напечатанные на карточке, и раздели их на слоги с учетом правил переноса, затем объясни выполнение задания.
Оценка результатов: высокий уровень - задание выполняется быстро и без исправлений; уровень выше среднего — задание выполняется самостоятельно, самопроверка приводит к исправлению допущенных ошибок, темп работы замедленный; средний уровень — нарушение основных правил переноса в половине предложенных слов, самопроверка не ведет к исправлению допущенных ошибок; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в большинстве слов, смешение таких понятий, как «слог» — «буква», «слог» — «звук»; низкий уровень — беспорядочное, неаргументированное деление слов, повторение и уточнение инструкции логопедом не ведет к исправлению ошибок, отказ от выполнения задания.
Ж. Исследование умения делить слова на слоги в предложении.
Речевой материал — предложения: Кошка пьет из миски молоко. (Второй класс). Солнечные лучи лились ослепительным потоком. (Третий класс).
Процедура и инструкция: внимательно прослушай предложение и запиши его, проговаривая вслух по слогам. Педагог фиксирует правильность выполнения работы. Дополнительно предлагается разделить некоторые слова на слоги с помощью вертикальных черточек.
Оценка результатов: высокий уровень четкое и верное проговаривание слов по слогам, темп работы быстрый; уровень выше среднего — выполнение задания вызывает трудности, имеют место отдельные ошибки, уточнение деления отдельных слов на слоги приводит к исправлению ошибок; средний уровень — деление слов на слоги вызывает многочисленные ошибки, выполнение задания в письменном виде их не уменьшает, а в ряде случаев увеличивает, самопроверка ошибок не выявляет; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в большинстве слов, интенсивная помощь логопеда помогает довести работу до конца; низкий уровень — с заданием не справляется, отказ от выполнения задания.
3. Фонематический анализ, синтез, представления
А. Выделение звука на фоне слова.
Речевой материал — слова: окно, крыша, дом, кора, шарфик, телевизор, робот, львенок; карточки-сигналы.
Процедура и инструкция. Логопед просит учащегося поднять карточку-сигнал, если тот услышит условленный звук.
Оценка результатов: высокий уровень — быстрое и безошибочное выполнение задания; уровень выше среднего - единичные ошибки, которые исправляются, если на них указывает педагог; средний уровень — наличие ошибок в наиболее сложных по звукослоговой структуре словах, активная помощь логопеда; уровень ниже среднего — стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником; низкий уровень - неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.
Б. Определение первого и последнего звуков в словах.
Речевой материал - слова: пар, крыса, пригорок, принесло, белила, красивый.
Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова и назови первый и последний звуки в произнесенном слове.
Оценка результатов: см. п. З.А.
В. Определение количества звуков в словах.
Речевой материал — слова: рак, шуба, крыша, степи, журавли, паркет, снеговик.
Процедура и инструкция: внимательно прослушай слово и определи, сколько в нем звуков.
Оценка результатов: см. п. З.А.
Г. Определение места звука по отношению к другим звукам слова.
Речевой материал — слова: кошка, каток, точка, завтрак, подснежник.
Процедура и инструкция. Перед произнесением каждого слова логопед называет определенный звук, затем просит учащегося определить место данного звука в слове. Например: «Какой по счету звук [ш] в слове кошка?» и т.д. Оценка результатов: см. п. З.А.
Д. Отбор картинок, в названии которых есть определенный звук.
Материал — набор картинок, на которых изображены сыр, куст, корова, молоток, ложка, лимон, цыпленок, сито, халат, носки, кольцо, крыша, карандаш и т.д.
Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки, а затем отбери те, в названии которых есть звуки [с], [р], [л] и т.д.
Оценка результатов: высокий уровень — выполнение задания не вызывает затруднений; уровень выше среднего — правильное выполнение задания с активной помощью логопеда в виде наводящих вопросов, самостоятельное исправление ошибок после уточнения задания; средний уровень — неправильный подбор слов, состоящих из шести и более звуков; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в большинстве названных слов; низкий уровень - правильные ответы единичны, подобранные слова элементарны по звуковой структуре и входят в обиходный словарь ученика.
Е. Придумывание слов, состоящих из определенного количества звуков (исследование фонематических представлений).
Материал — карточки с цифрами 3,4,5,6,7 и схемы слов с обозначением количества звуков:
Процедура и инструкция: придумать слово, состоящее из того количества звуков, которое указано на карточке или схеме.
Оценка результатов: высокий уровень — безошибочное и быстрое выполнение задания; уровень выше среднего - единичные ошибки исправляются самостоятельно или после подсказки логопеда; средний уровень — половина предъявленных слов не соответствует содержанию задания; уровень ниже среднего — придуманные слова в большинстве случаев ошибочны, самопроверка или подсказка педагога не приводят к правильному результату; низкий уровень - придуманные слова не соответствуют карточке с цифрой или схеме, нет аргументации выполнения задания.