Исследование умения распределять слова на группы

Регевой материал — слова: дружба, вру­чает, тарелка, спешит, душистый, слабое, пи­щит, песня, танцевать, лед, другой, муравей­ник, служит, звонкий, река, фруктовый, побывала.

Процедура и инструкция. Учащемуся вру­чаются карточки, на которых написаны три слова: одно в начале, другое в середине, третье в конце строки: машина бежит голубой

Нужно записать слова из карточек в три колонки (принцип записи слов не объясняется).

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и са­мостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего -единичные ошибки обнаруживаются и исправляются учеником в ходе самопроверки или после замечания педагога; средний

118

уровень — значительные трудности при распределении данных слов, однако помощь логопеда в виде наводящих вопросов по­зволяет выполнить задание; уровень ниже среднего — задание выполняется благодаря интенсивной помощи, замедленный темп работы; низкий уровень — ошибки при распределении всех слов, помощь неэффективна.

4.2. Исследование умения определять грамматическую категорию слова в предложении

Регевой материал — предложения: В парке гуляли дети. Собака сторожит дом. (Второй класс); На море неожиданно поднялся сильный ветер. По шоссе едет колонна велосипедис­тов. (Третий класс).

Процедура и инструкция: прослушай предложение, запиши его и с помощью грамматических вопросов разбери по членам предложения.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и бе­зошибочное выполнение задания; уровень выше среднего — пра­вильный разбор предложения по членам, единичные ошибки при определении грамматической категории второстепенных членов предложения, которые исправляются при самопроверке или пос­ле замечания педагога; средний уровень — выделение главных членов предложения не вызывает затруднений, многочисленные ошибки в выделении второстепенных членов предложения и при установлении грамматических связей между словами, помощь логопеда значительна; уровень ниже среднего — стойкие ошиб­ки при выделении и систематизации второстепенных членов предложения, неумение ставить к ним грамматические вопро­сы, задание выполняется до конца благодаря инструкциям лого­педа; низкий уровень — правильное определение лишь одного из главных членов предложения, помощь неэффективна.

119

Исследование умения распределять слова на группы - student2.ru

5. Грамматический строй речи

5.1. Исследование словоизменения

5.1.1. Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе

Материал — картинки, изображающие один и несколько предметов: шар — шары, дом — дома, стул — стулья, яблоко — яблоки, маска — маски, шишка — шишки, дупло — дупла, стог — стога, крыша — крыши.

Процедура и инструкции: внимательно рас­смотреть картинки и назвать то, что изображе­но на одной из них, а затем на другой. (Перед учеником поочередно раскладывают пары картинок, которые он затем называет).

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и само­стоятельное выполнение задания; уровень выше среднего — само­стоятельное (или после указания логопеда) исправление отдельных ошибок; средний уровень — многочисленные ошибки в словоиз­менении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных слово­форм, то есть в оперировании морфологическими нормами языка; уровень ниже среднего — в большинстве случаев нарушение усвое­ния морфологических норм языка, помощь логопеда ведет к вы­полнению задания; низкий уровень — правильные ответы лишь в отдельных случаях или отказ от выполнения задания.

5.1.2. Умение употреблять предложно-падежные конструкции

Материал — картинки с изображением двух предметов в различных пространственных соотношениях: мяча и стола (мяч на столе, мяч под столом, мяч перед столом, мяч в столе).

Процедура и инструкция. Логопед говорит: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением стола и мяча. Внимательно рас­смотри каждую и назови, где находится мяч по отношению к сто-

120

лу, например: "Мяч на столе"». Затем он кладет перед учеником картинку. В случае затруднения ребенку предлагается несколько вариантов ответа, из которых он должен выбрать правильный.

Оценка результатов: высокий уровень — отсутствие затрудне­ний при составлении предложно-падежных конструкций; уровень выше среднего — исправление отдельных ошибок после замечаний логопеда или в ходе самопроверки; средний уровень — затрудне­ния в построении сложных предложно-падежных конструкций, помощь логопеда позволяет выполнить задание до конца; уровень ниже среднего — стойкие ошибки как при составлении предложе­ний, так и при употреблении понятий с пространственным значе­нием, значительная помощь логопеда; низкий уровень — отдель­ные правильные ответы, помощь неэффективна.



Наши рекомендации