А. Исследование умения делить только что произнесенные экспериментатором слова на слоги.
Речевой материал — слова: мошка, кнопка, картофель, столяр, пригревает (второй класс); стенка, фиалка, котельная, квадрат, электричество (третий класс).
Процедура и инструкция: внимательно прослушать последовательно названные слова и отхлопать в ладоши количество слогов в каждом слове.
Оценка результатов: высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего — для определения количества слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнение задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно, темп работы — замедленный; средний уровень — ошибки отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука; уровень ниже среднего — стойкие ошибки, правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью логопеда; низкий уровень — задание не выполнено, помощь неэффективна.
Б. Исследование умения определять количество слогов в словах при повторении их учеником.
Речевой материал - слова: лист, компот, вермишель, сороконожка (второй класс); тумба, сковорода, примчался, велосипедист (третий класс); карточки с цифрами.
Процедура и инструкция. Педагог говорит: «Сейчас я буду называть слово, повтори по слогам и назови, сколько в этом слове слогов».
Оценка результатов: см. п. 2.А.
В. Исследование умения определять количество слогов в названных логопедом словах без повторения их учеником.
Речевой материал — слова: дать, правило, жаворонок, красивее.
Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова и скажи, сколько слогов в каждом из них.
Оценка результатов: см. п. 2.А.
Г. Анализ слоговой структуры слова на основе представлений.
Определение количества слогов в названиях предметов, изображенных на картинках.
Материал — картинки со следующими изображениями: мяч, лодка, парашют, самосвал; карточки с цифрами.
Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и определи, сколько слогов в названиях предметов, изображенных на этих картинках (предметы вслух не называются, задание выполняется посредством выкладывания определенной цифры).
Оценка результатов: высокий уровень — задание выполняется быстро и безошибочно; уровень выше среднего - картинки долго рассматриваются, цифры кладутся неуверенно, самопроверка помогает найти ошибки; средний уровень - для определения количества слогов требуется произнесение названия предмета, изображенного на картинке, самим учеником или логопедом, при этом цифры в половине случаев соответствуют числу слогов; уровень ниже среднего г- отмечаются смешения понятия слога и звука, единичные правильные ответы достигаются при помощи лдгопеда в виде называния предметов и уточнения содержания инструкций; низкий уровень — все задания не выполняются, интенсивная помощь логопеда неэффективна.
2. Определение количества слогов с помощью цифр.
Материал — картинки с изображениями следующих предметов: булка, стол, береза, экскаватор, земляника; карточки с цифрами.
Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки, определи количество слогов в словах и положи под каждую картинку соответствующую цифру.
Оценка результатов: см. п. 2.Г. 1.
Д. Исследование умения делить слова, предъявленные в письменном виде, на слоги.
Речевой материал — слова, напечатанные на карточках: машина, прогулка, пропуск, обруч, пуговица (второй класс); пароход, постучали, разбежался, бетономешалка (третий класс).
Процедура и инструкция: внимательно прочти слова, напечатанные на карточках, а затем раздели их вертикальными черточками на слоги.
Оценка результатов: высокий уровень — деление слов на слоги не вызывает затруднений; уровень выше среднего — выполнение задания сопровождается комментированием, отдельные ошибки исправляются самостоятельно, темп работы замедленный; средний уровень — ошибки допущены почти в половине слов, не все из них исправляются в ходе самопроверки; уровень ниже среднего - медленный темп работы, неправильное деление слов на слоги в большинстве предложенных слов, самопроверка не выявляет ошибок, смешение понятий «слог», «звук», «буква»; низкий уровень — стойкие затруднения не позволяют справиться с заданием, помощь неэффективна, отказ от выполнения задания.