Методы врачебно-педагогической оценки влияния лечебной физической культуры
Методы врачебно-педагогической оценки влияния лечебной физической культуры на организм больного зависят от характера заболевания, средств, форм, методики проведения занятий.
К методам врачебно-педагогической оценки относят наблюдение за общим состоянием больного, деятельностью сердечно-сосудистой, дыхательной систем, функционально-диагностические методы, антропометрические измерения, а также анамнез (опрос).
По данным врачебно-педагогических наблюдений (с исследованием пульса, частоты дыхания и АД), выявляется общая нагрузка на организм больного в занятиях физическими упражнениями. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки, которая при правильном методическом подходе характеризуется постепенным повышением, максимальным подъемом к середине основной части занятий и снижением к концу заключительной части. Характер физиологической кривой зависит от периода занятий, функционального состояния больного, индивидуальной ответной реакции организма на физическую нагрузку.
Для учета эффективности влияния физических упражнений на организм больного могут быть использованы функционально-диагностические методы. Так, в травматологической клинике это антропометрические измерения (окружность конечностей на разных уровнях, динамометрия, гониометрия), электромиография, миотонометрия и др., при заболеваниях сердечно-сосудистой системы — электрокардиография, изучение АД, пульсометрия и др.
Кроме перечисленных методов для учета динамики функционального состояния организма под влиянием средств лечебной физической культуры применяются функциональные пробы, специфические для поражения какой-либо системы (приседания, PWC120-150, нагрузки на велоэргометре, проба Генчи, Ромберга и т. д.).
Полученные при обследовании субъективные и объективные показатели оцениваются на основе сопоставления результатов в начале и в конце периода наблюдения.
Контрольный вопрос. Перечислите наиболее часто применяемые методы контроля в ЛФК.
1.6. Организация лечебной физической культуры в лечебно-профилактических учреждениях
Организация всей работы по лечебной физической культуре возлагается на врача-специалиста и инструктора (методиста) с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечебного учреждения. Врачебно-физкультурные диспансеры района, города, области осуществляют методическое руководство всеми звеньями лечебно-профилактических учреждений, где работают специалисты по лечебной физической культуре.
В обязанности врача-специалиста по лечебной физической культуре входит: проведение осмотров больных, назначенных на занятия, до, после, а иногда и во время лечения; определение методики занятий (форм, средств, дозировки физических упражнений); руководство работой инструкторов (методистов); консультации врачей других специальностей по вопросам лечебной физической культуры, организация и проведение санитарно-просветительской работы среди больных и здорового населения. Врач должен присутствовать на занятиях с больными и осуществлять врачебно-педагогический контроль за ними.
В обязанности инструктора (методиста) входит: организация и проведение занятий лечебной гимнастикой (индивидуальных и групповых) в палатах, кабинетах или залах лечебной физической культуры, на спортивных площадках; организация и проведение спортивно-массовых мероприятий с занимающимися, включая группы здоровья.
Врач и инструктор (методист) ведут установленную документацию (форма № 42, записи в истории болезни), проводят антропометрические и другие исследования, анализируя эффективность лечения, составляют комплекс и схемы упражнений лечебной гимнастики.
Схему занятий лечебной гимнастикой разрабатывают применительно к основным группам заболевания (без учета принципа индивидуализации) по следующей форме: 1) части занятия; 2) порядковый номер группы упражнений; 3) исходное положение больного; 4) содержание частей; 5) дозировка (число повторений) упражнений в каждой группе; 6) целевая установка, методические указания.
Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастикой должны соответствовать содержанию схемы, отвечать принципу индивидуального подхода к больному и составляться по указанной форме.
Врач лечебной физической культуры отвечает за обеспечение необходимым оборудованием мест проведения занятий, а инструктор (методист) является материально ответственным лицом.
В больницах и поликлиниках зал для проведения групповых занятий по лечебной физической культуре должен иметь площадь не менее 30—40 м2, комната для индивидуальных занятий — 20 м2. Кроме того, обязательны кабинет врача, душевая, раздевальня, кладовая. Для занятий на воздухе оборудуются спортивные площадки.
В отделениях реабилитации, санаториях и на курортах зал должен быть площадью около 60 м2. Желательно иметь также мастерские по трудотерапии, маршруты терренкура, плавательные бассейны, лыжные и водные станции, катки, пляжи и другие сооружения.
В зале должны быть гимнастическая стенка (несколько пролетов), гимнастические скамейки, тренажеры, наклонные плоскости, кушетки, стол с гладкой поверхностью (для восстановления подвижности в суставах пальцев при травматических и неврологических заболеваниях), блоковые установки, баскетбольные корзины, большое зеркало, игрушки и различные приспособления для восстановления подвижности в суставах пальцев и кисти.
В кабинете (отделении) лечебной физической культуры должны быть измерительные приборы: ростомер, весы, сантиметровая лента, угломеры, динамометры (становой и ручной), тонометры, миотонометры, толстотный циркуль, спирометр и др., а также наглядные пособия по методике занятий при различных заболеваниях и травмах, комплексы упражнений для самостоятельных занятий.
Контрольный вопрос. Охарактеризуйте обязанности врача ЛФК и инструктора ЛФК.