Уроки лечебной физической культуры

(организация, структура, методические принципы)

Занятия лечебной физической культурой относятся к числу испытанных практикой форм борьбы со сколиозом и нарушениями осанки. Основной формой занятий корри­гирующей ЛФК является групповой урок с лечебным со­держанием учебного материала. Особенно значительна роль группового урока как лечебной процедуры при на­чальных сколиозах в раннем периоде их коррекции, когда костно-мышечно-связочный аппарат позвоночника изме­нен незначительно.

Определенная система медицинских назначений, реа­лизуемых в планах уроков ЛФК с применением соответст­вующих методик выполнения физических упражнений, представляет собой медико-педагогический процесс. В этом процессе решаются задачи активной коррекции сколиоза и нарушений осанки. Под активной коррекцией следует понимать применение определенного комплекса средств ЛФК, используемых по медицинским показаниям, допол­няемого лечебно-профилактическими мероприятиями. Сре­ди всех лечебных мер, применяемых при консервативном лечении сколиоза и коррекции нарушений осанки, на­иболее активно действующим началом являются физичес­кие упражнения.

Во внеурочное время лечебное последействие уроков ЛФК должно дополняться использованием средств пассив­ной коррекции сколиоза. К ним относятся: разгрузка позвоночника, ношение корсетов, применение корриги­рующих кроваток, корригирующих поз и укладок, вытя­жение, валики и т. д. Пассивная коррекция в лечении сколиоза играет вспомогательную роль и дополняет актив­ную, достигаемую средствами ЛФК.

Кроме того, в схеме лечения в санаторных школах-интернатах общеукрепляющее и локальное корриги­рующее воздействие средств ЛФК сочетается с электрости­муляцией (электрогимнастикой) ослабленных мышц ту­ловища, а также с ручным или подводным массажем, методами физиотерапевтического лечения и лечебно-охра­нительными режимами.

В практике ЛФК оправдан и применим групповой урок. Он позволяет охватить лечением большее количество детей и подростков по сравнению с индивидуальными занятиями и заданиями. Занятия в группе создают атмосферу более высокой эмоциональности, нежели при индивидуальном. Это имеет важное значение, поскольку дети и подростки, страдающие прогрессирующими сколиозами, посещают занятия ЛФК годами. При этом уроки корригирующей ЛФК неизбежно связаны с монотонностью выполнения специальных упражнений длительное время, по назначе­нию врача ЛФК.

Структура урока состоит из трех частей: вводной (под­готовительной), основной и заключительной. В каждой из них может применяться широкий круг целенаправлен­ных упражнений, обладающих разными механизмами кор­ригирующего воздействия.

Схема структуры урока

Вводная часть. Эта часть урока содержит упражнения, подготавливающие организм к физическим нагрузкам, предстоящим в основной части. Основная цель — создание наилучших физиологических условий для функций организма при тренировке в основной части урока. Главная задача — обеспечить постепенную подготовку организма путем усиления, главным образом, функции сердечно-со­судистой, дыхательной систем и нервно-мышечного аппа­рата к предстоящей мышечной работе.

Во вводной части используется группа упражнений, способствующих лучшей организации и дисциплине урока, а также мобилизации внимания занимающихся. В этой части развиваются более свободные движения, устраняется скованность, воспитываются осанка и дыхание. В ней достигается быстрое растормаживание центральной нервной системы. Путем исполнения упражнений в сочетанных движениях рук, ног и туловища они могут комбиниро­ваться с упражнениями в статическом и динамическом дыхании.

Перед уроком измеряется исходная частота пульса. Сообщаются теоретические сведения, цредусмотренные в плане урока по тематике, указанной в программе.

Основная часть. В ней решаются главные лечебные задачи активной коррекции сколиоза и нарушений осанки. Для этого применяются различные виды общеукрепляю­щих симметричных упражнений, а также используются специальные асимметричные корригирующие и деторсионные движения. С помощью таких видов упражнений прово­дится тренировка различных ослабленных мышечных групп и укрепление организма в целом. Кроме того, ведет­ся избирательная, локальная коррекция признаков и дефектов сколиоза и нарушений осанки, а также дефор­мации грудной клетки специальными упражнениями.

В процессе коррекции в основной части урока главное внимание обращается на степень тяжести сколиоза, его этиологию, локализацию дуг искривления позвоночника и торсию, а также правостороннюю или левостороннюю направленность дуг искривления и их фиксированность. Проводится избирательная тренировка определенных патологически измененных групп мышц с целью их восста­новления и укрепления. Для коррекции грудной клетки и восстановления нарушенных механизмов внешнего дыхания в этой части урока используются все виды сим­метричных, асимметричных, статических и динамических дыхательных движений общего и специального характера. В комплекс вводятся упражнения, развивающие равнове­сие с элементами балансирования, воспитывающие пра­вильную осанку, дыхание, расслабление мышц.

В основной части урока постоянно применяются все виды упражнений, активно вытягивающих позвоночник волевым напряжением мышц. По показаниям проводятся самокоррекция и самовытяжение у зеркала. Используются дозированные отягощения и сопротивления в парных уп­ражнениях, развивающих силовую выносливость мышц. Проводится коррекция патологических кривизн усилен­ных или сглаженных изгибов позвоночника.

В середине этой части урока выполняются упражнения со снарядами и на снарядах. Проводится асимметричная тренировка подвздошно-поясничной мышцы по специаль­ным медицинским показаниям и методике, специальными упражнениями устраняется ее контрактура. Во второй половине основной части урока могут вводиться игровые упражнения.

Заключительная часть. Основной целью заключитель­ной части урока является закрепление последействия лечебного эффекта, полученного в основной части урока, а также снижение физической нагрузки и тонуса организ­ма путем нормализации его вегетативных функций. В эту часть урока включаются несложные в координационном отношении упражнения с малой нагрузкой. Используются так называемые "отвлекающие" упражнения. Например, медленная спокойная ходьба с ритмичным углубленным статическим или динамическим дыханием. Вводятся не­сложные упражнения для расслабления мышц и движения с необычной координацией, а также упражнения, мобили­зующие вторую сигнальную систему и этим самым повы­шающие тормозные процессы в центральной нервной сис­теме и снижающие эмоциональность.

В заключительной части не проводятся специальные асимметричные корригирующие и деторсионные упраж­нения. Симметричные общеукрепляющие упражнения выполняются исключительно спокойно, пластично, с эле­ментами расслабления. Для снижения полученной в основ­ной части урока нагрузки также используются дыхатель­ные упражнения статического или динамического характера.

Урок ЛФК может заканчиваться ходьбой, проверкой осанки у зеркала. После нагрузки на уроке определяется частота пульса для сравнения ее с исходными цифрами.

Вводная часть урока обычно занимает 5—7 минут, за­ключительная — 3—5 минут. Остальное время исполь­зуется для основной части урока.

На групповом уроке корригирующей ЛФК наиболее целесообразно применение поточного метода тренировки и менее — интервального. Для каждого подобранного в комплекс упражнения определяется средняя доза. Она вы­ражается числом повторений или длительностью выполне­ния упражнения в минутах. Дозировка нагрузки, полученная по частям урока, контролируется физиологической кривой.

Индивидуальная дозировка нагрузки изменяется пос­ледовательно в течение годового курса лечения при пере­ходе от подготовительного периода к основному и заклю­чительному. После адаптации организма ребенка к физи­ческим нагрузкам в подготовительном периоде лечения нагрузка в основном периоде постепенно возрастает и достигает своего максимума. Затем в конце заключитель­ного периода она постепенно снижается для перехода к самостоятельным занятиям лечебной гимнастикой дома в период каникул.

Общая нагрузка, получаемая при выполнении комп­лекса упражнений на уроке, должна равномерно и последо­вательно распределяться на все основные мышечные груп­пы тела с акцентом на укрепление мышц спины и живота. В начале урока даются упражнения для мелких и средних мышечных групп, а затем осуществляется переход к трени­ровке средних и крупных. При дозировании упражнений соблюдается физиологический принцип рассеянной нагруз­ки, который в процессе урока предусматривает выполнение в определенной последовательности упражнений, охваты­вающих различные мышечные группы. Например, трени­ровка мышц плечевого пояса верхних конечностей чере­дуется с тренировкой мышц тазового пояса нижних конеч­ностей, а мышц спины — с мышцами живота и т. д. Вели­чина и число мышечных групп, участвующих в упражне­ниях, увеличивают или уменьшают физическую нагрузку: чем меньше мышечных групп участвует в упражнении, тем меньше нагрузка, и наоборот. Это дает возможность соблюдать принцип постепенности в увеличении физиче­ской нагрузки.

Начинать занятия следует с вовлечения в сокращение вначале небольших мышечных групп, а затем более круп­ных. Амплитуда движений влияет на величину нагрузки прямо пропорционально: чем она больше, тем и нагрузка больше, и наоборот. Исходные положения не только имеют значение для правильного выполнения физических упраж­нений, но и позволяют упростить или усложнить их. В зависимости от исходного положения может увеличиваться или уменьшаться физическая нагрузка.

Для дозирования нагрузки необходимо выбирать соот­ветствующий темп выполнения упражнений: медленный, средний или быстрый. При этом следует учитывать степень тяжести сколиоза и количество упражняющихся мышеч­ных групп. Ритм облегчает выполнение упражнений, по­скольку ритмичные сокращения и расслабления мышц ускоряют выработку автоматизма движений, улучшают крово- и лимфообращение. Точность выполнения заданных упражнений вначале вызывает увеличение нагрузки, но затем по мере выработки автоматизма движений наступает ее уменьшение.

При дозировании нагрузки следует учитывать слож­ность упражнений, особенно когда они одновременно охва­тывают большое число мышечных групп. Тогда для коор­динации их деятельности требуется большое напряжение воли и внимания, что создает большую нагрузку и вызы­вает утомление. Начинать надо с простых упражнений и в зависимости от общей тренированности переходить к более сложным.

Для выработки двигательных навыков целесообразно использовать упражнения на координацию движений, балансирование, равновесие и др. Упражнения на расслаб­ление мышц и статические дыхательные упражнения при­меняются как средства, снижающие нагрузку. У ослаблен­ных больных они должны чередоваться с нагрузочными упражнениями. Чем больше дыхательных упражнений в процедуре ЛФК, тем меньше нагрузка. Их соотношение с общеукрепляющими может быть при сколиозе 1:3; 1:4; 1:5.

Положительные эмоции облегчают физические нагруз­ки, а скучные занятия вызывают быстрое утомление, сни­жают интерес к занятию. Использование предметов и сна­рядов, как правило, усложняет упражнение и тем самым увеличивает нагрузку, но иногда их применение может уменьшить усилие за счет снижения напряжения отдель­ных мышечных групп.

Следует иметь в виду, что лечебный эффект может быть получен при занятиях физическими упражнениями, если их интенсивность соответствует определенному уровню физической нагрузки. Интенсивность занятий лечебной гимнастикой от пороговой величины должна составлять от 20 до 30 или 40 % в зависимости от состояния здоровья и возрастных функциональных возможностей организма.

Приступая к проведению урока, инструктор ЛФК дол­жен знать развернутый диагноз сколиоза или нарушения осанки у детей, а также иметь представление о локали­зации признаков и дефектов у каждого занимающегося в группе. Кроме того, ему необходимо знать, какими методи­ками и видами упражнений они будут корригироваться в процессе урока.

Понятие признаков и дефектов сколиоза и нарушения осанки должно совпадать с клинико-рентгенологическими данными, установленными врачом ЛФК при специальном обследовании больного ребенка. К числу таких наиболее часто встречающихся понятий относятся: степень тяжести сколиоза, локализация основных и компенсаторных дуг искривления позвоночника, левосторонняя и правосторон­няя их направленность, близость расположения вершин дуг искривления, наличие клинически и рентгенологи­чески выявленных признаков торсии позвоночника, их локализация и выраженность. В качестве признаков и дефектов рассматриваются участки костной дисплазии и аномалии развития позвоночника и грудной клетки при врожденных сколиозах, а также признаки статического сколиоза с перекосом таза и др.

При назначении упражнений врач и инструктор ЛФК обязательно учитывают степень фиксированности изгибов или кривизн позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях (кифозы, лордозы и другие асимметрии поло­жения частей тела).

Планируя содержание урока, инструктор и врач ЛФК исходят из характера перечисленных признаков и дефек­тов. При сочетании искривления позвоночника с плоско­стопием или другими деформациями опорно-двигательного аппарата несколиотической этиологии, а также с заболева­ниями внутренних и других органов физическую нагрузку и методики активной коррекции сколиоза регулируют под­бором соответствующих упражнений. Инструктор обязан знать методики выполнения различных видов упражнений детьми с компенсированными и декомпенсированными формами сколиоза, знать детей, которым необходимы спе­циальные корригирующие и асимметричные упражнения, иметь в виду особенный выбор методик коррекции ста­бильно текущих, медленно и быстро прогрессирующих ско­лиозов.

В сформированный в процессе специального обследо­вания больного план лечения врач и инструктор ЛФК в виде рекомендаций вносят дифференцированные методики применения соответствующих упражнений для коррекции перечисленных признаков и дефектов с учетом форм тече­ния сколиоза. Чтобы убедиться в правильности выбора методик, врач и инструктор ЛФК непосредственно на больном визуально проверяют корригирующее воздействие каждого упражнения. При этом наблюдают, не усиливает ли данное упражнение характер признаков и дефектов сколиоза. В частности, не увеличивает ли оно торсию позвоночника (реберное выбухание, мышечный валик и др.). Отмечают, в какой степени под влиянием упражнений выравниваются нефиксированные или полуфиксированные кривизны позвоночника, как изменяется перекос таза, а также асимметрия частей тела в области плечевого или тазового поясов в момент выполнения упражнения. При апробации данного упражнения на больном следят, не вызывает ли оно усиления поясничного лордоза или же грудного лордосколиоза, образующегося при инверсии грудной дуги искривления позвоночника. При этом врач и инструктор ЛФК уточняют форму уравновешенности дуг искривления позвоночника: уравновешенная или не­уравновешенная, компенсированная или декомпенсированная. В соответствии с формой сколиоза выбирают методики применения соответствующих видов корриги­рующих упражнений, чтобы механизм их воздействия отвечал клинической форме дефекта.

Для того чтобы правильно подобрать методику приме­нения упражнений, важно уточнить локализацию основ­ных дуг искривления позвоночника и наличие выше или ниже их компенсаторных противоискривлений. С этой целью необходимо провести ряд клинических исследова­ний, уточнить отклонение линии отвеса, проанализировать рентгенограммы позвоночника с определением индекса его стабильности, потягиванием ребенка за голову, уточнить фиксированность дуг непосредственно на больном, ви­зуально определить их локализацию. В методике коррек­ции компенсированных уравновешенных сколиозов не­обходимо избегать назначения упражнений, которые могут увеличить компенсаторные противоискривления и способствовать декомпенсации сколиоза. В случаях компенси­рованных сколиозов с наличием только основной нефикси­рованной дуги без противоискривлений специальные кор­ригирующие упражнения лучше не применять и исклю­чать те симметричные упражнения, которые могут увели­чить подвижность основной дуги и таким образом снизить стабильность (устойчивость) позвоночника. В таких слу­чаях необходимо избегать упражнений, образующих противоискривления при неправильных исходных положе­ниях, когда выполняются симметричные упражнения. Следует помнить, что появление противоискривлений там, где их раньше не было при компенсированных сколиозах, указывает на переход от стабильного течения заболевания к медленно или быстро прогрессирующей форме. И, наоборот, некоторые быстро прогрессирующие сколиозы характеризуются декомпенсацией в результате задержки образования самим организмом компенсаторных проти­воискривлений, когда наблюдается запаздывание их фор­мирования. В таких случаях полезно вызвать их образо­вание с помощью соответствующих упражнений и ускорить переход от декомпенсированной формы к компенсиро­ванной.

В случаях когда клинико-рентгенологическая картина свидетельствует о декомпенсированной форме сколиоза с двумя или тремя дугами искривления позвоночника, кор­рекция основных дуг должна быть направлена на противо­действие их дальнейшему увеличению путем подбора и применения соответствующих видов упражнений с учетом механизма их лечебного воздействия. Однако при этом необходимо также учитывать форму течения сколиоза: медленно прогрессирующая или быстро прогрессирующая. Для коррекции декомпенсированного быстро прогресси­рующего сколиоза рекомендуется применение преимущест­венно общеукрепляющих симметричных упражнений лежа, с разгрузкой позвоночника. Интенсивному укреплению мышц туловища способствуют упражнения с отягощением и сопротивлением симметричного типа, повышающие силовую выносливость мышечного компонента искривле­ния позвоночника. При этом исключаются все движения, увеличивающие подвижность в дугах искривления и сни­жающие стабильность позвоночника.

При выраженной сколиотической деформации позво­ночника и грудной клетки характерно нарушение парал­лельности расположения линий плечевого и тазового поя­сов и появление связанной с этим асимметрии частей тела. Причиной нарушения такой параллельности является раз­витие торсии позвоночника в одном из его отделов. В ре­зультате скручивания позвоночника плечевой и тазовый пояса отклоняются от фронтальной плоскости. При оценке этих нарушений врач и инструктор ЛФК выбирают такие методики применения упражнений, которые противодейст­вуют скручиванию позвоночника вокруг вертикальной оси (торсии) и этим самым создают условия для восстановле­ния нарушенной параллельности линий плечевого и тазо­вого поясов, которые представляются в виде хорошей осан­ки. Таким образом, решающее значение для коррекции того или иного признака или дефекта сколиоза имеет пра­вильный выбор методик.

Рассмотрим технологию выбора методик коррекции сколиоза и нарушений осанки в процессе предварительного осмотра больного врачом и инструктором ЛФК на примере самокоррекции грудного сколиоза. Прежде чем выбрать методику самокоррекции такого типа сколиоза, врач и инструктор, зная биомеханику грудного сколиоза, анали­зируют локализацию имеющихся нарушений расположе­ния со стороны плечевого пояса, лопаток, грудной клетки и других частей тела. Одновременно с этим устанавливают степень патологических изменений мышц и их локализа­цию. Проанализировав характер имеющихся признаков и дефектов, приходят к выбору наиболее выгодной для их коррекции методики применения упражнений. Зная механизм лечебного действия выбранного вида упражне­ния, включают его в индивидуальный комплекс.

Так, например, стоя у зеркала или сидя, рука на сторо­не выпуклости грудного сколиоза отводится в сторону до уровня плеч и производит в небольшом радиусе круговые движения (без поворота туловища) с незначительным откло­нением назад от фронтальной плоскости. В момент выпол­нения такого одностороннего (асимметричного) движения руки лопатка, которая была отклонена вверх и в сторону выпуклости грудного сколиоза, приближается к позво­ночнику и одновременно давит на реберное выбухание, которое является одним из элементов торсии позвоноч­ника. Вместе с тем в момент такого упражнения сокра­щаются и укрепляются растянутые и ослабленные трапе­циевидные и ромбовидные мышцы.

Приведем второй пример выбора методики применения одного из специальных упражнений для коррекции дефек­та сколиоза на вогнутой стороне грудного искривления позвоночника. Этот дефект выражен в следующем. На вог­нутой стороне грудного сколиоза надплечье и лопатка опу­щены вниз, а последняя приближена к позвоночнику, реберные дуги опущены, а промежутки между ними сбли­жены с наличием контрактуры межреберных дыхательных мышц и тугоподвижностью реберных дуг в реберно-позвоночных суставах. Со стороны вогнутости грудной дуги искривления позвоночника наблюдается западение стенки грудной клетки. При выраженных грудных сколиозах в этой зоне верхняя порция трапециевидной мышцы рас­слаблена и растянута, средняя порция этой же мышцы и ромбовидные укорочены и находятся в контрактуре. С учетом такой картины врач и инструктор ЛФК выбирают из группы специальных упражнений те виды, которые могут наиболее полно воздействовать на выявленные при­знаки и дефекты, например упражнения для самокор­рекции.

Стоя у зеркала, рука на стороне вогнутости грудного сколиоза отводится вверх и несколько вперед. В таком положении рукой производятся круговые движения в небольшом радиусе. В момент выполнения подобных упражнений происходит выравнивание грудной нефикси­рованной дуги искривления позвоночника и одновременно с этим поднимаются вверх опущенные надплечье и лопат­ка. При этом сокращаются и укрепляются верхняя порция трапециевидной мышцы и ромбовидная. Вместе с тем в момент выполнения упражнения расслабляются и растяги­ваются средняя порция трапециевидной и других мышц, находящихся в контрактуре и прижимающих опущенную вниз лопатку в области западения грудной клетки. Такова в общих чертах техника выбора методик применения необ­ходимых видов упражнений для восстановления мышц и коррекции дефектов при сколиозе.

В случаях поясничных искривлений позвоночника вы­бор соответствующих видов упражнений будет иным, по­скольку и характер признаков и дефектов, и их локали­зация при поясничном искривлении будут другими. В частности, в этом случае на стороне выпуклости пояснич­ного сколиоза таз может быть расположен в косом направ­лении (перекос таза). При этом на стороне выпуклости в зависимости от вовлечения в деформацию крестцового отде­ла позвоночника будет выражена степень наклона таза. На противоположной стороне поясничного сколиоза, в области вогнутости, крыло подвздошной кости таза может быть приближено к нижнему ребру грудной клетки. В результате этого имеют место сближение точек прикреп­ления подвздошно-реберной и квадратной мышц спины. Они могут находиться в контрактуре. В зоне вогнутости поясничной дуги искривления в результате торсии обра­зуется западение. А на выпуклой стороне поясничного искривления имеет место в той или иной мере выраженный "мышечный валик" как признак торсии.

При такой картине сколиоза противодействие торсии позвоночника в его поясничном отделе, а также увели­чению дуги искривления, переносу таза и отклонению корпуса в сторону может быть осуществлено группой упражнений. Выбор отдельных из них зависит от каждого из указанных признаков и дефектов, локализованных в зоне поясничного искривления позвоночника. При такой картине сколиоза главную восстановительную и корриги­рующую роль играет группа специальных упражнений, основанных на косой установке линии тазового пояса при выполнении движений нижними конечностями. Такая группа упражнений в качестве учебного материала приве­дена в соответствующем разделе программы.

Так, например, при самокоррекции поясничного ско­лиоза в положении стоя у зеркала нога со стороны выпук­лости отводится в сторону или в том же исходном положе­нии волевым напряжением соответствующих мышц опу­щенная половина таза на стороне выпуклости поясничного сколиоза вместе с ногой подтягивается вверх на себя к реберным дугам до выравнивания крыльев подвздошных костей и таза.

Эти упражнения также основаны на косой установке тазового пояса. Вместе с тем упражнения с таким меха­низмом коррекции могут применяться не только стоя у зеркала, но и лежа, стоя на коленях, на четвереньках, в ходьбе по рейке гимнастической скамейки и на гимнасти­ческой стенке. Следует заметить, что главным требованием к их использованию является правильный выбор, соот­ветствующий клинической картине сколиоза.

Опыт работы врачей и инструкторов кабинетов ЛФК показывает, что известное количество симметричных кор­ригирующих упражнений, применяемых при консерватив­ном лечении сколиотической болезни, не отвечает той пато­логии, которая развивается в костно-мышечной системе позвоночника и грудной клетке. Нередко при коррекции сколиоза отсутствуют дифференцированные методики использования средств ЛФК. Для более квалифицирован­ного лечения необходимо, чтобы работники ЛФК были достаточно подготовлены и имели возможность сравнивать выявленные в процессе работы клинические признаки сколиоза с дефектами, установленными на рентгенограм­мах позвоночника, и исходя из сравнительного анализа, намечали план лечения больного ребенка.

Нередко при сколиозе I степени и переходе его во II степень наблюдается тотальное отклонение корпуса в сто­рону. В таких случаях линия отвеса смещается в сторону от межъягодичной складки, а индекс стабильности на рентгенограммах позвоночника низкий. Это должно насто­рожить врача ЛФК: появилась грозная предпосылка даль­нейшего прогрессирования сколиоза в связи с наличием признаков декомпенсации как результата торсии позво­ночника и недостаточности мышечного компонента туло­вища. В этих случаях важное значение приобретает своев­ременное применение комплекса средств ЛФК, воздейст­вующих на все признаки и дефекты сколиоза. В частности, используются методики обучения правильному держанию корпуса, выравниванию асимметрии частей тела самокор­рекцией и самовытяжением у зеркала с последующим укреплением мышц туловища и воспитание их силовой выносливости с помощью общеукрепляющих симметрич­ных упражнений.

На каждом уроке необходимо применение активно вытягивающих позвоночник упражнений: по продольной оси, волевым напряжением мышц. Такого типа методики могут быть использованы в различных исходных положе­ниях тела ребенка: стоя, в ходьбе, сидя, лежа, стоя на коленях. Упражнения для активного вытягивания позво­ночника проводятся на уроке вслед за предварительной проработкой различных мышечных групп, применением общеукрепляющих симметричных упражнений или в чере­довании с ними. При нефиксированных и полуфиксирован­ных дугах искривления позвоночника наиболее эффектив­ны вытягивающие упражнения в положении лежа, по­скольку в этом случае снимается статическое напряже­ние мышц туловища и устраняется сцепление позвонков. Это дает возможность волевым импульсом напрягать мышцы туловища и при этом выравнивать дуги искрив­ления позвоночника, а значит, снимать асимметричное давление на зоны роста позвонков со стороны вогнутости сколиоза. В процессе выравнивания нефиксированных дуг искривления растягиваются и укрепляются укороченные и ослабленные мышцы спины со стороны вогнутости дуги искривления и растянутые мышцы — на стороне ее выпук­лости.

Выбор методик коррекции основных дуг искривления позвоночника при сколиозе I, II, а иногда и Ш степени строится дифференцированно. При этом учитываются ло­кализация дуг, их правосторонняя или левосторонняя на­правленность, а также их протяженность и близость рас­положения вершин. Принимается во внимание величина угла искривления позвоночника, а также полная или час­тичная подвижность дуг. Одним из главных способов вы­равнивания основных дуг искривления в момент исполне­ния упражнения является метод косой установки линии плечевого или тазового пояса в зависимости от локализа­ции основных дуг в грудном или поясничном отделах по­звоночника.

При грудопоясничных тотальных, а также нижнегруд­ных локализациях основных дуг искривления позвоноч­ника выравнивание их также может быть достигнуто мето­дом выгибания вершин дуг искривления в противопо­ложную сторону. В частности, с этой целью применяются

упражнения на отклонение туловища в сторону вершины выпуклости дуги искривления из различных исходных положений. Одна из таких методик — отклонение тулови­ща в сторону выпуклости сколиоза в положении лежа на груди с упором ладони руки, согнутой в локте, в вершину дуги искривления позвоночника, локализованную в грудо-поясничном или нижнегрудном его отделах.

При тотальных декомпенсированных сколиозах иногда целесообразно применить методику выработки компенса­торных противоискривлений выше или ниже основной дуги. Формирование таких противоискривлений пресле­дует цель — перевести декомпенсированную форму сколио­за в компенсированную. Для этого чаще всего используется метод косой установки плечевого или тазового пояса в различных исходных положениях.

В случаях грудопоясничных сколиозов следует считать более эффективными методики применения асимметрич­ной тренировки пояснично-подвздошной мышцы на сторо­не вогнутости дуги поясничного искривления по клинико-рентгенологическим показаниям. Методика такой трени­ровки подробно описана в программном разделе (см. гл. 6).

Для обеспечения корригирующего эффекта упражне­ний важное значение имеет правильное, устойчивое исход­ное положение тела ребенка. Поэтому путем исходных положений нужно фиксировать те отделы позвоночника, которые расположены выше или ниже основных дуг иск­ривления, чтобы создать более благоприятные предпо­сылки для корригирующего воздействия применяемого упражнения только локально на зону дуги, не распрост­раняя его на рядом расположенные отделы позвоночника. Несоблюдение таких правил может вызвать образование противоискривлений и, как следствие, привести к неурав­новешенности дуг искривления позвоночника в виде де­компенсации. Этот момент особенно важен при специаль­ной коррекции 8-образного (комбинированного) сколиоза с двумя основными, противоположно направленными вершинами дуг искривления позвоночника в грудном и поясничном отделах. При такой клинико-рентгенологической картине сколиоза, когда вершины дуг искривления расположены близко друг к другу, а протяженность их короткая, коррекция специальными корригирующими и деторсионными упражнениями не показана, так как при этом невозможно дозировать действие корригирующих упражнений, не затрагивая другую, близко расположен­ную дугу противоположного направления. При необходи­мости коррекции или деторсии позвоночника в зоне грудных дуг следует фиксировать тазовый пояс путем под­бора соответствующих исходных положений тела, чтобы создать устойчивость для грудного отдела.

Так, например, устойчивости тела можно достигнуть разведением ног в стороны в положении лежа. А при кор­рекции грудопоясничных и поясничных дуг искривления или деторсии позвоночника в этом отделе необходимо фиксировать плечевой пояс. Например, лежа с отведением рук в стороны или согнуть их в упоре, завести гимнастиче­скую палку за лопатки и т. д.

Назначение специальных корригирующих асимметрич­ных и деторсионных упражнений может быть оправдано при стабильно текущих или медленно прогрессирующих сколиозах. При быстро прогрессирующих деформациях позвоночника применение вышеуказанных упражнений не показано, особенно в периоды бурного роста скелета. Это связано с возможностью увеличения подвижности дуг искривления и снижения таким образом стабильности позвоночника.

Методика активной коррекции при быстро прогресси­рующих формах течения сколиоза имеет свои особенности. Детям с такой формой заболевания показано применение преимущественно общеукрепляющих симметричных упражнений. Подобные виды упражнений большую часть времени на уроке выполняются лежа, с разгрузкой позво­ночника. После овладения техникой выполнения симмет­ричных упражнений и предварительного укрепления мышц туловища вводятся упражнения для интенсивного укрепления их путем развития силы и выносливости к статическим нагрузкам на позвоночник. При тренировке мускулатуры туловища в положении лежа на груди ампли­туда движений корпусом должна быть небольшой. Это необходимо для избежания увеличения подвижности дуг искривления позвоночника в различных его отделах. Заня­тия в положении разгрузки позвонков, дисков и связочного аппарата способствуют направленному их росту по фи­зиологическому пути.

При быстро прогрессирующих сколиозах все виды упражнений, в том числе и активно вытягивающие по­звоночник, исполняются в положении лежа, с разгрузкой позвоночника. В вертикальном положении тела, с нагруз­кой на позвоночник, занятия симметричными специаль­ными упражнениями ограничиваются на уроке небольшим промежутком времени. В этом положении исполняются необходимые для активной коррекции сколиоза упраж­нения. Например, на самокоррекцию и самовытяжение в положении стоя у зеркала, для выравнивания отклонения корпуса в сторону при декомпенсированных сколиозах. В вертикальном положении тела воспитываются равно­весие с элементами балансирования, осанка, дыхание и расслабление мышц. Кроме симметричных упражнений в положении лежа применяются симметричные с асиммет­ричным отягощением и сопротивлением (парные упраж­нения), для избирательного укрепления мышц на стороне выпуклости грудного и поясничного сколиозов. Эти упраж­нения создают условия противодействия увеличению дуг искривления позвоночника за счет укрепления растянутых и ослабленных мышц.

При быстро прогрессирующих грудопоясничных ско­лиозах одним их важных условий их исправления являет­ся асимметричная тренировка подвздошно-поясничной мышцы. Кроме того, необходимо предварительно устра­нить выявленную контрактуру этой мышцы как фактор, способствующий прогрессированию сколиоза. В процессе выполнения симметричных упражнений проводится кор­рекция сагиттальных кривизн позвоночника, которые могут сочетаться со сколиотическими дугами его искривления. Сагиттальные кривизны при их усилении или уплощении должны исправляться специальными упражнениями. При быстро прогрессирующих сколиозах исключается приме­нение специальных асимметричных упражнений, которые увеличивают подвижность дуг искривления позвоночника и снижают его стабильность.

Особого методического подхода требуют те случаи ско­лиоза, когда локализация основной дуги искривления позвоночника во фронтальной плоскости совпадает с уси­ленными или сглаженными патологическими кривизнами или физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости. Такое сочетание ухудшает клиническое течение сколиоза, так как при этом увеличивается откло­нение позвоночника от общего центра тяжести тела по вертикальной оси. Для создания лучших биомеханических условий исправления сколиоза необходимо подбирать соответствующие упражнения, параллельно корригирую­щие сколиоз и сагиттальные кривизны или изгибы поз­воночника. Учебный материал для коррекции сагитталь­ных искривлений п

Наши рекомендации