Конфликт: определение понятия, конструктивный и деструктивный конфликт, сигналы конфликтного поведения.
АНТИКОНФЛИКТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ
МЕДРАБОТНИКА
Конфликты— это осознаваемое противоречие, воспринимаемое человеком как значима для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Есть созидательные, а есть разрушительные конфликты. Нам необходимы конфликты, позволяющие глубже понять друг друга, мобилизовать творческие способности, волю, разум, и противопоказаны те, что мешают нормально трудиться, приводят к эмоциональному стрессу, подрывают физическое и психологическое здоровье человека.
За любым поступком человека кроется стремление реализовать свои цели, желания, потребности, а за конфликтом - столкновениенесовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороне грозит ущемлением интересов другой. Именно столкновение потребностей является истоком конфликта, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характерологические особенности человека:
- пониженная самокритичность;
- предубеждение и зависть;
- эгоизм;
- желание подчинить других себе;
- его настроение, самочувствие;
- интеллект;
- знание или незнание психологии человека, психологии общения
Вероятность конфликта повышается при:
- несовместимости характеров и психологических типов;
- наличии темперамента холерика;
- отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе,
терпимости к другим и доверии к другим;
Нередко причиной конфликта является неправильное поведение участников общения.
В конфликтной ситуации нельзя:
- критически оценивать партнера;
- приписывать ему плохие намерения;
- демонстрировать знаки превосходства;
- обвинять и приписывать ответственность за конфликт только
партнеру;
- игнорировать его интересы;
- видеть все только со своей позиции;
- преувеличивать свои заслуги;
- раздражать, кричать, нападать;
- задевать «болевые» точки партнера;
- обрушивать на партнера множество претензий
Принято различать следующие типы конфликтов. Конфликты могут быть парными, межгрупповыми, скрытыми (внутренними) и открытыми (внешними), случайными и преднамеренными, внутриличностными и межличностными.
Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов:
- стычки;
- столкновения;
- кризисы
Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Примером может служить ситуация, когда ваш пациент после сделанного замечания вновь опоздал на процедуру. Это вызывает у медработника раздражение, однако напоминание сказанного ранее все приводит в соответствующий порядок.
Столкновение. Признаком конфликта является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу. Как столкновение можно оценить ситуацию, в которой вам приходиться неоднократно исправлять ошибки вашей коллеги, а на ваши замечания она не реагирует и воспринимает их постоянно как результат придирчивости.
Кризис- такой уровень конфликта, который угрожает дальнейшему продолжению отношений.
Неумение находить выход из конфликтных ситуаций называется барьером межличностного общения.
В ситуации общения «сестра — пациент» причиной конфликта может быть игнорирование или непонимание потребности пациента в получении поддержки, признании его индивидуальности, уважении.
Барьерами в общении, порождающими конфликты, могут стать настроение, поза, жесты, мимика, интонации, особенности характера, дефекты воспитания, симптомы психических расстройств.
Барьер отвращения и брезгливости может возникнуть в результате неприятных запахов, при проведении интимных манипуляций.
Медицинскому работнику необходимо знать основные механизмы возникновения напряжения, конфликтов, вызывающих состояние фрустрации, повторение или закрепление которой составляют основу психоэмоционального стресса.
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ
Прежде всего - это учет индивидуальных особенностей личности (характера, темперамента и др.) и их изменений во время болезней.
Если у человека доминантный характер: жесткий, напористый, решительный, то ему надо дать возможность выявить свою доминантность, не пресекать его, но спокойно держаться своей точки зрения, и он умерит свой непроизвольный натиск. В противном случае общение может перейти в конфликт.
Недоминантный характер чуток к внешним признакам силы, такой человек уступчив, легко теряется, терпеливо сносит, когда его перебивают. Он нуждается в поощрении, подбадривании.
Встречаются ригидные пациенты, которые не любят, чтобы их перебивали, с ними необходимо максимальное терпение и такт.
Экстраверт расположен к общению, он слушает только себя. В общении с ним не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии.
Интроверт любит одиночество, уходит в себя. С ним полезно держаться учтиво, даже немного суховато, быть готовым к затяжным паузам.
Пациент холерического темперамента, черты которого заостряются во время болезни, может вступить в спор, начать излишне возражать, не согласиться с той или иной процедурой и т.д.
Меланхолик способен отреагировать на болезнь замкнутостью, отрешенностью, подавленным настроением, бессонницей, слезами.
Сангвиник постарается не выносить на обсуждение какие-либо вопросы своей болезни.
Для предупреждения конфликтных ситуаций медсестре, фельдшеру важно учитывать особенности личности, возраст, характер болезни при общении, размещении пациентов в палаты в стационаре, при посещении на дому.
Если эти особенности не будут учтены и медработники сочтут их обидными для себя, оскорбительными, то возможное их эмоциональное поведение будет способствовать возникновению конфликта и дополнительных психотравмирующих моментов.
Самой главной профилактикой конфликтов является создание благоприятного психологического климата. Медицинской сестре важно прогнозировать, анализировать возможные последствия своих слов и поступков.
Правила медицинской этики и деонтологии, знания общей и медицинской психологии, строгий самоконтроль помогут вам найти верной профилактическое средство, чтобы не возник конфликт.
Смысловой барьер в медицинской практике является нередко причиной психического напряжения и ятрогении.