Умение строить конструктивный конфликт

Конструктивный конфликт— это противостояние мнений, суждений, идей, при котором каждый его участник имеет цель аргументированно и спокойно отстоять свою точку зрения, не задевая чувств и не унижая оппонента.

В команде единомышленников каждый имеет право на собственное мнение. Истина рождается в споре, участники которого не стремятся добиться поражения

партнера. В контексте конструктивного конфликта каждый член команды имеет возможность совершенствовать искусство аргументации в защиту своей позиции, проявляя смелость, ответственность и понимание конечного результата. Главное отличие такого конструктивного конфликта — акцент на разностороннее исследо­вание проблемы на фоне отсутствия личных обид.

Высокий уровень коммуникативной компетентности предполагает, что член команды владеет искусством поведения в условиях конструктивного конфликта. Фактически конструктивный конфликт складывается к ходе острой групповой дис­куссии, когда сталкиваются мнения, подходы, идеи, сценарии реализации заду­манного.

Поведение в условиях конструктивного конфликта— это, прежде всего, зна­ние техник и умение ими пользоваться. Именно поэтому многие команды специ­ально проходят тренинг коммуникативной компетентности.

Для того чтобы оценить собственное умение строить конструктивный конфликт, Вам необходимо честно и объективно ответить на следующие вопросы:

— Умеете ли вы внимательно слушать партнера и использовать техники актив­ного слушания («вербализации» ступеней А, Б, В: повторение, перефразирова­ние, интерпретация слов партнера)?

— В какой степени вы владеете техниками снятия напряжения (подчеркивание общности с партнером, вербализация эмоционального состояния, проявление интереса к проблемам партнера и др.)?

— Умеете ли вы подбирать и формулировать аргументы, отражающие вашу позицию?

— Умеете ли грамотно, конструктивно и эффективно строить контраргументацию?

— Умеете ли вы находить общее в своей позиции и суждениях, идеях, предло­жениях своих коллег?

— Владеете ли вы техниками эффективного общения, противостояния манипу­лированию и цивилизованного влияния?

Балл

Критерии

1-2

Вы считаете, что не имеете представления и не владеете техниками конструктивного конфликта

3-4

Вы считаете, что плохо владеете искусством конструктивного конфликта. Вы знаете, но не используете техники активного слушания (вербализации), техники снятия напряжения, тех­ники контраргументации и пр. Вы довольно сумбурно строите собственную систему аргу­ментации, а подбирать контраргументы для вас чрезвычайно сложно. Столкновение мне­ний вы воспринимаете как личную обиду, вас переполняют эмоции, которые мешают конструктивно работать с информацией. Вы считаете, что вам необходимо длительное упражнение в техниках эффективного общения ____________

5-6

Вы считаете, что делаете успехи в овладении техниками конструктивного конфликта. Вы пробуете включать в общение техники активного слушания, снятия напряжения. Готовясь к дискуссии, продумываете систему аргументации собственной позиции с учетом воспри­ятия и ожиданий ваших коллег. Вам еще непросто находить контраргументы, вы не всегда успеваете быстро отреагировать контраргументом на аргументы партнера. Вы считаете, что вам нелегко быстро искать общее в разных позициях. Вы активно тренируете себя, совершенствуете свое владение техниками эффективного общения_____________

Балл

Критерии

7-8

Вы считаете себя довольно успешным в условиях конструктивного конфликта. Вы владеете и успешно применяете техники вербализации, снятия напряжения, аргументации, контр­аргументации, противостояния манипулированию. Вы успешны в искусстве переговоров, умеете убеждать, оказывая цивилизованное влияние. Однако бывает, что вы недовольны собой, считая, что можно было провести дискуссию или переговоры более эффективно

9-10

Вы считаете себя мастером конструктивного конфликта, переговоров, цивилизованного влияния. Вы неизменно техничны и адекватны ситуации. Вас уважают, слушают, соглаша­ются. При этом вы умеете подчеркнуть значимость позиции, предложения, суждения дру­гого, оказать ему эмоциональную и информационную поддержку

Уровень профессионализма

Данная шкала отражает уровень профессиональной компетентности: насколь­ко член команды владеет предметом основной деятельности, умеет ли он грамотно спланировать свою работу и привлечь необходимые для выполнения ресурсы, на­сколько высока его работоспособность.

2.1. Профессиональное знание предмета основной деятельности

В каждой профессии существует негласные эталоны знания предмета. Насколько Вы приближаетесь к этому эталону в знаниях предмета основной деятельности, Вам предстоит оценить по 10-балльной шкале. Прежде чем выставить себе опре­деленный балл, честно и объективно ответьте на следующие вопросы:

— Насколько хорошо вы владеете предметом своей деятельности?

— Все ли профессиональные требования вы выполняете?

— Стремитесь ли вы постоянно пополнять профессиональные знания, повышать свою квалификацию?

— Насколько терпимо вы относитесь к профессиональной конкуренции? Легко ли Вам признать победы, заслуги, удачи коллег?

— Есть ли у вас свой уникальный и продуктивный стиль в профессии?

Балл Уровень Критерии
1-2 Крайне низкий Вы «новичок» в профессии. Вам предстоит немало времени потратить на изу­чение предмета основной деятельности
3-4 Низкий Возможно, вы только делаете первые шаги в профессии и остро ощущаете нехватку знаний
5-6 Средний Быть может, у вас есть большой профессиональный опыт, но вы незнакомы с новейшими разработками и направлениями, поэтому ощущаете себя не­уютно. Или вы работаете в профессии не так давно, но уже имеете успехи и видите перспективу профессионального роста, ощущаете нехватку опреде­ленных знаний
7-8 Высокий Вы хорошо владеете предметом основной деятельности, постоянно стремитесь повышать свою квалификацию, и, вместе с тем, являетесь наставником, кон­сультантом для других. Вы всегда подмечаете успехи своих коллег, стараетесь перенимать и делиться опытом
9-10 Наивыс­ший У вас настолько много знаний и профессиональных идей, что вы постоянно делитесь ими. Возможно, вы ведете активную консалтинговую, преподаватель­скую деятельность, готовите методическую литературу по предмету вашей ос­новной деятельности

2.2. Умение спланировать собственную деятельность

Данный показатель отражает ваши способности к планированию собственной деятельности, умение работать с информацией, необходимой для продуктивной деятельности, умение привлекать для выполнения работы необходимые ресурсы, степень самостоятельности в определении технологии исполнения работы.

Чтобы оценить данное качество по 10-балльной шкале, постарайтесь честно и объективно ответить на следующие вопросы:

— Насколько хорошо вы умеете планировать собственную деятельность и вы­полнять запланированное?

— Вы способны сами определить необходимый состав работ, или вам требует­ся помощь, чтобы ответить на вопрос: «Что мне делать?»

— Умеете ли вы привлекать необходимую для выполнения работы информа­цию, или вам требуется в этом помощь?

— Умеете ли вы привлекать необходимые для выполнения работы ресурсы (ма­териальные, человеческие, информационные)?

— Не отвлекаетесь ли вы на посторонние дела во время работы?

Балл Уровень Критерии
1-2 Крайне низкий Вам сложно самостоятельно спланировать свою деятельность, вы не знаете какие ресурсы необходимо привлечь для выполнения работы. Вам постоянно требуется помощь. Вы часто отвлекаетесь на посторонние дела
3-4 Низкий Вы стараетесь спланировать свою деятельность, но планы в большинстве слу­чаев оказываются нереальными, или вы их в большей части не выполняете. Вам довольно сложно привлекать необходимые для работы ресурсы, вы часто об­ращаетесь за помощью. Вы довольно часто отвлекаетесь во время работы на посторонние дела
5-6 Средний Вы планируете свою деятельность, но не учитываете все факторы, помехи, непредвиденные события, в результате чего вам удается выполнить лишь неко­торую часть запланированного. Не исключено, что иногда вам требуется помощь, что вы берете на себя больше, чем можете выполнить, неверно оценив собственные возможности, однако вы предпочитаете справляться с трудно­стями самостоятельно. Нередко во время работы вы отвлекаетесь на посторонние или незапланированные дела
7-8 Высокий Вы умеете грамотно спланировать свою деятельность, стараетесь придержи­ваться запланированного графика (за исключением непредвиденных или форс-мажорных обстоятельств). Умеете привлекать необходимые ресурсы, работать с информацией. К вам нередко обращаются за помощью в планиро­вании и организации работы члены вашей команды. Вы стараетесь во время работы не отвлекаться на посторонние дела, если они не являются следствием непредвиденных обстоятельств или не дополняют основную деятельность
9-10 Высочай­ший Вы всегда предусмотрительны, у вас все спланировано, вы всегда знаете отку­да и какие привлечь ресурсы, вы являетесь наставником других в сфере орга­низации профессиональной деятельности

Результативность

Данный показатель отражает вашу способность к продуктивной, результатив­ной деятельности. Чтобы оценить собственную профессиональную результатив­ность, честно и объективно ответьте на следующие вопросы:

— Всегда ли вам удается довести начатое дело до конца?

— Вы способны работать до 10-12 часов в день?

— Всегда ли вы ясно представляете себе результат, когда беретесь за дело?

— Всегда ли форма представления вами результата соответствует профессио­нальным требованиям?

— Часто ли вам требуются паузы, перерывы в работе (перекуры, чаепития, об­щение)?

— Есть ли у вас привычка подводить «итоги дня», мысленно просматривать все, что вы сделали за день, и оценивать собственную результативность за день?

Балл Уровень Критерии
1-2 Крайне низкий Вам требуются частые перерывы в работе; когда вы беретесь за дело, то не думаете о результате (хотя бы промежуточном). Вам сложно удерживать уро­вень работоспособности на должном уровне
3-4 Низкий Часто вы не доводите до конца начатые дела или получаете результаты, не в полной мере соответствующие профессиональным требованиям. Вы часто де­лаете неоправданные перерывы в работе
5-6 Средний Вы стараетесь доводить начатые дела до конца, но нередко в этот процесс вме­шивается «нечто», мешающее вам. Вы серьезно задумываетесь над собственной профессиональной результативностью, ищете пути для ее повышения
7-8 Высокий Вы умеете доводить дела до конца. Вы работоспособны и продуктивны. Подво­дя итоги дня, вы нередко остаетесь довольны собственной результативностью, тем не менее постоянно ищете пути для ее повышения
9-10 Высочай­ший Вы настоящий профессионал, мастер своего дела.

Уровень ответственности

Данный показатель отражает степень ответственности перед командой, рабо­той и ценностями команды.

Наши рекомендации