Iii. железы внутренней секреции

  1. Гормоны: классификация, физиологические особенности действия, физиологическая роль гормонов, механизм действия, превращение гормонов в процессе их действия.
  1. Общие принципы (различные уровни) регуляции функций эндокринных желез, экспериментальные доказательства влияния гипофиза на другие железы, схема прямых (гипоталамус, гипофиз, другие железы) и обратных отрицательных связей , роль нервной системы.
  1. Гормональная регуляция обмена глюкозы. Функциональная система, поддерживающая уровень глюкозы в крови.
  1. Роль гормонов в регуляции водно-солевого обмена. Гормоны и адаптация в условиях окружающей среды. Понятие о стрессе (Селье).
  1. Роль гормонов передней, средней и задней долей гипофиза в регуляции функций организма.
  1. Щитовидная железа: регуляция образования и транспорт иодированных гормонов, роль иодированных гормонов и кальцитонина.
  1. Роль гормонов коркового и мозгового слоев надпочечников и механизмы регуляции их образования.

_____________________

  1. Значение гормонов для умственного, физического и полового развития детей.
  1. Функция эпифиза и вилочковой железы у детей различного возраста.
  1. Особенности функционирования надпочечников у детей, последствия гипер- и гипофункции надпочечников.
  1. Роль околощитовидных желез у детей, последствия их гипофункции.
  1. Особенности функционирования половых желез в онтогенезе. Роль температурного фактора в выработке половы гормонов.
  1. Особенности последствий нарушения функций островкового аппарата поджелудочной железы и гипоталамо-гипофизарной системы у детей.

Методики для освоения студентами на уровне знания

1.Методики оценки функций эндокринных желез человека

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ФИЗИОЛОГИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ

IV. СИСТЕМА КРОВИ

  1. Кровь как составная часть внутренней среды организма. Понятие о внутренней среде организма. Гомеостазис. Понятие о системе крови (Г.Ф.Ланг). Функции крови. Количество крови в организме и методы его определения.
  1. Состав крови: показатель гематокрита, форменные элементы и их количество. Состав плазмы. Функции составных частей плазмы (белков, солей, отдельных ионов и других компонентов).
  1. Основные физико-химические константы крови, их показатели, факторы, на них влияющие, значение поддержания их постоянства. Буферные системы крови. Понятие о щелочном резерве.
  1. Эритроциты: количество, методы подсчета, функции. Осмотическая стойкость. Гемолиз и его виды. Понятие об эритроне. Нервная и гуморальная регуляция эритропозав. Тромбоциты: количество, функции.
  1. Гемоглобин: свойства, соединения гемоглобина, количество Нв, методы его определения. Цветовой показатель: понятие, формула расчета, значение для клиники.
  1. Лейкоциты: количество, методы подсчета, лейкоцитарная формула, функции различных видов лейкоцитов. Физиологический лейкоцитоз: понятие, виды. Нервная и гуморальная регуляция лейкопоэза.
  1. Понятие о группах крови и системах групповых антигенов. Группы крови систем АВО: открытие, сочетания агглютининов и агглютиногенов этой системы в крови людей, их стандартные обозначения. Правила переливания крови. Основные требования к кровозаменяющим растворам.
  1. Группы крови систем Rh-Hч: открытие, антигенный состав, значение для клиники. Краткая характеристика других систем антигенов (M, N, S, P и др.). Понятия о лейко- и тромбоцитарных антигенах
  1. Понятие о системе РАСК. Свертывание крови: понятие, ферментативная теория (Шмидт, Моравиц), три группы факторов, свертывания. Предфаза (первичный или сосудисто-тромбоцитарный гемостаз): последовательность процессов, роль тромбоцитов, оценка состояния системы первичного гемостаза.

10. Вторичный (коагуляционный) гемостаз: последовательность процессов (3 фазы, факторы, участвующие в каждой фазе, схема, отражающая процесс взаимодействия этих факторов), оценка состояния системы вторичного гемостаза. Рефракция сгустка.

11. Послефаза процесса свертывания крови: рефракция сгустка и фибринолиза. Три фазы фибринолиза. Противосвертывающая система: понятие, первичные и вторичные антикоагулянты. Регуляция процессов свертывания крови.

___________________________

  1. Этапы эмбрионального кроветворения. Особенности кроветворения у детей разного возраста.
  1. Изменение количества крови, гематокритного показателя, состава плазмы в онтогенезе.
  1. Физико-химические свойства крови новорожденных детей.
  1. Динамика показателей физико-химических свойств крови в онтогенезе.
  1. Изменение количества и качества эритроцитов у плода, новорожденных и детей грудного возраста.
  1. Особенности гемоглобина плода и динамика его прохода в гемоглобин взрослого.
  1. Изменения тромбоцитов, лейкоцитов и лейкоцитарной формулы в онтогенезе.
  1. Становление системы свертывания крови в онтогенезе.
  1. Формирование групповых признаков и становление иммунитета в онтогенезе.

Методики для освоения студентами

А. На уровне знания

  1. Техника взятия крови.
  2. Современные автоматизированные методики исследования состава и свойств крови:

а) цитофотометрия, фотогемометрия,

б) тромбоэластография.

3. Определение осмотической резистентности эритроцитов.

4. Определение резус- принадлежности крови.

Б. На уровне умения (клинический анализ крови)

1. Определение гемоглобина.

2. Подсчет эритроцитов.

3. Вычисление цветового показателя.

4. Подсчет лейкоцитов.

5. Определение групп крови в системе АВО.

6. Определение СОЭ.

7. Определение времени свертывания крови и остановки кровотечения.

Наши рекомендации