Iii. железы внутренней секреции
- Гормоны: классификация, физиологические особенности действия, физиологическая роль гормонов, механизм действия, превращение гормонов в процессе их действия.
- Общие принципы (различные уровни) регуляции функций эндокринных желез, экспериментальные доказательства влияния гипофиза на другие железы, схема прямых (гипоталамус, гипофиз, другие железы) и обратных отрицательных связей , роль нервной системы.
- Гормональная регуляция обмена глюкозы. Функциональная система, поддерживающая уровень глюкозы в крови.
- Роль гормонов в регуляции водно-солевого обмена. Гормоны и адаптация в условиях окружающей среды. Понятие о стрессе (Селье).
- Роль гормонов передней, средней и задней долей гипофиза в регуляции функций организма.
- Щитовидная железа: регуляция образования и транспорт иодированных гормонов, роль иодированных гормонов и кальцитонина.
- Роль гормонов коркового и мозгового слоев надпочечников и механизмы регуляции их образования.
_____________________
- Значение гормонов для умственного, физического и полового развития детей.
- Функция эпифиза и вилочковой железы у детей различного возраста.
- Особенности функционирования надпочечников у детей, последствия гипер- и гипофункции надпочечников.
- Роль околощитовидных желез у детей, последствия их гипофункции.
- Особенности функционирования половых желез в онтогенезе. Роль температурного фактора в выработке половы гормонов.
- Особенности последствий нарушения функций островкового аппарата поджелудочной железы и гипоталамо-гипофизарной системы у детей.
Методики для освоения студентами на уровне знания
1.Методики оценки функций эндокринных желез человека
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ФИЗИОЛОГИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ
IV. СИСТЕМА КРОВИ
- Кровь как составная часть внутренней среды организма. Понятие о внутренней среде организма. Гомеостазис. Понятие о системе крови (Г.Ф.Ланг). Функции крови. Количество крови в организме и методы его определения.
- Состав крови: показатель гематокрита, форменные элементы и их количество. Состав плазмы. Функции составных частей плазмы (белков, солей, отдельных ионов и других компонентов).
- Основные физико-химические константы крови, их показатели, факторы, на них влияющие, значение поддержания их постоянства. Буферные системы крови. Понятие о щелочном резерве.
- Эритроциты: количество, методы подсчета, функции. Осмотическая стойкость. Гемолиз и его виды. Понятие об эритроне. Нервная и гуморальная регуляция эритропозав. Тромбоциты: количество, функции.
- Гемоглобин: свойства, соединения гемоглобина, количество Нв, методы его определения. Цветовой показатель: понятие, формула расчета, значение для клиники.
- Лейкоциты: количество, методы подсчета, лейкоцитарная формула, функции различных видов лейкоцитов. Физиологический лейкоцитоз: понятие, виды. Нервная и гуморальная регуляция лейкопоэза.
- Понятие о группах крови и системах групповых антигенов. Группы крови систем АВО: открытие, сочетания агглютининов и агглютиногенов этой системы в крови людей, их стандартные обозначения. Правила переливания крови. Основные требования к кровозаменяющим растворам.
- Группы крови систем Rh-Hч: открытие, антигенный состав, значение для клиники. Краткая характеристика других систем антигенов (M, N, S, P и др.). Понятия о лейко- и тромбоцитарных антигенах
- Понятие о системе РАСК. Свертывание крови: понятие, ферментативная теория (Шмидт, Моравиц), три группы факторов, свертывания. Предфаза (первичный или сосудисто-тромбоцитарный гемостаз): последовательность процессов, роль тромбоцитов, оценка состояния системы первичного гемостаза.
10. Вторичный (коагуляционный) гемостаз: последовательность процессов (3 фазы, факторы, участвующие в каждой фазе, схема, отражающая процесс взаимодействия этих факторов), оценка состояния системы вторичного гемостаза. Рефракция сгустка.
11. Послефаза процесса свертывания крови: рефракция сгустка и фибринолиза. Три фазы фибринолиза. Противосвертывающая система: понятие, первичные и вторичные антикоагулянты. Регуляция процессов свертывания крови.
___________________________
- Этапы эмбрионального кроветворения. Особенности кроветворения у детей разного возраста.
- Изменение количества крови, гематокритного показателя, состава плазмы в онтогенезе.
- Физико-химические свойства крови новорожденных детей.
- Динамика показателей физико-химических свойств крови в онтогенезе.
- Изменение количества и качества эритроцитов у плода, новорожденных и детей грудного возраста.
- Особенности гемоглобина плода и динамика его прохода в гемоглобин взрослого.
- Изменения тромбоцитов, лейкоцитов и лейкоцитарной формулы в онтогенезе.
- Становление системы свертывания крови в онтогенезе.
- Формирование групповых признаков и становление иммунитета в онтогенезе.
Методики для освоения студентами
А. На уровне знания
- Техника взятия крови.
- Современные автоматизированные методики исследования состава и свойств крови:
а) цитофотометрия, фотогемометрия,
б) тромбоэластография.
3. Определение осмотической резистентности эритроцитов.
4. Определение резус- принадлежности крови.
Б. На уровне умения (клинический анализ крови)
1. Определение гемоглобина.
2. Подсчет эритроцитов.
3. Вычисление цветового показателя.
4. Подсчет лейкоцитов.
5. Определение групп крови в системе АВО.
6. Определение СОЭ.
7. Определение времени свертывания крови и остановки кровотечения.