Основные направления профилактической работы в педиатрии
Профилактическое направление в педиатрии включает комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие и воспитание здорового ребенка, предупреждение заболеваний и инвалидизации детей.
Различают первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний.
Первичная профилактика состоит в предупреждении заболеваний путем устранения или нейтрализации причинных и предрасполагающих факторов. Она включает комплекс социальных, экономических, гигиенических, медицинских и воспитательных мер, которые должны выполняться не только учреждениями здравоохранения, но также государственными и общественными организациями. Первичная профилактика заболеваний составляет не только медицинскую, но и социальную проблему.
Основные направления первичной профилактики:
1. Диспансерное наблюдение за детьми всех возрастных групп.
2. Проведение неспецифической и специфической иммунопрофилактики.
3. Улучшение качества жизни, формирование здорового образа жизни.
4. Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу.
5. Психологическая помощь детям из группы риска.
6. Планирование семьи.
7. Систематическое наблюдение за женщиной в пренатальный период беременности и постнатальный период.
8. Организация рационального питания.
9. Гигиенический контроль качества пищевых продуктов.
10. Повышение уровня санитарно-просветительной работы.
11. Профилактика детского травматизма.
12. Профилактика алкоголизма и наркомании среди детей и подростков.
13. Эпидемиологический контроль.
14. Контроль экологической ситуации.
Вторичная профилактика предусматривает активное раннее выявление заболеваний и функциональных нарушений, предупреждение их прогрессирования и возможных осложнений. Вторичная профилактика обеспечи-вается оптимальной организацией лечебно-оздоровительной работы, диспансерным наблюдением и проведением противорецидивного лечения заболеваний.
Основные направления вторичной профилактики:
1. Выявление предрасположенности или ранних признаков заболевания.
2. Формирование групп риска.
3. Динамическое наблюдение за группами риска.
4. Мониторинг физического и психического развития, сенсорной системы и др.
Главная цель первичной и вторичной профилактики - это формирование в семье медико-гигиенических навыков здорового образа жизни.
Третичная профилактика предусматривает динамическое наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями.
Основные направления третичной профилактики:
1. Реабилитация пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов-детства.
2. Психологическая поддержка больного ребенка и его семьи.
3. Медико-социальная адаптация пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов-детства к трудовой деятельности.
4. Ортопедическая коррекция.
5. Организация общественных организаций поддержки пациентов с хроническими заболеваниями и пр.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Диспансеризация - это активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья детей, представляющий собой систему научно обоснованных, социально-экономических, санитарно-оздоровительных, лечеб-но-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение, быстрейшее восстановление здоровья, снижение заболеваемости и реабилитацию.
Диспансерное наблюдение должно охватывать как здоровых, так и больных детей.
Основные задачи диспансеризации:
Ø сохранение, укрепление и восстановление здоровья,
Ø улучшение физического развития детей различных возрастных групп.
Цели диспансеризации здоровых детей:
Ø сохранение и дальнейшее укрепление здоровья,
Ø улучшение физического развития,
Ø обеспечение психосоциальной адаптации и гармоничного развития.
Цель диспансеризации детей, имеющих факторы риска, пограничное состояние здоровья, сниженную сопротивляемость организма к заболеваниям- обеспечение здоровья как «состояния полного социально-биологического и психического благополучия».
Цель диспансеризации больных детей- снижение заболеваемости, сохранение состояния здоровья и предупреждение инвалидности, медико-социальная адапта-ция к трудовой деятельности.
Диспансеризация включает в себя следующие мероприятия:
1. Профилактические медицинские осмотры и активное раннее выявление заболеваний и факторов риска заболеваний.
2. Диспансерный учет и систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей всех возрастных групп: изучение условий жизни, выявление факторов, отрица-тельно влияющих на здоровье, оценка физического и психического развития ребенка, разработка мероприятий, направленных на его оздоровление.
3. Организация и проведение комплекса плановых профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, включая лабораторно-инструментальные методы обследования, восстановительное и противорецидивное лечение, санацию полости рта и хронических очагов инфекции.
4. Пропаганда медико-гигиенических знаний и навыков здорового образа жизни, гигиеническое воспитание, активная борьба с вредными для здоровья привычками, особенно у детей с повышенным риском развития заболеваний.
5. Систематический анализ качества и эффективности диспансеризации по результатам профилактических осмотров, состояния здоровья и физического развития, разработка и осуществление мероприятий по повышению эффек-тивности диспансеризации.
Для дифференцированного проведения лечебно-оздоровительной работы выделяют три группы диспансерного наблюдения:
Первая группа (Д-1) - дети, у которых при обследовании не выявлено функциональных нарушений со стороны отдельных органов или они незначи-тельны, или имеются отклонения в образе жизни.
Эта группа включает следующие категории детей:
Ø здоровые дети, у которых все физиологические параметры и результаты тестов находятся в пределах устойчивой нормы, а функциональные резервы соответствуют средним показателям для данного возраста и пола;
Ø дети с незначительными отклонениями от нормы в некоторых физиологических характеристиках, что не влияет на функциональную деятельность организма;
Ø дети с неустойчивыми показателями, имеющие факторы риска или отклонения в образе жизни.
Эту группу диспансерного наблюдения обследуют на ежегодных профилакти-ческих осмотрах, выполняя предусмотренный минимум лабораторно-инстру-ментального обследования. Планируемые медицинские и социальные мероприятия направлены на устранение факторов риска, мобилизацию функциональных резервов, то есть на первичную профилактику заболевания.
Вторую группу (Д-2)составляют практически здоровые дети с пограничными состояниями, у которых функциональные показатели периодически отклоняются от нормы, физиологические резервы снижены, однако нет явной клиники заболевания.
Для своевременного выявления возможного перехода пограничного состояния в органическое заболевание осмотр детей этой группы следует проводить не реже 2-х раз в год. Желательно максимально широко использовать методы функциональной диагностики с выполнением нагрузочных проб.
В третью группу (Д-3) входят больные дети:
• в стадии полной компенсации, как правило, в начальном периоде хронического заболевания при минимальных функциональных нарушениях, с редкими обострениями и возможностью достижения стойкой длительной ремиссии. Осмотр осуществляется 2-4 раза в год в зависимости от нозологической формы и характера течения заболевания, по результатам обследования назначается противореци-дивное лечение;
• в стадии субкомпенсации хронического заболевания;
• в стадии декомпенсации хронического заболевания с частыми или длительными обострениями, резким снижением функциональных резервов организма, нуждающиеся в периодическом стационарном лечении и постоянной поддерживаю-щей медикаментозной терапии. Все лечебные мероприятия направлены на стаби-лизацию патологического процесса.
Для комплексной оценки характеристики состояния здоровья ребенка и эффективности лечебно-оздоровительной работы учитывают следующие критерии:
1. Наличие или отсутствие хронического заболевания.
2. Уровень функционального состояния основных систем организма.
3. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
4. Уровень физического, психического и гармоничного развития личности.
Для оценки качества здоровья детей принято выделять 5 групп здоровья:
I группа здоровья: Здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем здоровья.
II группа здоровья: Здоровые дети, имеющие функциональные или морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, факторы риска.
III группа здоровья: Больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.
IV группа здоровья: Больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.
V группа здоровья: Больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями.
При наличии нескольких заболеваний окончательную оценку проводят по наиболее тяжелому из них. Если у больного имеется ряд заболеваний, относящихся к III группе здоровья, его относят к IV группе. Определение групп здоровья позволяет оценить качество здоровья детей.
Основными этапами диспансеризации являются:
1. Ежегодные медицинские профилактические осмотры.
2. Активная оздоровительная работа, выполнение мероприятий первичной и вторичной профилактики.
3. Анализ состояния здоровья и эффективности диспансеризации в динамике.
Важнейшую роль в осуществлении этих мероприятий играет медицинский персонал детских лечебно-профилактических учреждений и, в частности, детских поликлиник. Участковый принцип обслуживания детей - это первичное и главное звено системы охраны материнства и детства. Постоянно закрепленный медицинский персонал обеспечивает наблюдение за детьми, изучает состояние их здоровья в динамике с учетом социально-бытовых условий жизни и проводит совместно со специалистами весь объем профилактической и лечебно-диагностической помощи.
В последние годы совокупность неблагоприятных факторов (социально-экономических, политических, экологических и др.) крайне неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья детей. В сложившейся ситуации сестринский персонал представляет тот ресурс, который способен удовлетворить потребности населения в доступной, приемлемой и эффективной профилактической помощи. Возрастает роль сестринского персонала в обучении и воспитании населения, в том числе по формированию в семье медико-гигиенических навыков здорового образа жизни, планированию семьи, предупреждению заболеваний и травматизма. Дальнейшее совершенствование и развитие патронажной, медико-социальной службы, системы взаимодействия и сотрудничества сестринского персонала с врачами, другими специалистами и службами позволят обеспечить население своевременной и качественной профилактической помощью.