Основные направления профилактической работы в педиатрии

Профилактическое направление в педиатрии включает комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие и воспи­тание здорового ребенка, предупреждение заболеваний и инвалидизации детей.

Различают первичную, вторичную и третичную профи­лактику заболеваний.

Первичная профилактика состоит в предупреждении заболеваний путем устранения или нейтрализации причин­ных и предрасполагающих факторов. Она включает комплекс социальных, экономических, гигиенических, медицинских и воспитательных мер, которые должны выполняться не только учреждениями здравоохранения, но также государственными и общественными организациями. Первичная профилактика заболеваний составляет не только медицинскую, но и соци­альную проблему.

Основные направления первичной профилактики:

1. Диспансерное наблюдение за детьми всех возрастных групп.

2. Проведение неспецифической и специфической иммуно­профилактики.

3. Улучшение качества жизни, формирование здорового образа жизни.

4. Подготовка детей к поступлению в дошкольное учрежде­ние и школу.

5. Психологическая помощь детям из группы риска.

6. Планирование семьи.

7. Систематическое наблюдение за женщиной в пренатальный период беременности и постнатальный период.

8. Организация рационального питания.

9. Гигиенический контроль качества пищевых продуктов.

10. Повышение уровня санитарно-просветительной работы.

11. Профилактика детского травматизма.

12. Профилактика алкоголизма и наркомании среди детей и подростков.

13. Эпидемиологический контроль.

14. Контроль экологической ситуации.

Вторичная профилактика предусматривает активное раннее выявление заболеваний и функциональных наруше­ний, предупреждение их прогрессирования и возможных ос­ложнений. Вторичная профилактика обеспечи-вается опти­мальной организацией лечебно-оздоровительной работы, диспансерным наблюдением и проведением противорецидивного лечения заболеваний.

Основные направления вторичной профилактики:

1. Выявление предрасположенности или ранних признаков заболевания.

2. Формирование групп риска.

3. Динамическое наблюдение за группами риска.

4. Мониторинг физического и психического развития, сен­сорной системы и др.

Главная цель первичной и вторичной профилактики - это формирование в семье медико-гигиенических навыков здорового образа жизни.

Третичная профилактика предусматривает динамиче­ское наблюдение за пациентами с хроническими заболева­ниями.

Основные направления третичной профилактики:

1. Реабилитация пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов-детства.

2. Психологическая поддержка больного ребенка и его семьи.

3. Медико-социальная адаптация пациентов с хронически­ми заболеваниями и инвалидов-детства к трудовой дея­тельности.

4. Ортопедическая коррекция.

5. Организация общественных организаций поддержки па­циентов с хроническими заболеваниями и пр.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Диспансеризация - это активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья детей, представляющий собой систему научно обоснованных, социально-экономических, санитарно-оздоровительных, лечеб-но-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение, быстрейшее восстановление здоровья, снижение заболеваемости и реабилитацию.

Диспансерное наблюдение должно охватывать как здо­ровых, так и больных детей.

Основные задачи диспансеризации:

Ø сохранение, укреп­ление и восстановление здоровья,

Ø улучшение физического развития детей различных возрастных групп.

Цели диспансеризации здоровых детей:

Ø сохранение и дальнейшее укрепление здоровья,

Ø улучшение физического развития,

Ø обеспечение психосоциальной адаптации и гармо­ничного развития.

Цель диспансеризации детей, имеющих факторы риска, пограничное состояние здоровья, сниженную сопротивляе­мость организма к заболеваниям- обеспечение здоровья как «состояния полного социально-биологического и психиче­ского благополучия».

Цель диспансеризации больных детей- снижение забо­леваемости, сохранение состояния здоровья и предупрежде­ние инвалидности, медико-социальная адапта-ция к трудовой деятельности.

Диспансеризация включает в себя следующие мероприятия:

1. Профилактические медицинские осмотры и активное раннее выявление заболеваний и факторов риска заболе­ваний.

2. Диспансерный учет и систематическое наблюдение за со­стоянием здоровья детей всех возрастных групп: изуче­ние условий жизни, выявление факторов, отрица-тельно влияющих на здоровье, оценка физического и психиче­ского развития ребенка, разработка мероприятий, на­правленных на его оздоровление.

3. Организация и проведение комплекса плановых профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, включая лабораторно-инструментальные методы обсле­дования, восстановительное и противорецидивное лече­ние, санацию полости рта и хронических очагов инфекции.

4. Пропаганда медико-гигиенических знаний и навыков здорового образа жизни, гигиеническое воспитание, активная борьба с вредными для здоровья привычками, особенно у детей с повышенным риском развития заболеваний.

5. Систематический анализ качества и эффективности дис­пансеризации по результатам профилактических осмот­ров, состояния здоровья и физического развития, разра­ботка и осуществление мероприятий по повышению эф­фек-тивности диспансеризации.

Для дифференцированного проведения лечебно-оздоровительной работы выделяют три группы диспансер­ного наблюдения:

Первая группа (Д-1) - дети, у которых при обследовании не выявлено функциональных нарушений со стороны от­дельных органов или они незначи-тельны, или имеются от­клонения в образе жизни.

Эта группа включает следующие категории детей:

Ø здоровые дети, у которых все физиологические парамет­ры и результаты тестов находятся в пределах устойчивой нормы, а функциональные резервы соответствуют сред­ним показателям для данного возраста и пола;

Ø дети с незначительными отклонениями от нормы в неко­торых физиологических характеристиках, что не влияет на функциональную деятельность организма;

Ø дети с неустойчивыми показателями, имеющие факторы риска или отклонения в образе жизни.

Эту группу диспансерного наблюдения обследуют на ежегодных профилакти-ческих осмотрах, выполняя преду­смотренный минимум лабораторно-инстру-ментального об­следования. Планируемые медицинские и социальные меро­приятия направлены на устранение факторов риска, мобили­зацию функциональных резервов, то есть на первичную про­филактику заболевания.

Вторую группу (Д-2)составляют практически здоровые дети с пограничными состояниями, у которых функциональ­ные показатели периодически отклоняются от нормы, физиологические резервы снижены, однако нет явной клиники за­болевания.

Для своевременного выявления возможного перехода пограничного состояния в органическое заболевание осмотр детей этой группы следует проводить не реже 2-х раз в год. Желательно максимально широко использовать методы функциональной диагностики с выполнением нагрузочных проб.

В третью группу (Д-3) входят больные дети:

• в стадии полной компенсации, как правило, в начальном периоде хронического заболевания при минимальных функциональных нарушениях, с редкими обострениями и возможностью достижения стойкой длительной ремиссии. Осмотр осуществляется 2-4 раза в год в зависимости от нозологической формы и характера течения заболева­ния, по результатам обследования назначается противореци-дивное лечение;

• в стадии субкомпенсации хронического заболевания;

• в стадии декомпенсации хронического заболевания с час­тыми или длительными обострениями, резким снижени­ем функциональных резервов организма, нуждающиеся в периодическом стационарном лечении и постоянной под­держиваю-щей медикаментозной терапии. Все лечебные мероприятия направлены на стаби-лизацию патологического процесса.

Для комплексной оценки характеристики состояния здоровья ребенка и эффективности лечебно-оздоровительной работы учитывают следующие критерии:

1. Наличие или отсутствие хронического заболевания.

2. Уровень функционального состояния основных систем организма.

3. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

4. Уровень физического, психического и гармоничного раз­вития личности.

Для оценки качества здоровья детей принято выделять 5 групп здоровья:

I группа здоровья: Здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем здоровья.

II группа здоровья: Здоровые дети, имеющие функциональные или морфо­логические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, факторы риска.

III группа здоровья: Больные хроническими заболеваниями в состоянии ком­пенсации с сохраненными функциональными возможно­стями организма.

IV группа здоровья: Больные хроническими заболеваниями в состоянии суб­компенсации со сниженными функциональными воз­можностями.

V группа здоровья: Больные хроническими заболеваниями в состоянии де­компенсации со значительно сниженными функцио­нальными возможностями.

При наличии нескольких заболеваний окончательную оценку проводят по наиболее тяжелому из них. Если у боль­ного имеется ряд заболеваний, относящихся к III группе здо­ровья, его относят к IV группе. Определение групп здоровья позволяет оценить качество здоровья детей.

Основными этапами диспансеризации являются:

1. Ежегодные медицинские профилактические осмотры.

2. Активная оздоровительная работа, выполнение мероприя­тий первичной и вторичной профилактики.

3. Анализ состояния здоровья и эффективности диспансери­зации в динамике.

Важнейшую роль в осуществлении этих мероприятий играет медицинский персонал детских лечебно-профилактических учреждений и, в частности, детских поли­клиник. Участковый принцип обслуживания детей - это пер­вичное и главное звено системы охраны материнства и детст­ва. Постоянно закрепленный медицинский персонал обеспе­чивает наблюдение за детьми, изучает состояние их здоровья в динамике с учетом социально-бытовых условий жизни и проводит совместно со специалистами весь объем профилак­тической и лечебно-диагностической помощи.

В последние годы совокупность неблагоприятных фак­торов (социально-экономических, политических, экологиче­ских и др.) крайне неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья детей. В сложившейся ситуации сестринский пер­сонал представляет тот ресурс, который способен удовлетво­рить потребности населения в доступной, приемлемой и эф­фективной профилактической помощи. Возрастает роль сест­ринского персонала в обучении и воспитании населения, в том числе по формированию в семье медико-гигиенических навыков здорового образа жизни, планированию семьи, пре­дупреждению заболеваний и травматизма. Дальнейшее со­вершенствование и развитие патронажной, медико-социальной службы, системы взаимодействия и сотрудниче­ства сестринского персонала с врачами, другими специали­стами и службами позволят обеспечить население своевре­менной и качественной профилактической помощью.

Наши рекомендации