Маркетинг в здравоохранении. Предпосылки возникновения маркетинга медицинских услуг. Категории маркетинга: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сумма, рынок.
Внедрение концепции маркетинга в систему здравоохранения предопределено тем. что в настоящее время в ней реально существуют государственный, муниципальный и частный секторы, сформировалась система обязательного медицинского страхования, способствующая зарождению элементов рыночных отношений.
Основными предпосылкамивозникновения маркетинга медицинских услуг явились:
1. Изменение методов финансирования медицинских учреждений с развитием нового хозяйственного механизма;
2. Развитие коммерческих медицинских учреждений, функционирование которых предполагает получение прибыли от реализации услуг;
3. Появление новых источников финансирования, независимых от государства, в виде страховых компаний, самих покупателей медицинских услуг;
4. Увеличение затрат медицинских учреждений на оказание услуг в связи с применением новых технологий лечения, более совершенного оборудования, новых лекарственных средств;
5. Повышение требований к качеству медицинских услуг в условиях роста числа платных услуг.
6. Ухудшение состояния здоровья населения в связи с уменьшением его обращаемости в медицинские учреждения вследствие осложнения экономической ситуации и социальной нестабильности в стране.
Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребное/пей посредством обмена.
Для пояснения вышеизложенного определения необходимо рассмотреть следующие положения: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка и рынок.
Нужда- чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Потребность- нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
По мере развития общества растут и потребности его членов (производство стимулирует потребление и наоборот). Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары и услуги, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Запрос - это потребность,подкрепленная покупательской способностью. Человек выбирает товар (или услугу), совокупность потребительских свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену.
Товар- все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Все услуги или товары, способные удовлетворить ту или иную нужду, называются товарным ассортиментом выбора. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворять свои нужды и запросы с помощью обмена.
Обмен- это акт получения от кого-то желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. В результате обмена все его участники должны получить выгоду или по крайней мере не нести ущерб, поскольку каждый волен либо отклонить, либо принять предложение.
Основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.
Сделка- это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Сделка предполагает наличие таких условий как: минимум два ценностно-значимых объекта, согласованные условия ее осуществления, согласованное время ее совершения, согласованное место проведения сделки.
Понятие «сделка» непосредственно подводит нас к понятию «рынок».
Рынокпредставляет собой совокупность существующих и потенциальных покупателей. Он обеспечивает потребление путем централизованного обмена. Рынок - это финал маркетинга. Маркетинг предполагает работу с рынком ради осуществления обменов, цель которых -удовлетворение человеческих нужд и потребностей (в здравоохранении это может быть потребность в здоровье, в различных медицинских препаратах, медицинских услугах разных специалистов, в медицинской технике и т.д.)
73. Виды спроса и виды маркетинга. Основные концепции маркетинга.
Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на выгодные обмены с целевыми покупателями.
При этом задача заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса на товары и услуги со стороны потребителей. Следовательно, маркетинг - это управление спросом, в зависимости от уровня которого различаются и виды маркетинга.
Виды спроса и маркетинга:
1. Отрицательный спрос - спрос на товары и услуги, которые недолюбливает потребитель (например, прививки от гриппа, стоматологические процедуры). При этом осуществляется конверсионный маркетинг,направленный на анализ причин существующего положения и поиск путей изменения негативного отношения к товару (услуге).
2. Скрытый спрос — спрос, который невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг. Существует большой скрытый спрос на ВМС, гомеопатические препараты, проведение УЗИ, мини-аборты, безвредные сигареты и т.д. Здесь требуется развивающий маркетинг,цель которого - оценка величины потенциального спроса и создание товара (услуги), способных этот спрос удовлетворить.
3. Падающий спрос - снижение спроса на один или несколько товаров. Сегодня упал спрос на медицинские кооперативы, которые еще совсем недавно были очень популярны у населения. Задача ремаркетинга-проанализировать причины этого снижения и добиться обратной тенденции благодаря поиску новых рынков, изменению характеристик товара, установлению более эффективной коммуникации.
4. Нерегулярный спрос - колебание спроса во времени, что обусловливает проблемы перегрузки или недогрузки производителя. Здесь проводится синхромаркетинг,призванный сгладить колебания спроса по времени с помощью гибких цен, гибких графиков работы специалистов и т.д. Так в начале недели операции и высокоспециализированные манипуляции проводятся чаще и их больше в количественном отношении, чем в конце недели. Посещаемость в поликлиниках выше в осенне-зимний период, когда возникают эпидемии гриппа
5. Полноценный спрос - спрос, совпадающий с торговым оборотом фирмы. ЛПУ оказывает то количество медицинских услуг, которое возможно, исходя из его материальной базы, количества врачей и потребности пациентов не только в количественном, но и в качественном отношении. При данном спросе проводится поддерживающий маркетинг,направленный на сохранение высокого качества товара и анализ уровня потребительской удовлетворенности.
6. Чрезмерный спрос - спросе выше, чем могут (или хотят) удовлетворить производители товаров и услуг. Например, не каждая больница может позволить себе иметь эндоскопическую операционную, а спрос на такие операции достаточно высок. Проведение демаркетинганаправлено на постоянное или временное сокращение спроса в целом или на определенных участках рынка.
7. Нерациональный спрос - спрос на товары и услуги, вредные для здоровья и безопасности потребителей. Проводятся компании против распространения сигарет, спиртных напитков, наркотических средств и т.д. Тут необходим противодействующий маркетинг,который предполагает повышение цен, ограничение доступности товаров (услуг), распространение устрашающих сведений.
8. Может наблюдаться ситуация, когда потребители не заинтересованы в товаре и услуге или безразличны к ним, то есть отсутствие спроса. Так, медики могут не заинтересоваться новым терапевтическим приемом, а студенты медицинских ВУЗов изучением некоторых теоретических дисциплин. Здесь используется стимулирующий маркетинг,задачей которого является поиск способов увязки выгод предлагаемого товара (услуги) с естественными потребностями человека.
Таким образом, задача управления маркетингом - достижение желаемых уровней сбыта на разных рынках. Управляющие по маркетингу - это должностные лица, анализирующие маркетинговую ситуацию, разрабатывающие планы ее совершенствования и претворяющие их в жизнь, а также осуществляющие контрольные функции.
74. Медицинская услуга и ее жизненный цикл. Основные элементы и виды услуг. Маркетинговая среда и маркетинговый цикл.
Услуга - это мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой. Производство услуг может быть не связано с товаром в его материальном виде.
Основными элементами услугиявляются:
1. Субъекты услуги (пациент - медицинский работник)
2. Психология услуги (взаимоотношения субъектов)
3. Материальность (стоимостное и материальное выражение затрат по удовлетворению потребителя)
4. Документальность (фиксированная информация о количественной и качественной стороне выполненной услуги)
Услуги могут быть пассивными (востребованными при наличии спроса) и активными (выполнение услуги в условиях отсутствия спроса). Примером может служить выявление заболевания при обращении пациента за медицинской помощью (пассивная услуга) и при профилактическом осмотре перед поступлением па работу (который на ряде производств проводится обязательно, независимо от желания работника) - активная услуга.
К характеристикам медицинских услуготносятся:
1. Неосязаемость. Неосязаемость услуг в том, что их невозможно увидеть, ощутить другими органами чувств.
2. Неотделимость от источника. Если товар существует сам по себе, то услуга не существует без того субъекта, который ее оказывает. 11оэтому для привлечения клиентов иногда важнее указывать не сам набор услуг, а тех специалистов (особенно если они достаточно известны), которые работают в данном учреждении
3. Непостоянство качества. Чем более опытен специалист, оказывающий услугу, тем она будет более высококачественной. Поэтому качество одних и тех же услуг может варьировать в достаточно широких пределах.
4. Несохраняемость. Услуг)' невозможно сохранить. Например, при проведении массажа больной с остеохондрозом позвоночника чувствует облегчение, однако по истечении времени эффект проходит.
Стадии жизненного цикла услуги:
1. Стадия внедрения - требуются большие затраты, на прибыли рассчитывать не приходится. Задача этой стадии -- создать основу для последующих. Чем быстрее пройдена ранняя стадия, тем более успешной может считаться маркетинговая деятельность.
2. Стадия роста - характеризуется началом эффекгивной деятельности. Затраты стабилизируются, появляется прибыль. Желательно также быстрее преодолеть эту стадию, для чего необходимо расширение рынка сбыта.
3. Фаза зрелости - стабилизация деятельности учреждения. Задача состоит в том, чтобы как можно дольше задержаться на этой стадии.
4. Спад - рано или поздно полезность услуги снижается, сокращался экономическая эффективность. Если спад остановить, не удается производство услуги целесообразно прекратить.
Для того, чтобы определить, на какой стадии находится оказание той или иной услуги и наметить соответствующие управляющие воздействия, проводится постоянный маркетинговый контроль.
Маркетинговая среда - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организаций и влияющих на возможность руководства службы маркетинга устанавливать и поддерживать с клиентами отношения успешного сотрудничества. Ее можно рассматривать, на двух уровнях:
1. Маркетинговая- макросреда - совокупность субъектов, действующих в пределах района, города, области, страны
2. Маркетинговая .микросреда - совокупность субъектов, действующих в пределах одной организации
Обьекты маркетинговой среды:
1) Собственно ЛПУ, то есть производители медицинских услуг
2) Поставщики - организации или физические лица, обеспечивающие ЛПУ материальными (оборудование, медикаменты и пр.) и финансовыми (банки, страховые компании и др.) ресурсами, необходимыми для производства медицинских услуг
3) Конкуренты - другие производители аналогичных медицинских услуг
4) Рынок.медицинских у слуг (потребители, пациенты)
5) Маркетинговые посредники - организации, помогающие производителям товаров и услуг в продвижении, сбыте, распространении продукции.
Факторы маркетинговой среды
неконтролируемые предприятием.
можно разделить на контролируемые
Неконтролируемые факторы - факторы, которые не зависят от предприятия и службы маркетинга. К ним относятся:
1. Потребители
2. Конкуренты
3. Правительство
4. Экономика государства
5. Средства массовой информации и др.
Контролируемые факторы - факторы, которые определяются и контролируются службой маркетинга предприятия. К ним относятся:
1. Выбор целевых рынков
2. Выбор целей маркетинга
3. Организация маркетинга
4. Структура маркетинга
5. Осуществление контроля
Маркетинговая деятельность ЛПУ должна проводиться в соответствии с общим планом его стратегического развития. На основании углубленногоанализа маркетинговой среды (состояния рынка в целом, его сегментов, факторов среды, роли и места в ней самого ЛПУ, его конкурентов), разрабатывается общая программа развития ЛПУ, стратегическая цель и конкретные задачи. Далее конкретизируются исполнители (и их специфические задачи), планируются те или иные показатели (которых необходимо достичь при выполнении плана).
Вес это составляет сущность маркетинговою цикла:
Схема маркетингового цикла
Ситуационный анализ:
- положение (в каков состоянии находится фирма?):
- прогноз (что ожидает фирму при существующем положении дел?);
- влияние внешней среды (какое давление она оказывает?)
Маркетинговый синтез:
- выдвижение целей (что надо сделать, чтобы исправить ситуацию?);
- оценка целей (почему надо делать так, а не иначе?);
- принятие решения для стратегического планирования (иерархия задач для достижения главной цели).
Стратегическое планирование:
- выдвижение стратегий (как нужно действовать, чтобы достичь цели?):
- выбор стратегии (какая из них лучше и почему?):
- решение о разработке тактики
Тактическое планирование: „
- определение тактики (какие действия следует предпринять и почему?);
- разработка оперативною плана (кто. что. когда, где должен делать?);
- реализация оперативного плана
Маркетинговый контроль:
- сбор данных (каковы результаты деятельности'7);
- оценка данных (насколько близко продвинулись к главной цели?);
- решение о проведении ситуационного анализа.
75. Заработная плата и ее функции. Виды повременной и сдельной оплаты труда, их преимущества и недостатки.
Заработная плата - основной источник дохода. С ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она играет роль важнейшего экономический рычага управления экономикой.
Основные функции заработной платы:
1. Воспроизводственная - она служит средством для обеспечения жизнедеятельности человека и должна удовлетворять хотя бы минимальные потребности людей.
2. Компенсирующая - возмещение работнику дополнительных затрат труда или ущерба здоровью, которые вызваны тяжелыми и вредными условиями труда - загрязненностью, вредными воздействиями, опасностью заражения, работой в неблагоприятных регионах и т.д.
3. Оценочная позволяет через выработанные критерии (объем выполненных работ, отработанное время, квалификация и т.д.) оценить размер трудового вклада работника.
4. Стимулирующая - обеспечивая соответствие уровня оплаты с количеством вложенного труда, нацеливает тем самым работников на достижение определенных количественных и качественных результата труда.
Систему оплаты труда можно также разделить на повременную и сдельную, каждая и которых включает в себя различные варианты:
Повременная оплата:
1 Простая повременная - расчет заработной платы определяется размером оклада и объемом отработанного времени
2. Повременно-премиальная - предполагает получение работником премии за дополнительно отработанное время
Сдельная оплата:
1. Простая (прямая) сдельная - тарифная ставка делится на норму выработки
2. Косвенная сдельная - используется для стимулирования труда вспомогательного персонала. Нормы выработки основных работников умножаются на количество произведенной продукции
3. Сдельно-премиальная за дополнительно выработанную продукцию выплачивается премия
4. Сдельно-прогрессивная - прямая сдельная + выплата по повышенным расценкам за дополнительно выработанную продукцию
5. Аккордно-сдельная - устанавливает оплату за весь объем выполненной работы + премия за сокращение сроков исполнения данной работы
6. Коллективная сдельная оплата - используются коллективные сдельные расцепки
76. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Понятие о единой тарифной сетке. Повышение должностных окладов медицинских работников.
Оплата труда медицинских работников в бюджетных организациях здравоохранения регламентируется в соответствии с Приказом № 48 от 24.02.98. Данный приказ подразумевает использование единой тарифной сетки согласно которой назначаются ставки и оклады.
Тарифные ставки представляют собой размер оплаты труда работника . в единицу времени (час, день, месяц). Исходной, является минимальная тарифная ставка 1 разряда - минимальный размер оплаты труда (МРОТ),который устанавливается государством. На основе тарифной ставки 1 разряда и соответствующих тарифных коэффициентов определяется тарифная ставка любого разряда сетки.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г.«О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» тарифная ставка 1 разряда (минимальная ставка) сегодня равна 450 рублей.Тарифная сетка состоит из 18 разрядов сложности работ. Каждому разряду установлен коэффициент от 1 до 4,5.
Дня младшего медицинского персонала установлены 2 и 3 разряды, для среднего - с 4 по 11, для врачебного - с 9 по 15 разряд.
С помощью единой тарифной сетки рассчитываются ставки для нормальных условий труда. При этом учитываются надбавки и доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: работа в ночное время, выходные и праздничные дни, в ЛПУ с вредными и опасными условиями труда. Учитывается стаж за продолжительность непрерывной работы, квалификационная категория, ученая степень, звания.
Некоторые данные (для сведения):
врач-интерн зачисляется на 9 разряд ЕТС, врач-стажер -на 10 разряд; врач-специалист, не имеющий квалификационной категории, тарифицируется по 11 разряду, имеющий II категорию - но 12 разряду, имеющий ! категорию -по 13 разряду, имеющий высшую категорию - по 14 разряду; врачи-специалисты: хирурги всех наименований, оперирующие больных в стационаре; выездной бригады скорой помощи; постоянно действующего передвижного медицинского отряда (установки), общей практики (семейный): не имеющие квалификационной категории тарифицируются по 12 разряду, имеющие II категорию - по 13 разряду, имеющие 1 категорию - по 14 разряду, имеющие высшую категорию - по 15 разряду; старшие: врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи и горноспасательных частей; городские (районные) педиатры: не имеющие квалификационной категории тарифицирую гея по 13 разряду, имеющие II категорию - по 14 разряду, имеющие I категорию - по 15 разряду, имеющие высшую категорию -по 16 разряду.
Па селе предусмотрено 25% повышение оклада. Кроме этого, предусмотрены повышения окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, например работникам учреждений для лечения ВИЧ-инфицированных, лепрозных, психически больных, больных туберкулезом и др. (от 15 до 60%).
Помимо оклада предусмотрены доплаты и надбавки (см. следующий вопрос).
Недостатки единой тарифной системы:
1. Не гарантирует не только поддержание доходов медицинского работника на прежнем уровне, но и не обеспечивает существующего соотношения оплаты работников бюджетной сферы с оплатой труда в других отраслях народного хозяйства. Так в 2001 г. зарплата в сфере здравоохранения, хотя се и повысили в 1,89 раза, все равно не дотягивала до прожиточного минимума.
2. Тарифицируются не конкретные работы, а работники, так как и присваиваются определенные тарифные разряды. Таким образом, оплачиваются лишь потенциальные возможности работника и не отражается его реальный трудовой вклад. Работники, выполняющие одинаковую по объему работу, получают различную заработную плату из-за различного разряда.
3. Единая тарифная система обеспечивает получение только номинальной заработной платы. Номинальная заработная палата - то количество денег, которые реально получает работник. Реальная заработная палата это количество товаров, которое можно купить на номинальную заработную плату.
77. Доплаты и надбавки к должностным окладам работников здравоохранения. Оплата отпусков и пособий по временной нетрудоспособности.
Доплаты служат средством компенсации дополнительных трудовых затрат или работы в условиях, отличающихся от нормальных.
В настоящее время в системе здравоохранения используются следующие основные виды доплат:
1. 50% доплата за работу в ночное время (с 22°° до 6°°)
2. За экстремальную работу (например, скорая помощь) - 100%
3. За руководящую должность, совместительство 25%
4. Доплата медицинским работникам судов (45-60% работника морских судов, 25% - речных)
Основное целевое назначение надбавокзаключается в стимулировании работников к повышению квалификации, к работе на постоянном месте, а также компенсации более высокой интенсивности труда в связи с выполнением особо важных работ.
1) Надбавки за продолжительность непрерывной работыв учреждениях здравоохранения отличаются у различных медицинских работников.
Например, врачам скорой помощи надбавка начисляется в размере 30% оклада (ставки) за первые три года и по 25% за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80% оклада. Работникам противочумных учреждений надбавка устанавливается в размере 10% оклада (ставки) за каждый год работы и тд.
Надбавка выплачивается по основной должности исходя из оклада (ставки), установленной по разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки, без учета повышений за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, других повышений, надбавок и доплат.
2) Надбавки стимулирующего характера.
Работникам учреждений здравоохранения в пределах выделенных бюджетных ассигнований могут устанавливаться надбавки за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, высокие достижения в работе, выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения), а также напряженность в труде.
Надбавки начисляются на оклад (ставку) и предельными размерами не ограничиваются.