Тема: Маркетинг в здравоохранении. Основы рыночных отношений в здравоохранении. Ценообразование в здравоохранении. Организация платных медицинских услуг

1.Сущность и основные понятия маркетинга.Концепции маркетинга. Роль информации в маркетинговых исследованиях.

2.Маркетинг в здравоохранении. Цели, функции, принципы маркетинга. Основные направления маркетинговой деятельности в здравоохранении.

3.Рынок медицинских услуг. Виды и особенности медицинских услуг. Основные характеристики рынка медицинских услуг.

4.Ценообразование в системе маркетинга. Методы формирования цены на медицинские услуги. Себестоимость медицинской услуги. Проблемы ценообразования в условиях рынка. Виды цен.

5.Функции цен. Группы цен. Основные положения по определению цены медицинской услуги.

6.Порядок формирования тарифов на платные медицинские услуги. Организация платных медицинских услуг.

7.Распределение доходов и расходов от платных медицинских услуг.

1.Сущность и основные понятия маркетинга. Концепции маркетинга. Роль информации в маркетинговых исследованиях.

Маркетинг – социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя.

Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Маркетинговая деятельность возникла с момента появления обмена, но систематическое формирование принципов маркетинга началось на рубеже 19-20 веков.

Выделяют три области маркетингового действия:

- потребительский маркетинг;

- индустриальный маркетинг;

- социальный маркетинг.

Любой вид маркетинга – это маркетинг идеи. Если речь идет об идее общественного характера, то такой маркетинг называют общественным, или социальным. С учетом этого, маркетинг – это разработка, претворение в жизнь и контроль выполнения программ, цель которых – добиться восприятия целевой группой социально значимой идеи.

Таким образом, конечная цель социального маркетинга – долгосрочное благополучие потребителей, а не просто удовлетворение их краткосрочных нужд.

Для понимания сути маркетинга рассмотрим следующие термины:

Нужда – чувство осязаемой человеком нехватки чего-либо.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.

Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих потребностей и ресурсов.

Товар – всё, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования, потребления.

Существует пять основных подходов, на основе которых организации могут вести свою маркетинговую деятельность.

1. Концепция совершенствования производства.

Эта концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к тем товарам и услугам, которые широко распространены и доступны по цене. В связи с этим усилия руководства должны быть направлены на совершенствование производства и рост эффективности системы распределения. Применение концепции целесообразно в 2-х ситуациях:

- когда спрос на товар или услугу превышает предложение и следует искать способы увеличить производство;

- когда себестоимость товара или услуги слишком высока, и её необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.

2. Концепция совершенствования товара.

По этой концепции, потребители будут благосклонны к товарам и услугам наивысшего качества, с лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, следовательно, усилия производителя должны быть направлены на постоянное их совершенствование. Например, в прошлом шприцы, системы для переливания крови, иглы и другой медицинский инструментарий применялись многократно, проходя повторную стерилизацию. Развитие вируса СПИДа показало некачественность этих услуг и заставило медицинскую промышленность переходить на выпуск одноразовых инструментов.

3.Концепция интенсификации коммерческих усилий.

Концепция утверждает, что потребители не будут покупать товары (услуги) организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

4. Концепция целевого маркетинга.

Концепция утверждает, что залогом успешной деятельности организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков, обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Целевой маркетинг – сосредоточенность на нуждах покупателя.

5. Концепция социально-этичного маркетинга.

Данная концепция исходит из того, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Этой концепции придерживаются, например, предприятия, выпускающие экологически чистые продукты питания, при потреблении которых негативное влияние на здоровье сведено к минимуму.

Концепция требует от участников рынка увязки в рамках политики маркетинга 3-х факторов:

- извлечения прибыли,

- удовлетворения покупательской потребности,

- благосостояния общества.

В ходе маркетинговых исследований организация нуждается в огромном количестве информации. В систему маркетинговой информации входят четыре вспомогательные системы:

1. Система внутренней отчетности - отражает показатели внутреннего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, денежной наличности и др.

2. Система сбора внешней текущей информации – информация о событиях, происходящих в коммерческой среде.

3. Система по сбору информации, актуальной с точки зрения стоящей перед фирмой конкретной маркетинговой проблемы.

4. Система анализа маркетинговой информации, использующая современные методики статистической обработки данных.

Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.

Этапы маркетингового исследования:

1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.

2. Отбор источников информации.

3. Сбор информации.

4. Анализ собранной информации.

Вывод из совокупности данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявление разного рода взаимосвязей.

5. Представление полученных результатов.

Методы сбора информации:

- наблюдение;

- эксперимент;

- опрос.

Наши рекомендации