Система контроля качества медицинской помощи: субъекты, средства, механизм контроля.
Система контроля качества медицинской помощисостоит из 3-х элементов. К ним относятся:
1. Участники (субъекты) контроля - те кто должен осуществлять контроль
2. Средства контроля — с помощью чего осуществляется контроль
3. Механизмы контроля - каким образом осуществляется контроль
Субъекты контроля:
Медицинские учреждения, Общественные объединения потребителей, Органы управления здравоохранением, Лицензионно-аккредитационные комиссии, Страховые медицинские организации, Профессиональные медицинские ассоциации, Фонды обязательного медицинского страхования, Государственные медицинские образовательные учреждения; медицинские научно-исследовательские учреждения, осуществляющие послевузовское или дополнительное профессиональное образование Страхователи, Госстандарт России и его территориальные органы Государственный комитет по антимонопольной политике и его территориальные органы, Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Органы государственного пожарного надзора, Государственная инспекция по охране труда, Комитеты по управлению государственным имуществом
Принято выделять два звена качества медицинской помощи:
Ведомственное звено - медицинские учреждения и органы управления здравоохранением
Вневедомственное звено - все остальные учреждения
Средства контроля
К основным средствам контроля относятся:
1. Медицинские стандарты
2. Экспертная оценка
3. Показатели деятельности медицинского работника, ЛПУ, показатели
здоровья населения
Медицинские стандарты — это нормативно-технические документы, регламентирующие нормы, правила, обязательные требования к объекту стандартизации и утвержденные компетентным органом.
Экспертная оценка - такое средство контроля качества, когда эксперт на основе своих представлений и знаний выносит суждение об уровне того или иного компонента качества и предлагает пути повышения этого уровня. В настоящее время используется наиболее широко.
Экспертом может быть заведующий отделением, заместитель главного врача по медицинской части, зам. главного врача по клинико-экспертной работе, эксперт страховой медицинской организации, эксперт лицензирующего органа.
Показатели деятельности ЛПУ, здоровья населения сравнительно давно используются как средство контроля качества медицинской помощи. Наименование показателей, методика их расчета представлены в соответствующих разделах учебного пособия.
Ведомственное звено - медицинские учреждения и органы управления здравоохранением
Вневедомственное звено - все остальные учреждения
Средства контроля
К основным средствам контроля относятся:
1. Медицинские стандарты
2. Экспертная оценка
3. Показатели деятельности медицинского работника, ЛПУ, показатели здоровья населения
Медицинские стандарты — это нормативно-технические документы, регламентирующие нормы, правила, обязательные требования к объекту стандартизации и утвержденные компетентным органом.
Экспертная оценка - такое средство контроля качества, когда эксперт на основе своих представлений и знаний выносит суждение об уровне того или иного компонента качества и предлагает пути повышения этого уровня. В настоящее время используется наиболее широко.
Экспертом может быть заведующий отделением, заместитель главного врача по медицинской части, зам. главного врача по клинико-экспертной работе, эксперт страховой медицинской организации, эксперт лицензирующего органа.
Показатели деятельности ЛПУ, здоровья населения сравнительно давно используются как средство контроля качества медицинской помощи. Наименование показателей, методика их расчета представлены в соответствующих разделах учебного пособия.
1. Медицинские стандарты +:1. Относительно высокая объективность (по сравнению с экспертной оценкой)
2. Высокая «пропускная способность» - возможность оценки большего числа объектов -: 1. Значительные финансовые и' трудовые затраты при разработке стандартов. 2. Необходимость регулярного пересмотра стандартов, 3. Далеко не везде можно разработать и применить стандарты
2. Экспертная оценка +:1. Значительная экономия средств (по сравнению с разработкой стандартов)
2. В отличии от стандартов эксперт в состоянии учесть все многообразие факторов, влияющих на уровень качества медицинской помощи. -: 1, Значительно большая степень субъективности оценки по сравнению с показателями и стандартами. 2. Низкая «пропускная способность» экспертной оценки
3. Показатели +:1. Не требуют значительных расходов 2. Относительно высокая объективность -: Узкая область применения
Механизм контроля
К этапам механизма обеспечения контроля качества относятся:
1. Сбор и анализ информации
2. Принятие управленческих решений (корректирующих воздействий), направленных на создание благоприятных условий для оказания качественной медицинской помощи
3. Анализ эффективности принятых решений
18. Качество медицинской помощи, его компоненты. Задачи ведомственного контроля качества медицинской помощи, его субъекты, средства и механизм контроля.
Компоненты качества
Выделяют три компонента качества медицинской помощи:
1. Структурное качество (качество структуры)
2. Качество технологии (качество процесса)
3. Качество результата
Структурное качество — это составляющая качества медицинской помощи, описывающая условия ее оказания. В понятие «условия» включаются: квалификация кадров, наличие и состояние оборудования, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение в медицинском учреждении, наличие и пополнение расходных материалов рациональность использования всех видов ресурсов, финансирование ЛПУ и т. д.
Структурное качество может определяться на двух уровнях:
1. По отношению к медицинскому учреждению в целом с его материально-технической базой, кадровым обеспечением, организацией работы, сервисными условиями
2. По отношению к каждому медицинскому работнику в отдельности --оценка профессиональных качеств медицинского работника
Качество технологии - это составляющая качества медицинской помощи, описывающая процесс оказания медицинской помощи.
Качество технологии описывает алгоритм оказания медицинской помощи от момента постановки диагноза до окончания лечения. Проверяется, насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному, был оптимален. При этом предполагается, что объем выполненных манипуляций должен быть не меньше, но и не больше оптимального, а последовательность их выполнения - строго выдержана.
Качество технологии оценивается только па одном уровне по отношению к конкретному пациенту.
Качество результата это составляющая качества медицинской помощи, описывающая результат оказания медицинской помощи, т.е. соотношение фактически достигнутых результатов с реально достижимыми (планируемыми).
Качество результата можно оценивать на трех уровнях: 1. По отношению к конкретному больному - оценивается, насколько достигнутые результаты лечения данного пациента близки к возможным результатам его лечения. По отношению ко всем больным, обратившимся в ЛПУ за какой-либо период (обычно за год). Оцениваются летальность, послеоперационная летальность, частота послеоперационных осложнений и др. По отношению к населению в целом — оцениваются показатели здоровья населения (заболеваемости, смертности, младенческой смертности, рождаемости и т. д.)
Цель ведомственного контроля- контроль всех компонентов качест-ва медицинской помощи.
Задачи ведомственного контроля:
1. оценка состояния и использования ресурсов
2. оценка профф свойств работников
3. экспартиза проц оказания мед помощи
4. выявление и обоснование дефектов, врачебн ошибок
5. подготовка рекомендаций для руководителя.
6. Изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения (контроль качества результата);
7. Расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи
8. Выбор наиболее рациональных управленческих решений, проведение оперативных корректирующих воздействий и контроль за реализацией управленческих решений.
Субъекты ведомственного контроля:
1) Медицинские учреждения
1. I ступень - заведующие подразделениями
2. II ступень - заместители руководителей учреждений по клинико-экспертной работе, лечебной помощи и др.
3. III ступень - клинико-экспертные комиссии учреждений
2) Органы управления здравоохранением - контроль осуществляется клинико-экспертными комиссиями органов, главными штатными и внештатными специалистами органов управления всех уровней.
19. Вневедомственный контроль качества, его субъекты, средства и механизм контроля. Виды стандартов.
Задачи вневедомственного контроля:
1. Анализ результатов оказания медицинской помощи населению
2. Подготовка рекомендаций по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи и контролю за их выполнением
3. Изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью
4. Проверка выполнения договорных обязательств между страхователем и страховщиком
5. Проверка выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями
6. Контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан
7. Оценка возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи;
8. Контроль правильности применения тарифов и соответствия предъявляемых к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи
Субъекты вневедомственного контроля:
1. Лицензионно-аккредитационные комиссии (ЛАК)
2. Страховые медицинские организации
3. Профессиональные медицинские ассоциации
4. Фонды обязательного медицинского страхования
5. Страхователи
6. Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы
7. Госстандарт России и его территориальные органы и др.
Медицинские стандарты
Медицинские стандарты - это нормативно-технические документы, регламентирующие нормы, правила, обязательные требования к объекту стандартизации и утвержденные компетентным органом.
Выделяют следующие виды медицинских стандартов:
I. По административно-территориальному делению:
1. Международные
2. Национальные - утверждаются на федеральном уровне и обязательны для исполнения на всей территории страны
3. Территориальные •- разрабатываются субъектом Федерации на основе уточнения национальных стандартов
4. Локальные - стандарты, принятые в конкретном медицинском учреждении.
II. По объектам стандартизации:
1. Структурно-организационные стандарты — стандарты на ресурсы, требования к материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению. Устанавливают обязательные требования к условиям оказания медицинской помощи в ЛПУ
2. Профессиональные, стандарты - квалификационные требования к профессиональным качествам медицинских работников
3. Стандарты технологии - предусматривают перечень необходимых лечебно-диагностических манипуляций по наблюдению больных конкретной нозологической формой с учетом пола, возраста, ряда других биологических факторов.
III. По механизму использования:
1. Простые (соответствует - не соответствует)
2. Групповые (в сертификате указывается соответствие одной из категорий, представляющих различный уровень качества)
Достоинства и недостатки медицинских стандартов приведены в таблице.
Достоинства стандартов
1 Относительно высокая объективность (по сравнению с экспертной оценкой) 2. Высокая «пропускная способность» -возможность оценки большего числа объектов
Недостатки стандартов
1. Значительные финансовые и трудовые затраты при разработке стандартов.
2. Необходимость регулярного пересмотра стандартов
3. Далеко не везде можно разработать и применить стандарты