Аттестация и сертификация медицинских кадров.
Аттестация является одним из механизмов государственного контроля за качеством подготовки специалистов, которая является добровольной процедурой и преследует цель стимулировать рост квалификации кадров.
В состав аттестационной комиссиивключаются ведущие специалисты лечебно-профилактических, научно-исследовательских учреждений, высших медицинских образовательных учреждений, главные специалисты органа управления здравоохранением, представители профессиональных медицинских ассоциаций.
Минздрав РФ своим Приказом от 09.08.2001 г. утвердил Положение, определяющее порядок получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. В соответствии с этим Положением при получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность специалиста выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.
Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.
К аттестации допускаются специалисты, имеющие стаж работы по аттестуемой специальности:
для присвоения 2 категории - не менее 5 лет, из них 3 года на одном месте;
для присвоения 1 категории - не менее 7 лет, из них 3 года на одном месте
для присвоения высшей категории - 10 лет, из них 3 года на одном месте
Для прохождения аттестации (переаттестации) на квалификационную категорию специалист представляет следующие документы:
1. Заявление
2. Аттестационный лист
3. Отчет о работе за последние три года, утвержденный руководителем медицинского учреждения
Процедура аттестациипредставляет собой сдачу специалистом квалификационного экзамена на присвоение квалификационной категории. Аттестационный экзамен может проходить как в форме тестирования, так и в виде собеседования и проводится экзаменационными комиссиями по специальностям. Оценка практических навыков производится на основании представления с места основной работы отчета о работе за последние 3 года.
Оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 от числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов, а при равенстве голосов решение считается принятым в пользу специалиста.
Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, принимавшими участие в заседании. Затем орган, при котором создана аттестационная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квалификационной категории, который доводится до сведения специалиста и руководителя учреждения здравоохранения.
Переаттестацияна подтверждение имеющейся категории проводится каждые 5 лет. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.
Сертификация - обязательная процедура для всех категорий медицинских работников, т. к. для занятия профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью необходим сертификат специалиста.
Сертификат специалиста- это документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Итогом получения сертификата специалиста является допуск специалиста к осуществлению профессиональной медицинской деятельности. Лица, не имеющие сертификата, могут работать лишь в качестве стажеров под руководством сертифицированного специалиста.
Сертификация персонала осуществляется квалификационными комиссиями,которые создаются при государственных вузах и НИИ медицинского профиля, а также при профессиональных медицинских ассоциациях.
Процедура сертификациипредставляет собой процесс сдачи квалификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Квалификационный экзамен проводят экзаменационные комиссии по специальностям, утвержденные МЗ РФ.
Для сдачи квалификационного экзамена медицинский работник предоставляет следующие документы:
1. Заявление
2. Копия диплома об окончании медицинского учебного заведения
3. Копии документов государственного образца о прохождении различных форм послевузовского или дополнительного профессионального образования
4. Копии ранее выданных сертификатов
5. Копия трудовой книжки
Экзаменвключает в себя три части: тестовый контроль, определение практических навыков, заключительное собеседование.
К квалификационному экзамену на сертификат специалиста допускаются медицинские работники:
1. Из числа не имеющих стажа профессиональной деятельности - лица, закончившие интернатуру, ординатуру, аспирантуру по клиническим дисциплинам
2. Из числа имеющих стаж - специалисты, повысившие свою квалификацию на циклах усовершенствования по специальности в лицензированных учреждениях в течении последних 5 лет или закончившие докторантуру по клинической дисциплине.
7. Государственная система здравоохранения. Основные преимущества и недостатки.
Государственная система здравоохранения зародилась в нашей стране. В настоящее время она существует в нескольких странах Европы: Великобритании, Италии, Дании, Ирландии, Швеции, Греции и некоторых других.
Государственная система здравоохранения охватывает все категории населения. Это наиболее доступная форма оказания медицинской помощи. При такой системе основная часть медицинских учреждений принадлежит государству. Управление и планирование здравоохранения осуществляют центральные и местные органы.
Государственная или бюджетная система финансируется из общих налоговых поступлений в государственный бюджет. При этом на здравоохранение выделяется определенная сумма средств в % от национального дохода. Так в Великобритании он составляет 9,8%, в Италии—11,1%.
Все средства формируются в центральном бюджете и распределяются сверху вниз по управленческой вертикали.
Такое централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения. Это, несомненно, положительная сторона бюджетного финансирования. Кроме того, бюджетные ограничители заставляют медиков экономить, ограничивают масштабы использования дорогостоящей и не всегда нужной техники, снижают вероятность злоупотреблений, значительно реже встречаются случаи навязывания пациентам ненужных процедур, манипуляций, лекарств в целях получения дополнительного дохода.
Однако, поскольку источники финансирования здравоохранения замыкаются на центральный государственный бюджет, его размер зависит от прочих статей государственных расходов и, более того, конкурирует с ними. Поэтому, если выделяемых сумм недостаточно для удовлетворения потребностей, то возможности аккумуляции дополнительных средств весьма ограничены.
При государственной системе здравоохранения нехватка ассигнований на эти цели проявляется намного острее, чем в странах со страховой или частной медициной. Здравоохранение стран с бюджетным финансированием намного уступает по технической оснащенности таковому в странах с аналогичным уровнем экономического развития, но с другим финансированием. Так, в конце 90-х годов, например, в Англии, где преобладает государственная система здравоохранения, число компьютерных томографов на 1 млн. жителей составляло 2.7, в то время как в Германии - 7,7; хирургических операций на коронарных артериях английские врачи делали в 10 раз меньше чем в США (в расчете на душу населения).
Таким образом, для государственной системы здравоохранения характерные следующие преимущества и недостатки.