Действие животных ядов на организм человека

Представители ядовитых Животных Характер действия яда
Кишечнополостные: 1. Медуза-крестовичок 2. Медуза-корнерот   Яд паралитического (общего) действия   Яд местного действия
Членистоногие: 3. Скорпионы   4. Каракурт   5. Пчела     6. Осы   Яды нейротоксического действия, влияют на мембранные потенциалы, натриевые каналы в нервномышечных и межнейронных синапсах. Ингибиторы белков-ферментов.   Яд каракурта вызывает некроз ткани на месте поражения.   Яд пчел сложен по составу (протеины, аминокислоты, ферменты,соли,соляная кислота)   Действие яда обычно местное, возможны аллергические реакции. Реакции на ужаление быстро развиваются и могут стать причиной смерти.  
Хордовые: 7. Змеи: гюрза, гадюка, эфа     8. Кобра, аспид   Яд геморрагического действия, свертывающий кровь, и местноотечного – некротического действия. Действуют как гидролитические ферменты, вызывают гемолиз эритроцитов.   Яды нейротоксичны, курареподобны, блокируют нервную систему, вызывают угнетение дыхательного и сосудодвигательного центра головного мозга.

Таблица 2

Принципы оказания первой медицинской помощи и профилактика

Симптомы Первая помощь
Кишечнополостные: 1. Наблюдается судороги, общая слабость, резкая боль, потеря сознания. Может наступить смерть. 2. Дает сильный болезненный “ожег”, не опасный для жизни.   Если есть необходимость – искусственное дыхание. Пострадавшего уложить, срочно вызвать врача. В тяжелых случаях подкожно ввести адреналин и эфедрин.
Членистоногие: 3. В месте укуса – отек, отмечается сонливость, головная боль, озноб, температурная реакция, кашель, учащение дыхания, иногда рвота. 4. Укус самки каракурта болезненен, местная реакция почти не выражена, общетоксические явления развиваются через 10-30 мин. Сильные мышечные боли, возбуждение, страх смерти, сухость языка, температурная реакция. 5. Местная болевая и воспалительная реакция: жжение и боль, отечность, слабые общетоксичные явления – тошнота, озноб, сухость во рту. 6. Общая реакция может быть в виде крапивницы, анафилактического шока, асфиксии, бронхоспазма.   Смазать место поражения растительным маслом, прикладывание теплой грелки и др. предмета.   Удалить жало пчелы из ранки, место поражения смазать спиртом (одеколоном), приложить холод, принять димедрол или пипольфен. При аллергической реакции в зависимости от симптома – супрастин, димедрол, пипольфен с анальгином (антигистаминные препараты).
Хордовые: 7. На месте укуса – две колотые ранки. Отечность, кожа над отеком багрово-синюшная, иногда некротические язвы, воспаления лимфоузлов. Может быть кровотечение – носовое, желудочно-кишечное, почечное. Слабость, иногда рвота, головокружение, ослабление сердечной деятельности. 8. При укусе боль, чувство онемения лица, языка, головокружение, иногда обморочное состояние, нарушение глотания, речи, затруднение дыхания.   Отсасывание яда в течение 10-15 мин., собрав кожу в месте укуса в складку. Поврежденная конечность и сам человек фиксируется неподвижно. Жгут не накладывать.   Наложение жгута выше укуса на 30-40 мин., отсасывание яда, при необходимости искусственное дыхание.


Студент___________________ Преподаватель________________

«____»______________201_г.

ЗАНЯТИЕ № 11 (37)

ТЕМА: Человек и биосфера (семинар).

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить современные концепции биосферы, ее структуры и функции; разобрать формы биотических связей в природе и формы взаимоотношений человека с окружающей средой.

ЛИТЕРАТУРА: I. С.367-379; II. С.305-318; III.С. 292-312.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Понятие биосфера.

2. Учение о биосфере, границы биосферы.

3. Круговорот веществ как необходимое условие существования биосферы.

4. Антропогенные экосистемы как результат индустриализации, урбанизации, развития транспорта, овладения космосом.

5. Человеческая деятельность и биосферный гомеостаз (народонаселение, миграция населения, обеспечение населения питанием).

6. Понятие о ноосфере и необходимость охраны окружающей среды.

7. Эволюция биосферы. Глобальные проблемы биосферы и экологии человека.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ:

Антропогенные факторы-

Биогенное вещество-

Биогеоценоз-

Биокосное вещество-

Биосфера-

Биосферный гомеостаз-

Биоценоз-

Гидросфера-

Косное вещество-

Литосфера-

Ноосфера-

Урбанизация-

Студент_______________________ Преподаватель_________________

Наши рекомендации