Программы летнего отдыха детей.
При разработке программы необходимо помнить о следующих требованиях:
· Программа должна быть написана так, чтобы ее поняли те, кто будет по ней работать (даже те, кто не принимал участия в ее написании), достаточно подробно и понятным языком. Нельзя забывать при этом о культуре языка.
· Программа должна быть целостной, охватывающей все дни смены. При этом нельзя регламентировать каждую минуту ребенка, лишая его совсем свободного времени.
· Программа должна оставлять широкое поле для творческой деятельности, не должна быть косной. Должна оставаться возможность изменить ее, как по желанию детей, бойцов, администрации, ну и конечно из-за непредвиденных ситуаций.
· Программа по возможности должна показывать свой методический ресурс, под которым понимается знание о традициях лагеря, о его особенностях, о материально-техническом обеспечении, особенностях контингента детей, всего остального, что способствует реализации программы.
Важный момент программы - постановка целей. Их проработка, уточнение, выстраивание в определенной логике составляют важную, базовую часть написания хорошей, жизнеспособной программы. Часто цели дифференцируют на образовательные, воспитательные и развивающие. Затем в программе прописываются задачи, они обозначают конкретные пути достижения целей.
В любой программе указываются предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. В общем, главный результат развития любого лагеря – это развитие ребенка. Показатели этого развития (укрепление психологических и физических сил ребенка, новый положительный жизненный опыт) и должны стать результатами смены.
Исходя из всего выше сказанного, можно выделить следующие требования к написанию программы летнего оздоровительного отдыха детей.
1. Актуальность – свойство программы, которое показывает востребованность и нужность реализации данной программы по данной теме в данный исторический период, на данной категории детей.
2. Целостность – требования логического объединения в программе всех действий, от выдвижения цели до описания предполагаемого результата смены.
3. Реалистичность – требование к программе быть выполнимой, оптимальной для творческого, материального потенциала конкретного лагеря.
4. Оригинальность – качество программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных задач.
5. Прогностичность – свойство программы работать на перспективу, отражать в действиях и целях прогнозируемые изменения, новые требования к деятельности лагеря.
В структуре программы выделяют следующие части:
1. Информационная карта
· Полное наименование программы
· Автор программы
· Учреждение, в котором предполагается реализация программы, адрес
· Возраст и категории участников
· Педагогический состав
2. Пояснительная записка
· Цели и задачи программы
· Актуальность
· Используемая методика
· Идея
· Режим дня
· Ожидаемый результат
3. Описание разделов (легенда, логика развития, механизмы реализации, описание системы действий по воплощению в жизнь замысла - мероприятия)
4. План-сетка (с приложением: разработка мероприятий)
Должны быть учтены категория и возраста детей. Программа смены должна быть написана в сюжетно-ролевой форме, т.е. иметь игровой сюжет, объединяющий всех участников смены (детей, вожатых, администрацию, персонал и т.д.). Заданная изначально игровая ситуация должна проходить красной линией через всю смену. Игровые роли не меняются в течение всей смены, если это не прописано заранее в программе смены. Названия, имена, титулы сохраняются. За 21 день в соответствии с периодами смены игровая ситуация должна пройти этапы ознакомления, адаптации, развития и логического завершения. Завершение игры должно быть подготовлено заранее и иметь позитивный развивающий характер. Полезно будет, если участники игры будут нести какую-то социально-полезную функцию, или повысят свой социальный статус. Все мероприятия смены должны быть не просто набором, они должны подчиняться игре, ее задачам, поэтапно реализую цели, поставленные для развития смены.
ЛОГИКА РАЗВИТИЯ СМЕНЫ
Период | Цели и задачи | Позиция вожатого | Формы работы |
Организационный (1-3(4) дня) | Знакомство детей с вожатыми и друг с другом, знакомство с лагерем, сотрудниками, традициями, с планом работы лагеря и отряда, правилами поведения. Диагностика детей, тренинги. Установление отношений. | Быть организатором, инициатором, начальником, заводилой всех дел. | Игры на знакомство; тесты; огоньки знакомств; тренинги на сплочение; оформление визиток с именами детей; оформление комнат, визиток на комнату; организация отрядного места. |
Основной | Выполнение плана смены. Формирование микроклимата. | По мере развития отношений в отряде позиция вожатого от организатора переходит к позиции старшего друга, а также вожатый является администратором, советчиком, психологом, наставником и другом (но не подружкой). | КТД, ролевые игры, психологические тренинги, игры и диагностики, спортивные игры, беседы, свечки, походы, костры, тематические дни, лагерное самоуправление. |
Заключительный (3-4 дня) | Подведение итогов смены. Мотивация на будущее. | Позиция друга, советчика, психолога. | Прощальный костер, разучивание прощальных песен, прощальный огонек, сбор пожеланий. |
Любую смену можно разделить на несколько этапов, каждый из которых подчиняется определенным целям и задачам. В соответствии с этапом лагерной смены будет меняться и методика работы вожатого со своими подопечными, что обеспечит более эффективную работу в отряде, позволит за более короткий срок сплотить отряд, формировать микроклимат в отряде.
ОРГПЕРИОД
Это время привыкания детей к новым условиям, новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания.
Задачи оргпериода:
· адаптация ребенка к условиям коллективного проживания;
· Познакомить детей с традициями лагеря, содержанием смены, правилами и законами отряда;
· предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
· первичная диагностика ребят
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД
Закончился организационный период и, кажется, самое слжное позади: сделано все, чтобы обеспечить успех последующей работы. Но это только начало, теперь-то придется действительно постараться.
Задачи основного периода:
· сформировать дружный временный коллектив;
· создать благоприятный психологический климат в отряде;
· реализовать запланированную на смену программу;
· способствовать развитию творческих способностей, любознательности, коммуникативных и морально-нравственных качеств.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Дети чувствуют отъезд за 4-5 дней до конца смены. В этот момент меняется поведение детей. Они становятся более возбужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными и много более неуправляемыми. А причиной является неопределенность между желанием уехать домой и остаться еще в лагере.
Именно в последние дни осуществляются все «коварные планы». Поэтому надо помнить следующее:
· Работать по намеченному плану.
· Стараться не нарушать режим дня.
· Ограничить свободное время ребят.
· Стараться организовать коллективные дела с привлечением каждого, не давать возможности скучать.
· Не выпускать из поля зрения ни одного ребенка.
· Продумать программу прощального вечера.
За день организуйте сдачу инвентаря. Сразу после этого можно приступить к «чемоданной процедуре». Остается только необходимая одежда. Если обнаружатся бесхозные вещи, можно организовать «Салон потерянных вещей».
За день или за два следует провести генеральную уборку корпуса.
В последний день или предпоследний стоит подвести итоги смене. Здесь уместно использовать анкеты, сочинения, разговор о прожитой смене и друг о друге на последней отрядной свечке.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Младший возраст 6-9 | |
Характеристики психологического развития | Методические комментарии |
Развитие связной речи и мышления. | Помочь выразить свои мысли, желания. Давать речевые штампы: Я думаю… Я считаю… |
Мышление наглядно-образное | Избегать долгих словесных объяснений. Лучше один раз показать. Любят и верят в сказки легенды. |
Развитие памяти и внимания. Часто отвлекаются, внимание рассеянное | Рекомендуется чередование различных видов деятельности в ходе игры или использование в игровой программе нескольких небольших по длительности игр. Мероприятия должны длиться 20-30 минут. |
Развитие эмоционально-волевой сферы. Формируется понятие о препятствиях (хочу, но нельзя; не хочу, но надо) | Обеспечить конкретность поручений и творческую свободу. Обучать правильным навыкам труда. |
Формирование самооценки, первоначальных представлений «хорошо/плохо» | Давать оценку не ребенку, а поступку. Объяснять, почему такая оценка |
Может проявиться как целеустремленность, так и самоуверенность, агрессивность | Использование ритмических видов деятельности; пение, танцы, сценки, драматические постановки |
Рекомендации по выбору игр | |
Сюжетно-ролевые и имитационные игры, где предстоит выполнять роли животных, роли взрослых людей (разведчиков, путешественников и др.). | Если в ходе игры ребенок должен будет выйти из игры, то только на короткое время, иначе он будет вступать в нее самостоятельно, без разрешения. |
Подвижные игры с бегом, прыжками, короткие по времени. | Выбор водящего должен быть обоснован (дети любят водить): ни разу не водил, был смелым, честно соблюдал правила игры. Водящего можно выбирать с помощью считалок или им может быть назначен победитель предыдущей игры. |
Игры, развивающие внимание, наблюдательность, глазомер, память и т.п. | Детей надо учить играть, четко соблюдая правила игры. Заканчивая игру нужно отметить лучших, самых активных игроков. |
Плюсы-минусы в вожатской работе | |
Любят вожатого только за то, что он вожатый. | Требуются большие физические, эмоциональные затраты, высокая степень артистичности. |
Легко держать дисциплину | Все выступления, мероприятия придумывает и ставит вожатый |
Переходный к подростковому возраст 9-10 | |
Характеристики психологического развития | Методические комментарии |
Большая жизнерадостность, пока подросток уравновешен и в общении, и в поведении. | Неконфликтный возраст. Если отряд «лихорадит», то нужно искать причину в себе, стиле поведения… |
Стремятся к активности и практической деятельности, но при этом очень важна роль в данной игре, т.е. нужны обязанности. | Следует предлагать конкретные дела. Желательно ролевое распределение, причем должна быть словесная оценка. |
Психологические процессы и подчинены эмоциям. | Все дела должны быть эмоционально окрашены. Эмоциональный настрой должен идти по спирали, поэтому при планировании дел эмоции должны «отдыхать» |
Очень любознательны, предпочитают что-нибудь незнакомое, приключения | Важно развивать познавательные интересы ребят, расширять кругозор. |
Преувеличенное представление о своих возможностях. Дети охотно берутся за многое, не доводя до конца. | Все дела должны иметь продолжение, закрепление на новом витке трудности. На помощь придут «огоньки», подведение итогов, анализ дела. Надо приучать ребят прилагать волевые усилия, чтобы завершить каждое начатое дело |
Важным становится взаимодействие с товарищами, постоянно сравнивают свои результаты и успехи с чужими. Всегда готовы помериться силами. | Готовы соревноваться во всем: спорте, поведении, наведении чистоты, творчестве и др. Но, устраивая состязания, следует чаще менять составы микрогрупп для выполнения любого дела. |
Авторитет взрослого еще велик. Прямое воздействие эффективнее, если опираться на мнение и поддержку коллектива. Участие взрослого вносит оживление и вызывает активность детей. | Важно быть осторожным со словом. Поощряя или наказывая, надо понимать, сколь это значимо и какой глубокий след оставляет в душе ребенка. Поручая дело, следует обязательно поинтересоваться результатами, впечатлением, настроением. |
Рекомендации по выбору игр | |
Велика роль игры. Любят подвижные и творческие сюжетные игры. Особенно привлекают игры, сюжет которых содержат веселые, смешные таинственные приключения; Больше всего увлекают игры, в которых они могут «совершать» героические подвиги, проявлять ловкость. Начинают привлекать нравственно психологические качества: смелость, выдержка, верность. | Арсенал игры велик. Важно очень хорошо подготовиться. Временами приходится сталкиваться с ребячьим желанием показать свою исключительность: грубит – показывает упрямство; упрямится – показывает самостоятельность и принципиальность. Это можно откорректировать, если с помощью игр поставить ребенка в ситуацию, где он сможет проявить смелость, самостоятельность, мужество. |
Младшие подростки 11-12 | |
Характеристики психологического развития | Методические комментарии |
Главное – коллектив, общение со сверстниками. Подросток стремится завоевать авторитет, признание. Стремится занять свое место среди сверстников, играть в нем одобряемую в нем роль. | Не загружайте отряд мероприятиями. Обязательно давайте время на свободное общение ребят. Мероприятия, где подросток имел бы возможность проявить свои таланты и способности |
В центр внимания ставятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми; начинают складываться моральные взгляды и оценки. | В коллективе подростков нередко возникают собственные моральные требования, не совпадающие с требованиями взрослых. Например, правило «Не выдавать!» Как часто, требуя «выдачи» зачинщика, вожатый совершает ошибку, наказывая в целом коллектив, что ведет к групповому сопротивлению. |
Возникает желание участвовать в предметных кружках, появляется интерес к научно-популярной и научной фантастике | Часто вожатых возмущает непостоянство интересов ребенка в этот период, напрасно, пусть выбирает. |
Сопротивление критике. Возможны конфликты, прямое противодействие. | Критику старайтесь давать в форме предложений: Может быть, сделаем так… |
У ребенка идет выбор идеала, кумирство. | Старайтесь быть в курсе последних событий в «Доме-2» и Фабрике звезд, активно интересуйтесь у детей, кто действительно круче из музыкальных исполнителей. |
Наиболее трудный возраст в межполовом взаимодействии. Конфронтация мальчиков и девочек. | Помочь ребенку адекватно проявить свой интерес к противоположному полу. Объяснить, что в этом нет ничего зазорно. |
Рекомендации по выбору игр | |
Очень четко делятся на группы мальчики-девочки. Дробите их, перемешивайте. Давайте возможность для взаимодействия в игровой форме. | Игры на преодоление тактильного барьера. |
Это благоприятное время, чтобы развить интерес и привить вкус к чтению и литературе | Интеллектуальные викторины, КАМы |
Любят тайны, фантастические миры | Сюжетные игры, основанные на фантастике, волшебстве. |
Средние подростки 12-14 | |
Характеристики психологического развития | Методические комментарии |
Укрепление чувства взрослости. Стремление почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе | Необходимо дело, которое отличало бы отличалось от всего, что он делал раньше, и по содержанию, и по форме. К этому стремлению надо относиться уважительно. |
Возможно расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника, и тем, на которое он внутренне претендует. | Возраст социальных проб. Вожатый сталкивается с первыми попытками курить, выпить, осознанно нарушить правила и порядки. |
Напряженный и личный интерес к вопросам пола: обсуждение со сверстниками, высмеивание, возможная пошлость. | Надо не уходить от этой темы, а идти на встречу, объяснять, вызывать на откровенность своим тактичным поведение, доброжелательностью, компетентностью. |
Отношения с взрослыми значительно усложняются; прямое непосредственно давление (приказ, немотивированное требование) вызывает протест. Зато охотно принимается опосредованное руководство в виде совета, ненавязчивого предложения прийти на помощь. | Если взрослый хочет успешно взаимодействовать с подростками, он должен «завоевать их сознание», убедить их в правильности своих предложений. Что бы иметь авторитет у подростков, надо его завоевать. Подростки болезненно относятся к малейшему расхождению между тем, что взрослые утверждают и пропагандируют, и тем, как они сами поступают и думают. |
Впервые появляется стремление составить некоторую общую картину мира, общее представление о себе самом. | Подростку хочется выяснить: зачем живет человек, каким он станет, когда будет взрослым? Проявляют интерес к профориентации. |
Стремится не только больше знать, но и уметь. | Не пытайтесь все делать сами, больше доверяйте, поручайте все сложные дела - не бойтесь ошибок, - идет нормальный процесс накопления опыта |
Рекомендации по выбору игр | |
Рекомендуется использовать различные виды соревнований, конкурсов, особенно коллективных, игр-аттракционов, игр на наблюдательность и внимание. | Игра должна быть не имитационная, а настоящая (настоящий поход, настоящий спектакль, настоящее путешествие). |
Если в процессе игры подростки принимают неверное решение, лучше убедить их в его ошибочности или дать убедиться в ошибке самим | Для мальчиков игры, где можно проявить силу, смелость, инициативу, готовность выручить товарищей. |
Игры на коммуникативное взаимодействие | Сюжетно-ролевые игры |
Старшие подростки 14-16 | |
Характеристики психологического развития | Методические комментарии |
Рост социальной активности. Более резкое деление на «звезд» и «отверженных» | Организаторские функции делегировать наиболее активным ребятам. Стараться создать ситуацию успеха непризнанным ребятам. Дать возможность реализоваться в том, что у него получается. |
Начало практической реализации жизненных планов. Профессиональное и личностное самоопределение | Идет снижение остроты межличностных конфликтов, снижение негативизма во взаимодействии с окружающими людьми |
Возможны крайности поведения типа «я все знаю». Главное – авторитет в своей среде | Общение с ребенком должно быть на равных, как с взрослым. Но не допускать панибратства, держать дистанцию. |
Отмечается, повышена невротичность и эмоциональность | Переходы настроений непредсказуемы и быстры. Характерны обидчивость, импульсивность. |
Может возникнуть обостренное чувство одиночества | Нуждаются помощи в установлении хороших личных контактов |
Физиологическое созревание подходит к концу. Объективные сексуальные потребности | Показать актуальность «высоких» отношений, любви. Установить максимальное доверие: предупрежден - вооружен. |
Рекомендации по выбору игр | |
Игра должна быть осмысленной, деятельной, достаточно сложной | Целесообразно использование следующих форм игровой деятельности: дискуссии, деловые игры, игры с профориентационным содержанием. |
Игра может быть рассчитана на длительную подготовку | КВНы, ролевые игры |
Снятие сексуального напряжения | Тактильное взаимодействие |
Для подростка становятся важными причины и мотивы поступков людей. Возникает желание в этом разобраться | Игры с психологическим подтекстом, элементы веревочного курса с дальнейшей рефлексией. |