Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи

Яковых Ю.В. , председатель спортивного клуба, к.п..н.

ТГСПА им. Д.И.Менделеева, г.Тобольск

Известно, что среди различных факторов, влияющих на формирование основных компонентов здоровья, в том числе физического, не менее важным является фактор двигательной активности, который обеспечивается средствами физической культуры. Также хорошо известно, что для нормального функционирования сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной, костной, нервной систем, определяющих в конечном итоге состояние здоровья, первостепенное значение имеет уровень кондиционной физической подготовленности человека, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Так, ежегодные обследования студентов первого курса академии выявило, что показатели развития кондиционных физических качеств у многих из них, не соответствуют требованиям государственного стандарта. Проводимые осенние исследования студентов 2-4 курсов выявили у них снижение показателей физического здоровья по сравнению с результатами весенних исследований, хотя летние каникулы – наиболее благоприятный период для улучшения здоровья, физической подготовленности и развития, восстановления сил и спортивной реализации физической активности студентов.

На наш взгляд, физическое воспитание как организованный процесс воздействия, включая в себя физические упражнения, гигиенические мероприятия и использование естественных сил природы для обеспечения необходимого уровня физического развития, физической подготовленности, призвано занять ведущее место в деятельности вуза, организуемое в период летних каникул.

Таким образом, повышения здоровья студентов средствами физической культуры в летний период в условиях спортивно-оздоровительного лагеря является актуальной проблемой сегодняшнего дня. Отдых в спортивно-оздоровительном лагере поможет обеспечить правильный двигательный режим для студенческой молодежи во время летних каникул, что является мощным оздоровительным средством.

Основными формами работы по физическому воспитанию в спортивно-оздоровительном лагере могут быть: ежедневная гимнастика с обязательным пробеганием 800-1500м; коррекционная гимнастика; закаливающие процедуры: обливание ног холодной водой, босохождение, принятие солнечных и воздушных ванн; занятия плаванием; спортивные и подвижные игры, прогулки, экскурсии и походы с играми на местности, развлечения на игровой площадке; специализированные спортивные праздники: «День стайера», «День спринтера», «День метателя», «День прыгуна», «День Нептуна», «Веселые старты». Необходимо отметить, что в этих мероприятиях будут участвовать все студенты. Таким образом, только за одну смену двигательная активность на одного человека может составить от 80 до 100 часов, что соответствует времени годовой учебной программы по физическому воспитанию. В тоже время по интенсивности воспитательного общения 21 день лагерной смены равен учебному году. Также в условиях лагерной смены физкультурно-оздоровительные мероприятия будут взаимосвязаны с общим режимом дня, с полноценным четырехразовым питанием, что окажет большое влияние на укрепление здоровья студенческой молодежи.

Востребованность в спортивно-оздоровительном лагере на сегодняшний день в нашей академии имеется у биолого-химического факультета, факультета физической культуры, спортивного клуба, студенческой профсоюзной организации, профкома сотрудников, воспитательного отдела, кафедры педагогики. Учебная программа БХФ предусматривает прохождение летней полевой практики. Учебная программа ФФК предусматривает прохождение учебно-тренировочных сборов по дисциплинам легкая атлетика, лыжный спорт, туризм. Спортивный клуб нуждается в проведении тренировочных сборов сборных команд вуза. Студенческая профсоюзная организация и профком сотрудников озабочены отдыхом и восстановлением здоровья своих членов. Воспитательный отдел вуза каждый год решает проблемы занятости в летний период малообеспеченных студентов и студентов-сирот. Кафедре педагогики для обучения студентов академии летней практике на 3 курсе необходима наглядная учебно-производственная база.

Решение данного вопроса требует больших материальных затрат. Поэтому необходим поиск привлечения таких денежных средств. Одним из способов может стать создание объединенной рабочей группы для подготовки документов к участию в грантовой деятельности на различных уровнях. Тем более что такой научный потенциал в нашей академии имеется. Но одной грантовой деятельностью тут не обойтись.

Такая проблема прослеживается во многих высших государственных учебных заведениях нашей страны. И нам кажется, что без государственной поддержки вопросы оздоровления студенческой молодежи не решить. Мы не говорим о дополнительном финансировании статьи на приобретение путевок в лагеря отдыха. Такие деньги имеются, но эффективность их использования минимальная. Так в нашей академии в период летних каникул могут отдохнуть до 70 человек. Это составляет 2% от общего числа студентов вуза. Таким образом, говорить о массовом оздоровительном отдыхе невозможно. Мы говорим об изменении вообще к подходу о финансировании летнего отдыха студентов. И выделять деньги не на приобретение путевок, а на строительство и укрепление материальной базы круглогодичных оздоровительных лагерей, баз отдыха, профилакториев, санаториев находящихся на балансе у вузов. В этих условиях себестоимость путевки будет гораздо меньше, а количество отдохнувших больше. Возможности отдыха смогут быть круглогодичными, в выходные и праздничные дни, в каникулярное зимнее время.

[1] Здоровьесберегательные компоненты в управлении качеством образования курсантов образовательных учреждений МВД России: Практикоориентированная монография и метод, пособие / Под ред. А.А. Захарова. - Казань: КЮИ МВД России, 2011. -С. 21,24.

[2] Физическая подготовка: учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

[3] Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: учебное пособие для студентов в ВУЗах.- М: А.О. «Аспект пресс», 2010.-144 с.

[4] Физическое воспитание: Учебник / Под. ред. Головина, Маслякова, Коробкова и др.- М.: Высшая школа, 1983-391 с.

[5] Галеев И.Ш., Компоненты формирования здоровьесберегающей среды в высшем учебном заведении– Казань: КФУ, 2011. 62 с.

[6] Настоящая статья подготовлена в рамках работы по проблеме «Совершенствование правового обеспечения спорта в современной России: межотраслевое правовое регулирование с гражданско-правовой составляющей, правовой режим инноваций и образовательной деятельности» по грантовой программе по конкурсу № НК-585П в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года № 568.

[7] См., подробнее Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ, 2009. № 33. ст. 4110.

[8] См.: п. 12) ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 2007. № 50. ст. 6242 (далее Закон о спорте).

[9] См.: п. 13) Закона о сопрте.

[10] См.: п. 26) Закона о сопрте.

[11] См.: п. 25) Закона о сопрте.

[12] См.: п. 27) Закона о сопрте.

[13] Об этом см., подробнее: п. 6) ст. 2.1. Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 06.10.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства РФ, 1996. № 35. ст. 4135; Приказ Минобрнауки РФ от 27.02.2009 N 66 "Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс" // Российская газета, № 97. 29.05.2009.

[14] Настоящая статья подготовлена в рамках работы по проблеме «Совершенствование правового обеспечения спорта в современной России: межотраслевое правовое регулирование с гражданско-правовой составляющей, правовой режим инноваций и образовательной деятельности» по грантовой программе по конкурсу № НК-585П в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года № 568.

[15] До недавнего времени категория «инновационная деятельность» рассматривалась исключительно как экономическое явление. Однако в последние годы ситуация изменилась, так как инновационное развитие экономики невозможно без наличия эффективных правовых механизмов осуществления инновационной деятельности. Инновация – это новое знание, преобразованное в нечто новое в любой сфере деятельности и дающее определенный экономический эффект. (См.: Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение / В.Г. Зинов. – М.: «Дело». – 2005. – С.16.) С правовой точки зрения инновация это, прежде всего, вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли. (См.: Волынкина М.В. Правовая сущность термина инновация // Инновации. – 2006. – № 1.)

[16] Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. - 2009. - №33. - Ст. 4110.

[17] СЗ РФ. - 2007. - № 50. - Ст. 6242.

Наши рекомендации