Система строгого служебного подчинения младшего звена

(ПРИРОДНО-ПСИХИЧЕСКОГО) СТАРШЕМУ ЗВЕНУ

(СОЦИАЛЬНО –ПСИХИЧЕСКОМУ).

 
  система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ

       
  система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru
    система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru
 

Ч «СДВИГ»

ПРИРОДНО-ПСИХИЧЕСКОЕ

       
    система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru
  система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru
 

Конкретным выражением подобного сдвига субординационных отношений в психике могут быть расторможение и патологическое усиление влечений, инстинктивных потребностей, низших эмоций при некоторых типах формирующихся психопатий и особенно при психопатоподобных состояниях разного генеза.

ЯВЛЕНИЕ РЕГРЕССА ПСИХИКИ С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФЕНОМЕНОВ И ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ, СВОЙСТВЕННЫХ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ РАННЕМ ЭТАПАМ ОНТОГЕНЕЗА:- двигательные стереотипии. Проявление психической инертности. Непроизвольное, многократное повторение однообразных, лишенных смысла и ничем не вызванных движений, наблюдается при органических поражениях головного мозга (болезнь Пика, некоторые послеинсультовые состояния), при кататонической шизофрении, сумеречном помрачении сознания, особенно у больных эпилепсией. – эхопраксии. Непроизвольное повторение или имитация человеком движений окружающих его лиц. Проявляется при поражении конвекситальной префронтальных отделов. Хотя данное явление принято относить к тиковым расстройствам, его можно наблюдать у людей, страдающих аутизмом, синдромом Туретта, синдромом Гензера, шизофренией ( в особенности кататонической шизофренией), некоторыми фрмами клинической депрессии и другими неврологическими расстройствами. - моторные автоматизмы.– мутизм. В психиатрии и неврологии состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не дает понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими. Является симптомом психомоторного расстройства, может наблюдаться после сотрясения и ушиба мозга, тяжелой психической травмы,пожара, гибели близких, как одно из последних проявлений синдромокомплекса «СПИД – деменция». При мутизме отсутствует как ответная так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется. Особенности ухода за больными мутизмом заключается в том, что медсестра должна поддерживать постоянное общение с такими пациентами, используя мимику, письмо, жестикуляцию. Беседы в сочетании со средствами, стимулирующими деятельность нервной системы, весьма полезны и полностью снимаю глухоту и немоту. Для лечения мутизма по назначению врача применяется метод растормаживания. После инъекции 1 мл 10% раствора кофеина спустя 3-5 минут больному внутривенно очень медленно (1мл/мин) вводят раствор амиталнатрия до появления состояния легкого опьянения. Как правило, достаточно одной процедуры. Завершая процедуру, медсестра должна несколько раз в течение дня лечения заставлять больного отвечать на вопросы и вступать с ним в беседу.- общее двигательное застывание.- временная или стойкая утрата двигательных навыков и навыков опрятности - возобновление «лепетной» речи- появление повышенной боязливости и готовности к страхам ПОДОБНОЕ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ, РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ, ОРГАНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ТИП ОБЩЕГО И ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА – один из видов изменения соотношения между социальным и биологическим.

Дизонтогенез психики выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а так же в нарушении соотношения развивающейся психики ребенка и подростка.

Основной клинический тип дизонтогенеза психики – РЕТАРДАЦИЯ.

РЕТАРДАЦИЯ –запаздывание или приостановка развития всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики.

При данном типе, характерном для олигофрении и так называемых задержке психического развития, включая состояния общего и парциального психического инфантилизма, запаздывает переход от более простых, преимущественно природно-психических свойств к более сложным социально-психическим. В связи с этим возникает недостаточность социально-психических функций, прежде всего познавательных.

Однако сохраняется общая закономерность единства биологического и социального при ведущей роли социального.

Единство проявляется в тесной взаимозависимости биологического и социального при всех вариантах ретардации, включая олигофрению.

ИТАК:

1)Степень развития социально-психических функций и свойств при олигофрении находится в прямой зависимости от степени недоразвития нейрофизиологических мозговых механизмов (т.е биологического).

СОЦИАЛЬНО – ПСИХИЧЕСКИЕ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА МОЗГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru (биологические)

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 17

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 16

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 15

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 14

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 13ЗАВИСИМОСТЬ ЗАВИСИМОСТЬ

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 11

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 5

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 1

2) В то же время степень «социализации» умственно отсталого ребенка оказывает значительное влияние в направлении выявления и использования потенциальных возможностей мозга олигофрена и в направлении развития компенсаторных механизмов.

ВЛИЯНИЕ

 
  система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru

РАЗВИТИЕ

КОМПЕНСАТОРНЫХ

МЕХАНИЗМОВ И

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВЫЯВЛЕНИЕ И

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 17 МОЗГА

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 16

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 15

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 14

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 13ЗАВИСИМОСТЬ

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 5

система строгого служебного подчинения младшего звена - student2.ru 1

Это влияние социализации можно считать одной из основных причин значительного уменьшения возраста количества зарегистрированных больных олигофренией в населении вследствие их не только социальной адаптации, но и частичной биологической (нейродинамической) реституции.

ВЕДУЩАЯ РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СОХРАНЯЕТСЯ ПРИ ЛЮБЫХ ВАРИАНТАХ РЕТАРДАЦИИ, ИСКЛЮЧАЯ ГЛУБОКУЮ ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ И ИДИОТИЮ, ПРИ КОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ПОЧТИ НЕ РАЗВИВАЕТСЯ, И СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ПРИ ВСЕЙ ЕГО НЕДОСТАТОЧНОСТИ ОСТАЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА ОЛИГОФРЕНА ИЛИ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Именно социально-психическое играет решающую роль в приспособлении такого ребенка, хотя и на более низком уровне, к жизни в обществе. В связи с этим социально-психическое при олигофрении не должно рассматриваться как нечто только недостаточное, ущербное. Оно способно играть активную роль в выработке компенсаторных, приспособительных форм поведения олигофрена.

ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЗАИМООТНОШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ДРУГИХ «РЕТАРДАЦИЯХ» ПОЗВОЛЯЕТ ПОНЯТЬ НЕДОСТАТОЧНУЮ НАУЧНУЮ ОБОСНОВАННОСТЬ БИХЕВИОРИСТСКОЙ ПРАКТИКИ «ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБУСЛАВЛИВАНИЯ» (operant conditioning) в лечебной педагогике умственно отсталых за рубежом.

Вместо привлечения и активизации деятельности социально-психических компонентов психики с целью воспитания и обучения детей-олигофренов и коррекцийу них нарушений поведения указанный метод построен на основе условнорефлекторного закрепления тех или иных форм поведения, т.е исходит из полного игнорирования личности больного, представляя по существу разновидность дрессуры.

АСИНХРОНИЯ РАЗВИТИЯ –неравномерное, диспропорциональное психическое развитие, при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают или происходит усиление развития отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к дисгармонии.

При данном типе дизонтогенеза психики (асинхронии развития), свойственном психопатиям в период их становления и отчасти шизофрении детского возраста . происходит неравномерное развитие компонентов и свойств психики ребенка нередко с преобладанием недостаточности или болезненного обнажения и усиления природно-психических компонентов и явлений, например темперамента, влечений и потребностей опирающихся на инстинктивные механизмы.

В то же время социально-психические компоненты психики (запас знаний, отвлеченное мышление, направленность личности, высшие интересы, нравственные установки) могут развиваться с той или иной степенью опережения (акселерации).

Общими закономерностями взаимоотношения социального и биологического в группе «диспропорционального» развития можно считать:

  • большую зависимость направления изменений социально-психических компонентов от нарушенных природно-психических проявлений (а через них – от патологических, т.е биологических механизмов данного вида нарушения).
  • выраженную реакцию личности на нарушение природно-психических свойств, возникающую в процессе отношений такой аномальной личности с социальным окружением.

К примеру:

Формирование эпилептоидных черт характера, эгоцентрической установки, определенных конкретно-житейских интересов при становлении эпилептоидной психопатии в значительной мере определяется такими особенностями природно-психических образований, таких как:

- обнажение и усиление влечений.

- нарушение низшей эффективности со склонностью к аффективной возбудимостью.

- мало подвижный темперамент.

В то же время личность ребенка и подростка с формирующейся эпилептоидной психопатией реагирует на аномальные природно-психические свойства, нарушающие её социальную адаптацию, разнообразными компенсаторными и псевдокомпенсаторными (или гиперкомпенсаторными) образованиями.

С известной долей условности можно отнести аккуратность, педантизм, скупость, гиперсоциальность у таких детей - к компенсаторным образованиям,

а недоверчивость, склонность к наговорам, завистливость, готовность к ипохондрической фиксации – к псевдокомпенсаторным.

СТРУКТУРА ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ КОНСТИТУЦИИ (ядерной) психопатии, таким образом, складывается из СЛОЖНО ПЕРЕПЛЕТАЮЩИХСЯ НАРУШЕНИЙ ПЕРВИЧНЫХ ПРИРОДНО-ПСИХИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ, частичных изменений СУБОРДИНАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ между ними и СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ, СДВИГ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ, обусловленных влияниями ПРИРОДНО-ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ, и, наконец, разнообразных вторичных социально-психических образований, связанных с реакцией личности на её аномальные свойства и на затруднения в социальной адаптации (во взаимоотношениях с окружающими, в приспособлении требованиям общества, приобретение определенной социальной роли).

Еще более сложное переплетение и взаимовлияние социального и биологического наблюдается при психическом дизонтогенезе, связанном с процессуальными заболеваниями (шизофрении, эпилепсии), начавшимися в детском возрасте.

Например:
При вялотекущем шизофреническом процессе нередко еще в доманифестном периоде имеет место сочетание явлений парциальной психической акселерации преимущественно социально-психических компонентов:

  • ускоренное речевое и интеллектуальное развитие
  • преждевременное пробуждение интеллектуальных интересов (свойственных в норме более старшему возрасту).

С ПРИЗНАКАМИ ЧАСТИЧНОЙ РЕТАРДАЦИИ (отставание в развитии моторики и психомоторики, эмоциональная незрелость, задержка развития волевых качеств, практическая неприспособленность), ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ БИОЛОГИЧЕСКИХ, ИНСТИНКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ.

Развивающаяся личность ребенка реагирует на дефектность природно-психических свойств и связанные с нею нарушения социальной адаптации выработкой комплекса компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований защитно-приспособительского характера, таких как:

- чрезмерная привязанность к матери.

- боязнь нового.

- приверженность к устойчивому режиму и ритму жизни.

- своеобразные привычки.

- напоминающие навязчивые ритуалы.

- крайняя избирательность контактов.

- односторонние интересы.

ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ВТОРИЧНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫМИ В СОБСТВЕННОМ СМЫСЛЕ СЛОВА, ХОТЯ ПРИ ТЕКУЩЕМ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ТЕСНО СВЯЩАНЫ С ПРОДУКТИВНОЙ И НЕГАТИВНОЙ СИМПТОМАТИКОЙ, СВОЙСТВЕННОЙ ПОСЛЕДНЕМУ.

На значительную роль подобных компенсаторных образований в клинике шизофрении указывали E.Bleuer (1911) Е.К. Краснушкин (1960). Рассмотрение этих образований в динамически - эволютивном плане закономерно приводит к представлениям о возможности вычленения явлений психогенного патологического развития личности в рамках шизофрении (преимущественно вялотекущей), что явилось источником не вполне удачного термина «шизофрения развития». К тому же к ряду клинических форм можно отнести выделенные А.В. Снежневским (1972) «ПОСТЕПРОЦЕССУАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ» у больных шизофренией. Близкие по направленности взаимоотношения возникают также при эпилепсии , начавшиеся в детском возрасте. В этом случае многие изменения психики (педантизм, аккуратность и т.п), так же как и при эпилептоидной психопатии, относятся к кругу вторичных, приспособительных образований и явлений своеобразного развития личности.

Эволюционно-динамический подход позволяет лучше возрастные особенности выделяемых со времени исследований Джексона негативных и позитивных психопатологических симптомов.

НЕГАТИВНЫЕ СИМПТОМЫ – симптомы стойкого или временного выпадения психических функций.

  • нарушение осмысления
  • снижение памяти
  • снижение психической активности
  • эмоциональное оскуднение

ПОЗИТИВНЫЕ (ИЛИ ПРОДУКТИВНЫЕ) ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ –

качественно новые, болезненные психические образования, связанные с возбуждением сохранных механизмов мозга.

  • бредовые идеи
  • галлюцинации
  • иллюзии
  • аффективные расстройства типа маниакальных и депрессивных состояний.

Детскому возрасту свойственно продолжающееся развитие и созревание физиологических систем и морфологических структур мозга.

Наряду с негативными и продуктивными симптомами, обусловленными механизмами выпадения или возбуждения относительно зрелых, завершенных в своем формировании систем, большое место в клинической картине психических заболеваний принадлежит

«НЕГАТИВНЫМ И ПРОДУКТИВНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИМ СИМПТОМАМ».

ОСНОВА НЕГАТИВНЫХ ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ – ЗАДЕРЖКА ИЛИ ИСКАЖЕНИЕ РАЗВИТИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ:

1)приостановка и задержка темпа развития познавательных функций, в том числе мышления, что является главным выражением синдрома умственной отсталости и пограничных состояний, интеллектуальной недостаточности.

2) симптомы недоразвития и задержки развития речи.

3) явления задержки развития психомоторики, включая так называемую «моторную дебильность», «моторный инфантилизм», церебеллярно-двигательную, экстрапирамидную, фронтальную моторную недостаточность (например: недостаточность тонкой ручной моторики).

Негативные дизонтогенетические симптомы, связанные с механизмом искажения развития психики, включают главным образом различные проявления:

- диспропорционального развития темперамента.

- диспропорциональное развитие влечений.

- диспропорциональное развитие инстинктивных потребностей и эмоционально-волевых свойств формирующейся личности ребенка и подростка.

Сюда так же относятся симптомы входящие в структуру невропатических состояний , синдромов раннего аутизма, проявлений дизонтогенеза психики, предшествующего части случаев шизофрении детского возраста.

Посмотреть в Интернете: Периоды онтогенеза (постнатальный онтогенез и др.) (психиатрия). Способы нервно-психического реагирования. Эхолалия, эхопраксия, стереитипии, патологическое фантазирование, метафизические интаксикации, сверхценные увлечения, ипохондрические переживания, дисморфофобические переживания.

Продуктивные дизонтогенетические симптомы имеют в своей основе явление «дисфункции созревания» или «относительной возрастной незрелости» физиологической системы.

Подобная дисфункция созревания , сопровождающаяся более или менее длительной фиксацией и автоматизацией преходящих способов нервно-психического реагирования , свойственных незрелым мозговым механизмам того или иного периода постнатального онтогенеза может быть источником ряда дизонтогенетических продуктивных симптомов психических заболеваний в детском возрасте, например эхолалии и эхопраксии, стереотипий (так называемые бессодержательные и со сверх ценным содержанием), патологического фантазирования (особенно образного), ипохондрических и дисморфофобических переживаний, а так же сверхценных увлечений и интересов (включая явления метафизической интаксикации) у подростков.

В отличии от обычных негативных психопатологических симптомов, которые, начиная с

E. Kraepelin (1913), считаются нозологически относительно специфичными, негативные дизонтогенетические симптомы у детей и подростков мало спецефичными в этом отношении и больше характеризуют период онтогенеза (преимущественно ранний), в котором возникло повреждение структуры или тяжелое нарушение функций развивающегося мозга.

Наши рекомендации