Психологическая диагностика детей с дцп при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и их коррекция

Диагностика детей с ДЦП не вызывает трудностей у медицинских работников. Легкую и среднюю степени тяжести ДЦП часто бывает сложно выявить в первые дни жизни ребенка. Неврологическая симптоматика, имеющая место у грудных детей, не всегда свидетельствует о развитии ДЦП.

Однако на ранних стадиях развития важно не только выявить ДЦП, но и определить уровень психического развития ребенка.Ведущая роль в работе по психодиагностике и психокоррекции принадлежит педагогу-психологу дошкольного учреждения. Трудности при исследовании ребенка с ДЦП могут быть вызваны его умственной отсталостью, задержкой развития, недостаточностью зрения, слуха и др. Особенно важно рано обнаружить нарушения слухау детей с ДЦП. Они встречаются достаточно часто. Для выявления отклонений в развитии личности ребенка с ДЦП необходим комплексный клинико-психолого-педагогический анализ его особенностей. Обследование ребенка с ДЦП представляет большие трудности, так как физические недостатки, ограниченный запас знаний об окружающем маскируют потенциальные его возможности. Более надежной остается диагностика, опирающаяся на тщательное наблюдение в сочетании с экспериментальным обследованием отдельных психических функций и изучением особенностей приобретения новых знаний и навыков.

Успешность диагностической работы может быть обеспечена при условии тесного сотрудничества специалистов разных областей. Ранняя психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа очень актуальна. Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, систематическое воздействие, включающее медикаментозную терапию, физиотерапию, ортопедическое лечение, массаж, лечебную физкультуру. Медикаментозное лечение направлено на нормализацию мышечного тонуса, уменьшение насильственных движений. Физиотерапевтические процедуры улучшают трофику тканей и кровообращения в мышцах. Ортопедическая работа предусматривает соблюдение ортопедического режима, использование ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения конечностей и др. Лечебная физкультура направлена на развитие двигательных навыков и умений, обеспечивающих школьную и социально-бытовую адаптацию детей.

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА). ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Аутизм может проявляться в различных формах:

1) в полной отрешенности от происходящего;

2) в активном отвержении;

3) в поглощенности аутистическими интересами;

4) в чрезвычайной трудности организации общения и взаимодействия с другими людьми.

Существуют четыре группы детей с РДА, представляющие собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми. Для детей 1-й группыхарактерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности. Дети 2-й группыисходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой. Детей 3-й группыотличает несколько другой способ аутистической защиты от мира - это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. У детей 4-й группыаутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступают повышенная их ранимость, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия).

При анализе ранней симптоматики РДА возникает предположение об особом повреждении этологических механизмов развития, что проявляется в слабости инстинкта самосохранения и аффективных механизмов защиты, полярном отношении к матери, в больших трудностях формирования улыбки, контакта глаз, эмоциональной сингонии. У детей наблюдаются неадекватные, атавистические формы познания окружающего мира: облизывание, обнюхивание предмета.

Первичные расстройства при РДА:повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность (гиперстезия), слабость энергетического потенциала. Вторичные:аутизм как уход от окружающего мира, ранящего интенсивностью своих раздражителей, а также стереотипии, сверхценные интересы, фантазии, расторможенность влечений - как псевдокомпенсаторные аутостимуляторные образования, возникающие в условиях самоизоляции, восполняющие дефицит ощущений и впечатлений извне и этим закрепляющие аутистический барьер. Ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного отсутствия внешнего реагирования, так называемая "аффективная блокада", выражена недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает таким детям сходство со слепыми и глухими.

Клиническая дифференциация РДА имеет большое значение для определения специфики лечебно-педагогической работы, а также для социального прогноза.

Наши рекомендации