Психологические особенности детей со сложными недостатками развития при нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта

Для более успешного усвоения и понимания темы необходимо познакомится с некоторыми понятиями:

Сурдопсихология– наука изучающая особенности психического развития людей с недостатками слуховой функции.

Глухие дети – степень потери слуха лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.

Ранооглохшие дети - родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах

Позднооглохшие дети - сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она была уже сформирована.

Слабослышащие дети – с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.

Ослепшие– дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Слабовидящие– дети с остротой зрения от 0, 05 до 0,2

Сенсомоторные нарушения - нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий.

Слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет.

Слепые дети - полное отсутствие зрительных ощущений, либо имеющих остаточное зрение или сохраненная способность к светоощущению.

Тотально слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений.

Частично,илипарциально слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение.

Тифлопсихология– наука изучающая закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения, формирование комп Основными психологическими понятиями по теме являются:

Атонически–астатическая форма (мозжечковая) – характеризуется низким мышечным тонусом.

Гемиплегия – поражение либо правой, либо левой половине тела.

Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия) – одностороннее повреждение двигательной зоны коры головного мозга.

Гиперкинезы – внезапные, повторяющиеся стереотипные движения или вокализации, вызванные непроизвольной кратковременной активацией мышц или мышечных групп.

Гиперкинетическая форма – двигательные расстройства. Проявляющиеся в виде насильственных непроизвольных движений – гиперкинезов.

ДЦП– это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля сл стороны ЦНС за функционирование мышц.

Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП. Тяжелые двигательные нарушения во всех четырех конечностях

Диплегия (параплегия) – поражение либо верхних, либо нижних конечностей.

Моноплегия – редко встречающееся поражение одной конечности.

Мышечная ригидность – повышенный мышечный тонус общего или частичного характера.

Спастическая диплегия – двигательные нарушения в верхних и нижних конечностях, ноги поражаются сильнее, чем руки.

Тетраплегия- общее поражение всех четырех конечностей.

Тик - представляет собой непроизвольное, неожиданное, повторяющееся, рекуррентное, неритмическое, стереотипное моторное движение или вокализацию.

Тремор – дрожание в различных мышечных группах – мышцах языка, пальцев рук, дрожание в ногах.

Органическое поражение центральной нервной системы иногда приводит к возникновению сложных дефектов, представляющих собой сочетание двух и более нарушений развития. К данной категории относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталые незрячие или слабовидящие, умственно отсталые неслышащие или слабослышащие), а также дети, у которых сочетаются различные сенсорные нарушения (глухие слабовидящие, слепые слабослышащие, слепоглухие), или имеется сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами.

Комбинированный дефект искажает психическое развитие в наибольшей степени. Например, при слепоглухоте речь идет об искусственном формировании человеческой психики, так как у ребенка практически отсутствуют возможности взаимодействия с внешним миром.

В литературе приводится несколько примеров успешной адаптации слепоглухих.

Широчайшую известность во всем мире получила слепоглухая Елена Келлер (1880–1986 гг.). Она была первым человеком, который, не имея зрения и слуха, не только овладела словесной речью во всех ее видах – дактильной, устной, письменной по системе Брайля и буквенной, но и получила высшее образование, говорила на нескольких языках, стала писательницей, ее книги переведены почти на все языки мира.

Воспитанница И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова наша соотечественница слепоглухая Ольга Скороходова также достигла высокого интеллектуального уровня. Она написала книгу, ставшую психологическим бестселлером, «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». Чуть больше десятилетия назад четверо воспитанников Загорского детского дома для слепоглухих детей, успешно получив среднее образование, стали студентами МГУ, а, закончив университет, продолжают заниматься научной работой в области психологии.

Эти и другие успехи специальной психологии и коррекционной педагогики показывают большие возможности детей со сложными дефектами в развитии, делая тем самым возможной и необходимой коррекционно-развивающую и реабилитационную работу с ними.

При потере слуха ребенок лишается важного источника информации, тем самым, ограничивается процесс его интеллектуального развития.

Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:

1. Неслышащие– дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: неслышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и неслышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.

2. Слабослышащие– дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Памятьнеслышащих и слабослышащих детей отличается рядом особенностей. Значительно интенсивнее, чем у нормально слышащих детей, меняются представления (происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размеров, перемещение в пространстве отдельных деталей объекта, уподобление предмета другому, хорошо известному). Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала, поэтому у детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала – слов, предложений и текстов. Специалисты отмечают, что особенности словесной памяти детей с нарушениями слуха находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития.

Также наблюдается замедленное формирование их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображение играет особую роль в познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей. Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире, неумением перестраивать имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием.

Мышление детей с нарушениями слуха напрямую связано с овладением словесной речью. Страдают словесно-логическое мышление, формирование мыслительных операций, использование теоретических знаний на практике. Исследования показали, что глухому школьнику нужно несколько больше времени для осмысления полученных знаний, чем его слышащему сверстнику.

Умственное развитие нормально развивающегося ребенка опирается на речь. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, сигнификативной, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников. На почве нарушений устной речи ребенка возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизмов. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, дактильной, чтения с губ.

Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях.

Коррекционная помощь в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.

Наши рекомендации