Тема 11. Психологическая характеристика детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Аномалии развития двигательной сферы («моторная дебильность», двигательный инфантилизм, экстрапирамидная недостаточность, фронтальная недостаточность): клинико – психологическая характеристика.

2. Этиология и основные формы детского церебрального паралича.

3. Особенности познавательной сферы детей с детским церебральным параличом без нарушений интеллектуального развития.

4. Особенности мотивационно-потребностной сферы детей с церебральным параличом (с нормальным интеллектом).

5. Особенности личности детей с детским церебральным параличом (с нормальным интеллектом).

6. Динамика психического развития детей с церебральным параличом (с нормальным интеллектом).

7. Особенности учебной деятельности детей с церебральным параличом (с нормальным интеллектом).

8. Олигофрения у детей с церебральным параличом.

Литература:

1. Акош И.К. Помощь детям с церебральным параличом – кондуктивная педагогика. – М.1994.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М., 1983.

3. Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию. - Юнеско, 1989.

4. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. Сост. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. – Спб.,2003.

5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1986.

6. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. – М.,1993.

7. Калежнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – М.,2000.

8. Камсюк Л.Г. Проблемы медико-социальной реабилитации детей инвалидов. – М.,1996.

9. Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. – Марбург,1994.

10. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1995.

11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

12. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно –двигательного аппарата. – М.,2001.

13. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.

14. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. – Спб., 2000.

15. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития.//Дефектоолгия.-1987, №3.

16. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом/Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. - СПб., 2002.

17. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М., 1991.

18. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

19. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата/ под ред. Т.А. Власовой. –М.,1985.

20. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х т. Т.1, 2. – М., 2002.

21. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие. – СПб., 2003.

22. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

23. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М., 2004.

Тема 12. Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА).

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Причины и механизмы возникновения синдрома раннего детского аутизма.

2. Особенности развития познавательной сферы при синдроме РДА (внимание, ощущение, восприятие, память).

3. Особенности речевой деятельности детей с синдромом РДА.

4. Особенности мыслительной деятельности детей с синдромом РДА.

5. Общая характеристика двигательной сферы и деятельности детей с синдромом РДА.

6. Особенности игры детей с синдромом РДА.

7. Особенности учебной деятельности детей с синдромом РДА.

8. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с синдромом РДА.

9. Психологическая диагностика синдрома раннего детского аутизма.

10. Психологическая коррекция синдрома раннего детского аутизма.

Литература:

1. Башина В.М. Ранний детский аутизм// Альманах «Исцеление». – М.,1993.

2. Детский аутизм: Хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. – Спб.,2001

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1986.

4. Каган В.Е. Аутизм у детей. – М.,1981.

5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1995.

6. Лебединская К.С., Никольская О.Н. Диагностика раннего детского аутизма. – М.,1991.

7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

8. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. - Спб., 2000.

9. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей//Дефектология. –1995. - №1.

10. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.,1997.

11. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

12. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х т. Т.1, 2. – М., 2002.

13. Ранний детский аутизм: Сб. научн. Трудов/Под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. – М.,1981.

14. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие. – СПб., 2003.

15. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.

16. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. – М., 1980.

17. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1974.

Наши рекомендации