Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

* Физическое здоровье - это естественное состояние орга­низма, обусловленное нормальным функционированием всех его ор­ганов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

* Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, разви­тием волевых качеств.

* Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Физически и психически здоровый че­ловек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стре­мится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядаю­щей молодости духа и внутренней красоты.

Функциональные резервы организма.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.

Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжает созидательную деятель­ность, не позволяет «душе лениться». Академик Н. М. Амосов предложил ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие про­ходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко трениро­ванные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут еже­минутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну мину­ту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной физической работе - 2 0 литров. Значит, ре­зерв равен 5 (20:4) . Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб.

Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество ре­зервов в организме, это максимальная производительность орга­нов при сохранении качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

· Биохимические резервы (реакции обмена).

· Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, сис­тем органов).

· Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м -10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот ре­зультат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуж-дения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокраще­ния и расслабления мышц.

От чего зависит здоровье.

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия соци­альных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

наследственность - 20%;

окружающая среда - 2 0%;

уровень медицинской помощи - 10%;

образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских уче­ных, выглядят так:

•человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, пси­хическое здоровье - 15%);

• экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэколо-гия - 15%);

•социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: мате­риальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

•медицинский фактор - 10%.

Содержание здорового образа жизни.

4.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вред­ных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.

 
  Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном). - student2.ru

Залог успеха - в планировании своего времени. Студент, ко­торый регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и луч­ше справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время - возможно, самое важное для человека - личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на от­дых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвы­чайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Не­обходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговремен­но, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуваже­ние к преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место - нешум­ное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих фак­торов.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь ор­ганизм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укреп­ляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мус­кулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременно­му одряхлению.

Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы вовсе не означает состояния полно­го покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был проти­воположен характеру работы человека («контрастный» принцип по­строения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 2 3 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или гра­фическими работами, конспектированием. Такое чередование физи­ческих и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть вре­мени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям же­лательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Наши рекомендации