Понятие о психическом и психологическом здоровья. Факторы, влияющие на психическое здоровье.

Истоки Ψ здоровья как одного из направлений мед.Ψ можно найти в появившейся в 1930-х г.Ψсоматичес-кой медицине,кот во многом опиралась на психиат-рию. В дальнейшем изучение роли Ψ в этиологии за-болеваний привело к примерно одновременному воз-никновению нов.отраслей двух наук: поведенческой (бихевиоральной)мед.иΨздоровья.Обе отрасли рассм -ли здоровье и болезнь как рез-ат взаимодействия биол., Ψ и соц. факторов.Ψздоровья — это наука о Ψ причинах здоровья, о методах и средствах его сохр-ия,укрепления и R.ЦельΨздоровья, по мнению В.А. Ананьева, не может быть окончательно определена, так как она выходит за рамки только сохр.здоровья. Само здоровье может рассм.как условие для успеш-ного достижения чел.намеченных жизненных целей. Т.о., «гл.принцип R здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию»(В.А.Анань-ев). Если гл.задача Ψздоровья — «улучшение уже вполне здорового чел.»,то«попутной задачей» явл-ся сохр., укрепление и целостное R духовной, психи-ческой, соц.и соматической составляющих здоровья. Среди задачΨздоровья также выдел.повышение ур. Ψ и коммуникативной культуры; опред. путей и ус-ловий для самореализации, раскрытия своего творче-ского и духовного потенциала. В предмет Ψздоровья вкл. «изучение механизмов влияния Ψсоциальных факторов… а также превентивную Ψ—концептуаль-ные,программные и эмпирические хар-ки профилак-тических усилий в сфере психического здоровья» Психологи здоровья рассм.вопросы изменения моти-вации Ч по отношению к здоровому образу жизни, опираясь на теории,посвященные психическому здо-ровью.Следовательно, для нас представляется важ-ным опред.с понятием «психическое здоровье» и его отличием от понятия «Ψздоровье».Глубокий анализ отеч.и зарубеж.лит-ры по проблеме психического и Ψздоровья, выполненный московским психологом В.Э.Пахальяном, показ.,что психическое здоровье нередко рассм.как отсутствие нарушений психики, психического нездоровья в свою очередь, Всемирная организация здравоохранения наряду с определени-ем понятия «здоровье» предлагает определение по-нятия«психическое здоровье», подразумевающее от-сутствие выраженных психических расстройств, на-личие опред.ресурса, позволяющего преодолевать неожиданные стрессы и затруднения,а также «равно-весие м/у Ч и окруж-м миром, гармонии м/у ним и обществом,сосуществование представлений отдель-ного чел.с представлениями др.людей об «объектив-ной реальности».Ψздоровье,это Ψаспекты психичес-кого здоровья,то есть совокупность личностных хар-к, явл. предпосылками стрессоустойчивости, соц.ад-аптации,успешной самореализации. В.Э.Пахальян - в соответствии с кот. Ψздоровье—это динамическое сост.внутр.благополучия(согласованности),кот. поз-вол.чел.актуализировать свои индивидуальные и воз-растно-Ψвозможности на любом этапе.Критерии психическогоздоровьяВсемирная организация здра-воохранения выдел.след.критерии психического здо-ровья осознание и чувство непрерывности, постоянс-тва и идентичности своего физич.и психического«Я» чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.критичность к себе и своей собственной психической продукции(деятельности) и ее результатам.соответствие психических реакций (адекватность)силе и частоте средовых воздействий, соц.обстоятельствам и ситуациям.способность само-управления поведением в соответствии с соц.норма-ми,правилами,законами.способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обсто-ятельств.Ψ здоровье и его критерии.Для Ψздорово-го чел.характерна философия релятивизма, «пожела-ния»;Рациональные производные от этой философии (рациональные,потому,что обычно способствуют до-стижению людьми своих целей или формированию новых,если прежние цели не могут быть осуществле-ны)—это:оценка—определение неприятности собы-тия(вместо драматизации);толерантность—я приз-наю,что неприятное событие произошло,оцениваю его неприятность и пытаюсь изменить или,если не-возможно изменить, принимаю ситуацию и занима-юсь претворением в жизнь др.целей(вместо«я этого не переживу»);принятие—я принимаю то, что люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе,чем они это делают сейчас,я принимаю,что люди слиш-ком сложны и изменчивы,чтобы можно было давать им глобальную категоричную оценку,и я принимаю условия жизни такими,какие они есть(вместо осуж-дения);Т.о.,осн.критерии Ψздоровьячел.:Соблюде-ние собственных интересов.Соц.интерес.Самоуправ-ление.Высокая толерантность к фрустрации.Гибкос-ть.Принятие неопределенности.Преданность тв-ким занятиям.Научное мышление.Принятие себя. Риско-ванность.Отсроченный гедонизм.Антиутопизм.Отве-тственность за свои эмоц.расстройства. Эмоциональное здоровье,Ψздоровье - нельзя понима-ть это определение, как нахождение чел. в состоянии постоянного чувства некоторого блаженства. Это связь между -и + эмоциями чел., их взаимодействие, взаимодействие эмоций и настроений, эмоц.настрой, кот.так или иначе оказывает влияние на сост.и сохр. здоровья чел. Люди здоровые в этом отношении, как правило стремятся к развитию разных сторон своей личности, это может быть как физич., так и эмоц. либо духовная составляющая.По нашему мнению, к основным собственно общественных факторов, кот. опред.психическое здоровье граждан, относятся:





o Соц. и полит.конфликты и нестабильность;

o наличие работы или безработицы;

o позиция и содержательная направленность средств массовой информации (СМИ);

o определенный соц.-психическое состояние, в кот.находится общество;

o социальная бедность;

o длительное воздействие негативных эмоций;

o соц., эмоциональная и физическая депривация;

o соц.справедливость или несправедливость;

o правовая защищенность или незащищенность;

o социальный оптимизм;

o соотношение материальных и духовных потреб-ностей в обществе;

o религия;

o социальная деградация;

o социально-психическая единство общества и т.д.

социальная психика народа - это сложное, многоуро-вневое, системное, целостное сущее образования, кот.проявляется как интегрированная взаимодейст-вие ментально-психического, духовно-перцептивно-го,Ψкомуникативного,эмоц.-чувственного и спону-кально-волевого,и в то же время явл.основой, движу-щей и управляющей силой нац.жизнедеятельности и развития.

12. Модели Ψпомощи по направленности.

Модели Ψ помощи по направленности (ориентиро-ванности):мед.,пед., соц., диагностическая, Ψ.

Мед.модель.Предполагается, что в основе семейных трудностей лежат болезни членов семьи. Цель помо-щи семье-содействие в установлении диагноза, лече-нии больных,адаптации здор.её членов к больным.

Педагог.модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассм. Необходимо ори-ентироваться не на индивидуальные возможности родителя реб, а на универсальные с т.з.педагогики и Ψспособы воспитания.Работа с семьёй в этом случае направлена на создание системы Ψ-педагог.просве-щения родителей,организацию семейного консуль-тирования, разработку памяток для родителей.

Соц.модель используется в тех случаях,когда семей-ные трудности есть результат неблагоприятного сте-чения обстоятельств.Акцент в работе с семьёй на оказание соц.-педагог.помощи: информир.о возмож-ности получения соц.помощи,координация деят-ти различных организаций и учреждений по оказанию помощи семье,посредническая роль в реш.жизнен-ных трудностей.

Диагностическая модель. Она основ.на предположе-нии наличия дефицита знаний у родителей о реб.или своей семье. Объектом наблюдения явл.семья, а т.же дети и подростки с нарушениями поведения.Предос-тавленные семье результаты диагностики помогут семье в решении семейных проблем.

Ψ(Ψтерапевтическая)модель. Существуют различ-ные подходы к Ψтерапии семьи,акцентирующие раз-личные особенности жизнедеятельности семьи и ра-сходящиеся в понимании задач и способов Ψдиагно-стики.

В реальной практике оказания помощи семье в большинстве случаев используется несколько моделей одновременно: диагностическая, социальная, психологическая. Условиями эффективности оказания помощи современной семье является её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.

13.Этические и правовые аспекты оказания Ψ помощи.

Ψпроблема—сост.душевного дискомфорта гражда-нина, вызванное неудовлетворенностью собой, своей проф.деятельностью,межличностными отношения-ми,обстановкой в семье и (или) др.проблемами лич-ной жизни;кризисная ситуация—условия и (или) факторы,приводящие к жизненным изменениям и возникновениюΨпроблем,с кот.гражданин не может справиться привычными для него способами;кри-зисное вмешательство—безотлагательное оказание Ψпомощи.Психолог—лицо, непосредственно оказы-вающее Ψ помощь и отвечающее требованиям, пре-дъявляемым настоящей статьей.При осуществлении деятельности по оказаниюΨпомощи, требующей по-лучения соответствующего спец.разрешения (лицен-зии),психолог должен соответствовать также иным требованиям, предусмотренным законодательством о лицензировании.Психолог оказывает Ψ помощь в кач-ве индивидуального предпринимателя либо ра-ботника субъекта, осуществляющего деятельность по оказанию Ψ помощи.Психологом может быть лицо:имеющее высшее Ψ образование;имеющее выс-шее мед.образование с квалификацией врач-психо-лог,мед.психолог,клинический психолог;имеющее высшее педагог.образование с квалификацией пси-холог,педагог-психолог,практический психолог в си-стеме образования;имеющее ученую степень докто-ра или кандидатаΨнаук;прошедшее переподготовку на ур.высш.образования по специальности практиче-ская Ψ,мед.Ψ,Ψ.Лицо, получившее соответствующее образование за рубежом, имеет право на оказание Ψ помощи при наличии выданного Министерством об-разования РБсвидетельства о признании документа об образовании, выданного в иностранном гос-ве, и установлении его эквивалентности(соответствия) до-кументу об образовании РБ.Не допускаются к непос-редственному оказанию Ψпомощи лица, указанные в частях третьей и четвертой настоящей статьи, кот.:

им.судимость за совершение умышленного преступ-ления против чел.;ранее выполняли воспитательные ф-ции и были уволены за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением такой работы;сост.на учете в Ψневрологическом и (или) наркологическом диспансерах.

Виды Ψпомощи

Ψконсультирование—комплекс мероприятий, нап-равленных на содействие гражданину(гр.граждан) в разрешении Ψпроблем, в том числе в принятии ре-шений относительно проф.деятельности, межлично-стных отношений, на развитие личности, ее самосо-вершенствование и самореализацию, а также на пре-одоление последствий кризисных ситуаций;

Ψкоррекция—комплекс мероприятий, направленных на исправление(корректировку)особенностей лич-ности гражданина и его поведения,кот.приводят к Ψпроблемам;

Ψпрофилактика—комплекс мероприятий, направле-нных на своевр.предупреждение возможных наруше-ний в становлении и развитии личности гражданина и межличностных отношений,содействие граждани-ну в сохр.и укреплении сост.его душевн.равновесия;

Ψпросвещение—комплекс мероприятий, направлен-ных на распространениеΨзнаний, повышение степе-ни информир.граждан оΨи возможностях Ψпомощи в целях повышения ур.их Ψ культуры и кач-ва лич-ной жизни.

Сост.частью любого видаΨпомощи может явл.Ψди-агностика, выражающаяся в оценке индивидуально-Ψ св-в личности гражданина и направленная на вы-явление Ψпроблем гражданина, уточнение их осо-бенностей.

Наши рекомендации