Характеристика стилей управления
Критерии | Стили управления | ||
авторитарный | демократический | либеральный | |
Авторитет и власть определяются... | иерархией | личными возможностямии задачами | сотрудниками |
Сотрудники рассматриваются как... | машины | сотрудники | изолированные индивидуумы |
Решения приводятся в жизнь посредством... | приказа | выслушивания и убеждения | согласования |
Суть мотивации... | страх | работа на благо организации и общества | свобода |
Характер надзора и контроля... | тотальный | осуществляется руководителем | самоконтроль |
Информация исходит... | oтвышестоящих уровней власти | как от верхних уровней управления, так и в обратном направлении и между подразделениями | случайно |
деятельность подчиненных контролируется не только руководителем, но и членами организации; такой контроль часто является наиболее эффективным;
в отношении к подчиненным сочетает требовательность с заботой и готовностью прийти на помощь человеку;
высокий такт в общении с подчиненными, выдержка, доброжелательность к людям.
Характерные черты руководителя либерального стиля:
минимально вмешивается в работу подчиненных людей и коллектива в целом;
подчиненным предоставляется значительная свобода действий, которая практически не регламентируется руководителем. Инициатива подчиненных не подавляется, но и не поощряется;
неформальные лидеры в отсутствии руководящих воздействий могут пользоваться большим влиянием в коллективе;
подчиненные имеют достаточную осведомленность о положении дел в организации и своих перспективах;
низкий уровень требовательности к подчиненным и к своей деятельности, что нередко приводит к выполнению поставленных задач с опозданием;
полагается на добросовестность подчиненных в выполнении ими своих функций.
Характерные черты руководителя авторитарного стиля:
централизует власть в своих руках, властные функции его заместителей и сотрудников ограничены;
решения принимает единолично, редко консультируется с подчиненными даже по специальным вопросам, по которым их компетенция может быть выше;
деятельность подчиненных жестко регламентируется;
инициатива подчиненных не одобряется, а нередко и подавляется. Право на новые идеи и начинания имеет только сам руководитель;
информация передается только по иерархической лестнице в виде приказов и распоряжений. Подчиненные имеют минимум информации о положении дел в организации;
контроль за деятельностью подчиненных носит тотальный характер;
нередко резок, прямолинеен, болезненно реагирует на критические замечания, считая свое мнение единственно верным.
В современной организации руководитель, в зависимости от конкретной управленческой ситуации, может использовать различные стили управления. Современная теория менеджмента считает, что стиль руководства должен соответствовать сложившейся ситуации, и что нет хороших и плохих стилей.
Перед руководителем в организации всегда стоит вопрос, что важнее дело или люди. И практика руководства в современных организациях подтверждает, что, в первую очередь, надо быть внимательным к людям, а это будет условием высокой результативности труда.
В менеджменте есть методы, позволяющие установить, какому стилю соответствует тот или иной руководитель. Наиболее известным из этих методов является решетка менеджмента (решетка менеджера), имеющая две координаты: производственные (направленность на решение задач) и гуманитарные (направленность на людей) устремления. В системе этих координат располагаются стили управления. Существует специальный тест, позволяющий оценить гуманитарные и производственные устремления человека. На рис. 1 приведена сама решетка и один из вариантов распределения областей между различными стилями управления.
Рис. 1. Решетка менеджмента
В настоящее время изменения в управлении носят фундаментальный характер, что объясняется многими причинами, например, появлением новых знаний, высоких технологий и постоянно убывающими ресурсами. Все это существенно отражается на деятельности фармацевтических организаций. В будущем еще более усилится влияние тотально воздействующих на общество тенденций в роду которых:
информационное общество. Власть когда-то строилась на капитале, труде и природных ресурсах. С течением времени власть будет зависеть от информации;
сокращение среднего звена управления. Непосредственным результатом технологической и информационной революций является уменьшение числа людей, занятых в среднем звене управления, и снижение его значимости. Многие задачи будут решаться с помощью компьютеров и новых технологий;
динамизм рабочей силы. Мобильность и глобальность экономики приведут к тому, что резерв трудовых ресурсов будет характеризоваться многообразием национальных языков, культур, систем ценностей;
интуитивное принятие решений. Сложность мира и информационный взрыв превосходит возможности человеческого разума к их восприятию. Поэтому повышается доверие к интуиции в процессе принятия решений.
В результате социальных и других перемен специалисты по управлению ожидают некоторых изменений в сфере использования ресурсов: оптимизации использования капитала, эффективной переработке природных сырьевых ресурсов, привлечении нетрадиционных трудовых ресурсов (внештатные сотрудники и др.), контроля над потребителями и потребности в дружеском взаимодействии между поставщиками и потребителями.
Руководители организаций будущего должны будут поощрять сотрудничество подразделений организации и личные контакты сотрудников, работающих в различных подразделениях; самоуправление и децентрализацию принятия решений, способствующие повышению ответственности людей и укреплению их уверенности в себе; создать систему при которой не только начальники будут оценивать своих подчиненных, но и наоборот.
В организации будущего руководителям придется действовать в иной чем сейчас рабочей среде. При приеме на работу и для удержания в организации лучших специалистов необходимо будет учитывать, что перспективные сотрудники хотят работать под началом и в команде с людьми, имеющими похожую систему ценностей, иметь свободу на ошибочные действия. Они нуждаются в атмосфере корпоративности и хотят, чтобы в организации были программы, направленные на личный рост сотрудников.
Руководители будущего должны соответствовать аптечным организациям будущего. Основным источником власти в организациях XXI в. будут знания, поэтому руководители передовых и конкурентоспособных организаций будут уделять особое внимание приобретению и использованию знаний, постоянному обучению сотрудников и повышению собственной квалификации. Люди, которые через несколько лет будут руководить аптеками и другими аптечными организациями, постигают азы своей профессии на студенческой скамье, и уже сейчас необходимо готовиться к изменению управленческого мира, чтобы преуспевать в успешно функционирующей фармацевтической организации будущего.
Методы управления – см. лекцию 20.